4 декабря президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию, в котором, в частности, пообещал «надзорные каникулы» для бизнеса и полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. Большинство отечественных экономистов сконцентрировали своё внимание именно на этих положениях. Мы же попытаемся прочитать текст послания чуть под другим углом зрения
Сочетание раскрепощения частной инициативы и государственной поддержки, выработка долгосрочных правил для бизнеса стали основными темами послания российского президента Федеральному собранию. Конечно, было бы необоснованным ожидать, что в послании в отдельные тезисы выльется позиция главы государства по вопросам использования лесных ресурсов в одном из северо-западных регионов страны. Однако внимательное и, главное, критическое чтение президентского обращения позволяет выявить идеи, практическая реализация которых в той или иной степени затронет лесную и лесоперерабатывающую отрасли нашего региона.
Во-первых, предложенная либерализация – отметим, что само это слово не было произнесено ни разу – помещена в абсолютно мобилизационный контекст. «Если завтра война, если завтра в поход», то экономическая целесообразность и обоснованные правила конкуренции неизбежно уступают место ситуационному принятию политических решений. Даже допустив предположение, что от послания ждали реальной либерализации экономического курса, необходимо признать: в выступлении речь пошла о наборе давно обсуждаемых мер, в то время как главные проблемы всё-таки были обойдены. По поддержке малого и среднего бизнеса – казалось бы, самой ожидаемой теме – кардинальных изменений не будет. Завораживающие слова Путина о необходимости уйти от обвинительного уклона в работе надзорных и контрольных органов накладываются на криминализацию экономических статей уголовного кодекса и реальную правоприменительную практику, в том числе и в Карелии.
Во-вторых, очевидно принижение роли федерального и региональных министерств экономического развития. Функциями идеолога экономической политики наделено Агентство стратегических инициатив. С его Проектом-2014 – Региональным инвестиционным стандартом – пришлось столкнуться всем субъектам федерации. В Карелии на протяжении этого года наблюдалось очень заметное отставание от заданных федеральным центром темпов внедрения пунктов стандарта.
Но сейчас более значимыми выступают требования по наличию доступной инфраструктуры для размещения производственных объектов инвесторов. «С 2015 года также запускается программа компенсации расходов субъектов Федерации на создание индустриальных парков. Рассчитываю, что регионы будут активно использовать эту возможность для развития собственного промышленного потенциала. За счёт дополнительных мер мы должны поддержать экономический и промышленный рост в стратегически важных регионах страны» Здесь, конечно, есть указание на стратегическую важность конкретных территорий. Приграничная Карелия к таковым не относится. Более того, по мере перемещения центра инвестиционной активности в Восточную Азию и в Тихоокеанский регион Республика Карелия обречена на идентификацию в качестве национальной окраины и периферии.
Олег Реут, публицист
Источник: forest-karelia.ru
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание