Клевета против цензуры?

Аналитика. Обществоведение
12:15, 23 Марта 2015

ОАО "Кондопога" и раньше не был обделен вниманием прессы. Но до последнего времени СМИ интересовала экономическая ситуация на предприятии, что ждет самый крупный ЦБК на Северо-Западе, переживающий не лучшие времена. Сейчас руководство комбината, а конкретно Дмитрия Туркевича обвиняют в давлении на местную газету "Новая Кондопога" и в том, что якобы он приказал уволить журналиста, опубликовавшего непонравившийся директору материал.

 

Эмоции затмили факты?

Все началось с того, что в газете "Новая Кондопога " было опубликовано письмо местной жительницы, пенсионерки, бывшей работницы ЦБК, которая заявила, что ее вынуждают выехать из квартиры, которую женщина получила после 10 лет работы на предприятии. Письмо было очень эмоциональным, но без упоминания каких-либо фактов.

А факты таковы. Порядка 500 квартир в Кондопоге построил комбинат для своих работников. Жилье принадлежит ЦБК, а работники живут в них на основании договоров коммерческого найма. В июле 2014 года на комбинате была введена процедура внешнего управления. По закону о банкротстве, руководство ОАО "Кондопога" стало продлевать договоры найма квартир на более чем на три месяца, а в документах прописывалось условие – освободить квартиру в течение трех дней по требованию собственника. Это – также условие внешнего управления, на которое влиять ЦБК не может. Не удивительно, что люди начали нервничать, а подобное письмо вызвало предсказуемую реакцию – квартиросъемщики оказались в ситуации напряженного ожидания: что будет дальше? И тут письмо: "Караул, выселяют!"

В действительности, никого из ведомственных квартир за два года ни разу не выселили. Не удивительно, что комбинат попросил опровергнуть информацию. Тем более, что главный редактор Елена Зеленская завила, что газета готова его опубликовать. Но и это еще не все, редакция пару дней правила текст, присланный от ЦБК. Опровержение вышло 17 марта. А в среду 18 марта появляется открытое письмо, которое послужило основой для различных статей в СМИ Карелии, каждое из которых чуть ли не "кричало" о недопустимой цензуре и давлении на "Новую Кондопогу" со стороны исполнительного директора ОАО "Кондопога" Дмитрия Туркевича, якобы потребовавшего уволить обозревателя газеты Марину Бошакову.

"Это открытое письмо – неправда. Мы сейчас рассматриваем вопрос: минимум о подаче заявления в суд о защите чести и достоинства, максимум – о возбуждении уголовного дела по статье "Клевета". Юристы прорабатывают материал", - сказал Туркевич на пресс-конференции, на которой, кстати, присутствовала сама Елена Зеленская.

Выяснилось, что после публикации встреча редактора "Новой Кондопоги" Елены Зеленской и Дмитрия Туркевича состоялась по ее инициативе. Что главред лично подтвердила на пресс-конференции. Однако в открытом письме в СМИ, под которым подписались восемь человек, было заявлено следующее: "13 марта исполнительный директор ОАО "Кондопога" Д.В. Туркевич пригласил редактора муниципального унитарного предприятия "Редакция газеты "Новая Кондопога" Е.В.Зеленскую к себе в кабинет для разговора. <…> Материал вызвал недовольство Туркевича, которое было высказано в жесткой, мы бы даже сказали, ультимативной форме.Во время 1,5-часовой беседы редактор газеты получила указание уволить сотрудника, который готовил материал в печать".

Но встреча была инициирована Зеленской, и проходила в присутствии специалиста по работе с общественностью и СМИ Марины Гуменниковой.

"Началась эта встреча с того, что Елена Викторовна принесла свои извинения за публикацию в газете. Встреча закончилась тем, что мы договорились, если будет опубликовано опровержение, никаких претензий с нашей стороны к газете не будет", - рассказал Туркевич журналистам.

Елена Зеленская подтвердила журналистам, что она настояла на встрече с исполнительным директором ОАО "Кондопога". Получается, что ряд фактов, изложенных в письме, не соответствует действительности. Тогда можно ли верить и остальной информации, опубликованной редакцией "Новой Кондопоги"?

Далее, в открытом письме утверждается, что руководитель ЦБК дал указание директору по работе с органами госвласти и органами местного самоуправления ОАО "«Кондопога" Николаю Лагуте уволить Бошакову, что также опроверг Туркевич. Приказывать Лагуте, по его словам, он может только в рамках предприятия, как директору по GR. Вероятно, журналисты предпочли об этом написать именно в таком свете, так как Лагута участвует в конкурсе на замещение должности главы администрации Кондопожского района.

"Никаких указаний, как будущему главе района, как-то воздействовать на газету я не могу по определению", - настоял Туркевич.

Он отметил, что в городе есть некий ореол бывшего генерального директора комбината (Виталия Федермессера – прим. авт.), который "всех здесь строил" и что, возможно, этот образ проецируется на Туркевича.

"Можно пообщаться с сотрудниками комбината, которые скажут, что я никогда ни на кого не давил, я никому никогда не угрожал и я уже много лет слышу от своих учредителей, что я слишком демократичный", - сказал исполнительный директор.

Под письмом Зеленской подписались еще семь человек, которые даже не присутствовали на встрече, но своими подписями они вроде как утверждают "истинность" изложенных фактов. Хотя свидетель, как мы указывали, был всего один. При этом, по словам Марины Гуменниковой, редакция газеты утверждает, что на нее оказывается давление.

"Сама Зеленская заявила, что любой звонок будет воспринят как давление. Ну, мы и не звоним", - пояснила Гуменникова.

Складывается ощущение, что редактор "Новой Кондопоги" Елена Зеленская заранее решила идти на конфликт, и письмо было сформировано еще при верстке опровержения со стороны ЦБК. Иначе как объяснить наличие стольких недостоверных фактов? Возможно, издание решило привлечь себе внимание за счет полемики на уровне региональных СМИ и общественных организаций.

"Я могу убеждать, высказывать свое мнение. Я больше скажу, меня спросят: "А буду ли я давить на "Новую Кондопогу"? Конечно, нет. Но убеждать суд, прокуратуру в том, что это клевета, я имею право. Это может быть расценено как давление, согласен", - сказал Туркевич.

Удивительным образом конфликт стал рассматриваться в карельских СМИ только с позиции защиты Марины Бошаковой. То есть, журналисты заранее встали на строну коллеги после открытого письма, несмотря на то, что даже начальник Бошаковой – Елена Зеленская – признала, что не все описанные факты – правда.

 

Яблоко раздора

За всем этим скандалом как-то быстро позабылась проблема, которая послужила триггером для последующих публикаций и обвинений. Проблема квартиросъемщиков, которые сейчас арендуют у комбината жилье. Многие не один десяток лет.

С началом внешнего управления, договоры аренды продлеваются на три месяца. У комбината есть вариант, как избавиться от проблемы – продать жилье. По закону, квартиры должны быть проданы по рыночной стоимости. Согласно предварительным оценкам – это около 500 миллионов рублей. После реализации средства направят кредиторам.

"Эти квартиры несут комбинату убытки, больше 10 миллионов в год, - уточнил Туркевич. – Я с удовольствием их просто раздам. Но я не могу этого сделать. Это не потому что я прикрываюсь злыми кредиторами. Если у кого-то есть юрист, который придумает, разработает классную схему либо продления договоров аренды, либо передачу гражданам квартир по какой-то низкой стоимости, я готов его нанять, чтобы он разработал эту схему. Нужно понимать, что в нынешних условиях  согласно  российскому законодательству, и внешний управляющий, и исполнительный директор обязаны  действовать в интересах кредиторов".

"Тут очень сложный вопрос. Даже если мы со всеми кредиторами договоримся, и мы подарим людям эти квартиры… Или продадим за 1 рубль. Налоговая скажет:  "Занижение выручки"; "Вы с людей получаете откаты", - скажет прокуратура; налоговая придет к людям и скажет: "Вам делают подарок, заплатите налог", - пояснил Туркевич.

Квартиросъемщикам объясняют, как они могут выкупить жилье. Как нам пояснили, ведется индивидуальная информационная работа. Некоторые воспринимают это как давление и ультиматум. На ОАО "Кондопога" подтвердили, что думают, как людей оставить в жилье. По рыночной стоимости квартиры продать невозможно, их никто не купит. Зарабатывать комбинат на них не может. Если людей выселить из квартир, комбинат остановится, то есть это тоже не выгодно.

Что касается открытого письма, этот вопрос Туркевич намерен решать только через суд

"Я буду подавать в суд по любому, - сказал он. –  Если это (изложенный в открытом письме материал – прим. авт.) правда, то меня обвиняют в уголовном преступлении, и надо не шуметь, а просто подавать в суд, и за это я буду уголовно наказан. Я всех призываю дождаться решения суда, поскольку никакого другого выхода у меня нет. В суде будет выяснено, что правда, что неправда".

Подготовил Роман Баландин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей