На площадке Общероссийского народного фронта в Карелии в конце прошлой недели снова состоялась дискуссия на тему эффективности расходования бюджетных средств при госзакупках. Во время круглого стола в очередной раз всплыла тема адекватности расходуемых сумм при покупке медицинского оборудования, в частности, низкотемпературного плазменного медицинского стерилизатора и аппарата для дезинфекции помещений, которые были приобретены через аукцион в 2014 году.
"Нами наблюдаются до сих пор такие вещи, как, например, не очень разумное расходование средств, в том числе, при закупке медицинского оборудования. В частности, ОНФ выявил, что при закупке стерилизаторов их стоимость превысила 1,6 миллиона при сравнении с закупками такого же стерилизатора в других регионах", - заявил председатель карельских профсоюзов Илья Косенков.
В 2014 году "фронтовики" написали заявления в карельское управление Федеральной антимонопольной службы, прокуратуру, Минздрав и Минфин.
Напомним, по данным ОНФ, цена на плазменный стерилизатор STERRAD 100S, приобретенный Минздравом республики, оказалась завышена почти в два раза. Эксперты проанализировали сайт госзакупок и обнаружили, что в это же время в других регионах это же самое оборудование покупали за 5 миллионов рублей. Карелия заплатила за американское оборудование 9 миллионов 445 тысяч рублей. Цена второго контракта на аппарат для дезинфекции помещений в итоге составила 2,7 миллиона рублей.
Ведомства тут же инициировали свои проверки. Антимонопольная служба сообщила, что при проведении закупок нарушений установлено не было, а вопрос эффективности таких закупок не входит в компетенцию УФАС. Прокуратура Карелии также после проверки заявила, что не нашла повода для принятия мер прокурорского реагирования. В министерстве здравоохранения и социального развития Карелии заявили, что разница в стоимости аппаратуры произошла за счет дополнительных позиций, присутствующих в закупке.
"Мы ничего не лоббируем, но в России такого вида стерилизаторы производит Тюменский завод, Саранский завод, Косимовский завод. При формировании закупок было бы целесообразнее указывать такие параметры, которые не сужали бы конкуренцию и позволяли бы принимать участие отечественным производителям. Чтобы не быть голословным, привожу свежий пример. Сейчас производится закупка до 1 октября 2015 года двух комплектов стерилизаторов паровых. Цена контракта – 19 миллионов рублей. Полный аналог российского оборудования стоит дешевле", - добавил Косенков, не забыв упомянуть рекомендацию российских и карельских властей по замещению импортных товаров на отечественную продукцию.
В то же время депутат Законодательного собрания Карелии Ирина Семенова, в прошлом врач и начмед, рекомендовала "фронтовикам" "корректнее" подходить к оценке по покупке медицинского оборудования, особенно, высокотехнологичного.
"Нужно быть очень корректными и осторожными, - сказала Семенова. – Закупка оборудования – это не просто трата денег. В современной медицине мы все, как потребители, хотим высококлассной медицинской помощи. Мы хотим, чтобы у нас был высокий уровень. А это значит, у нас должны быть высокие требования к оборудованию. Когда мы говорим о стерилизаторах в онкодиспансер и когда мы рассматриваем цели и задачи, которые стоят перед этим стерилизатором, нужно понимать – если там нужно стерилизовать оборудование стоимостью в миллионы рублей, а наши стерилизаторы не соответствуют и могут испортить это оборудование? То нужно ли закупать наше? Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи, которые в конечном счете будут стоять. Кроме того, есть оборудование, которое может привести к риску для здоровья. Когда аппарат ломается, за здоровье отвечает врач, а не продавец оборудования".
Также, по словам Семеновой, в перечне правительства РФ по импортозамещению в медицинской сфере нет высокотехнологичного оборудования, а есть иглы, форма, перчатки, ножницы и т.д. В итоге говорить об импортозамщении в медицинском оборудовании не всегда правильно.
"Когда завод использует китайское оборудование и только российскую сборку, мы знаем, что такое китайская сталь… Я знаю случаи, когда у нас китайские иглодержатели ломались прямо во время операции. Это всё очень серьезные вещи, поэтому нельзя огульно обвинять, что здесь можно экономить. А нужно ли здесь экономить?" – пояснила Семенова.
Заммнистра здравоохранения и социального развития Карелии Анатолий Голубченко высказал позицию ведомства, рассказав также о результатах проверки проведенных министерством конкурсов.
"Еще в сентябре на Минздрав было подано две жалобы: на максимальную цену контракта и жалобы на то, что оборудование было прописано под единственного производителя в нашей стране. Ни прокуратура, ни министерство внутренних дел не отреагировать на подобные обращения не могли и провели свои проверки. Помимо этого, свою проверку провела Федеральная антимонопольная служба, которая пришла к заключению, что жалоба не обоснована. Цена в обоих контрактах рассчитана в соответствии с законодательством и никаких нарушений при этом не было. Жалоба на то, что техническое задание прописано под единственного производителя опровергается тем фактом, что на оба аукциона было подано по две и заявки соответственно", - рассказал Голубченко.
Представители ОНФ не удовлетворились проверками правоохранительных и надзорных ведомств и от министерства потребовали предоставить ответ, где были бы прописаны все позиции, которые позволили купить оборудование по завышенной, по мнению "фронтовиков", цене.
Как сообщили в карельском отделении ОНФ, разница на аппарат для дезинфекции помещений лечебно-профилактических учреждений ASP GLOSAIR модель 400 (с принадлежностями) в цене вызвана четырьмя позициями: пульт, который и так входит в комплект, и шесть дополнительных кассет стоимостью 5524 рублей каждая. Еще одна позиция - "гарантийный срок". Но из практики других поставок, как отмечают эксперты, увеличение срока гарантии на один год делается либо бесплатно, либо не может превышать 2-5 % от стоимости оборудования. То есть в данном случае позиция может стоить 45-75 тысяч рублей. По низкотемпературному плазменному медицинскому стерилизатору STERRAD 100S разница даже с учетом всех позиций все равно осталась на уровне 2,5 миллионов рублей.
Представители карельского министерства здравоохранения и социального развития пообещали подготовить подробный ответ для ОНФ, какие именно критерии оборудования позволили купить его за требуемую сумму. А "фронтовики" пообещали проверить остальные аукционы, которые проводятся за бюджетные средства.
"Вопрос действительно серьезный. В 2011-2012 годах в Российской Федерации была проведена модернизация системы здравоохранения, которая подразумевала закупку или замену максимально возможного парка медицинского оборудования. Сейчас ограничить лечебные учреждения в закупке только российских производителей – невозможно и нельзя. У меня есть два-три примера по нашим учреждениям, когда из двух лет работы (отечественного) аппарата, аппарат проработал всего 1,5 месяца в нормальном режиме. Если есть возможность вместо импортного закупить отечественное оборудование достойного качества, мы идем на это с удовольствием", - сказал Голубенко.
Роман Баландин
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание