Мэр или менеджер?

Аналитика. Политкухня
11:26, 10 Июня 2015

Вот в чем вопрос.

В Петрозаводске началась общественная дискуссия на тему, как должен выбираться глава города. Должен ли это быть всенародно избранный мэр, как сейчас, или эффективнее способ назначения сити-менеджера по итогам конкурсного отбора. Поводом для возобновления споров стала законодательная инициатива депутатов Петросовета, которые считают необходимым отказаться от всенародных прямых выборов. На страницах "Столицы на Онего" свое мнение по этому поводу высказывает наш постоянный автор Сергей Авишев, руководитель Союза промышленников и предпринимателей Петрозаводска, лидер карельского отделения партии "Города России".

- Сегодня, в условиях непростой политической и экономической ситуации в Петрозаводске, остро встал вопрос, что же предпочтительнее для дальнейшего развития нашего города – прямые выборы мэра или назначение сити-менеджера. Вопрос далеко неоднозначный и требующий вдумчивого и консолидированного подхода для его решения. Как говорится – сколько людей, столько и мнений. Кто-то скажет, что выборы, – это наиболее демократическая процедура, а кто-то будет настаивать, что лучше пригласить на работу профессионала-хозяйственника, не занимающегося политикой, а строго исполняющего свои прямые функции управляющего администрацией.

Федеральное законодательство, регламентирующее принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации предусматривает, что главой муниципалитета может быть не только избираемый населением глава муниципального образования, но и сити-менеджер, являющийся, по сути, наемным служащим, принимаемым на работу по трудовому контракту. Выбор той или иной модели управления местной администрацией остается за муниципальным образованием.

Закон четко определяет порядок, сроки полномочий и требования к лицу на должность главы местной администрации, назначаемого по контракту. Поэтому не стану заострять внимание на этих аспектах, наиболее важным мне видится скорейшая стабилизация той обостренной ситуации, которая сложилась на фоне противостояния местных элит. То, что данное противостояние со стороны города с республикой существует, ни для кого не секрет. И, что наиболее удручает, такое противостояние не идет на пользу нашему городу, никак не способствует его экономическому развитию и играет дестабилизирующую роль в инвестиционной привлекательности Петрозаводска.

Мне, как представителю предпринимательского сообщества, как руководителю Союза промышленников и предпринимателей города, очевидно, что нестабильность политическая напрямую отражается на городской экономике. В условиях экономического кризиса в стране, в условиях необоснованных санкций по отношению к нашему государству, убежден, что лишь консолидация всех политических сил позволит создать устойчивый базис для стратегического развития столицы и республики в целом.

Но вернусь к основному вопросу. Что же продемонстрировала нам всем многолетняя выборная история мэров нашего города? Без сомнения, были положительные и отрицательные примеры. Однако, по моему субъективному мнению, одним из ключевых аспектов всегда было то, что с приходом нового градоначальника, частично или полностью менялась структура администрации. Безусловно, каждый руководитель формирует собственную команду, но необходимо понимать, что есть когорта специалистов, которых порою просто некем заменить. Есть люди, становление профессионализма и формирование опыта которых занимает многие годы. Одним из главных качеств настоящего руководителя является умение внести ключевые кадровые изменения и не нарушить устойчивой работы системы в целом. И здесь нельзя идти на поводу личным предпочтениям, дружеским обязательствам или внешнему навязыванию, здесь необходимо вдумчиво и комплексно подходить к ситуации. Необходимо очень взвешенно принимать решения по кадровым изменениям, необходимо помнить, что город – это не частная лавочка, а очень чувствительный к кадровым изменениям механизм.

По своему опыту смею утверждать, что лишь стабильность и уверенность людей в завтрашнем дне, стимулирует любой коллектив на сплоченную работу на благо структуры в целом. Нравится нам или не нравится, но в первую очередь, все решают люди. К сожалению, не у каждого руководителя хватает выдержки и профессионализма провести профессиональную и слаженную кадровую политику. Великий итальянский философ и политический деятель Никколо Макиавеелли однажды сказал: "Короля делает свита". Очень жаль, что в нашем городе, не всегда следовали данному девизу, и порою именно окружение топило своего руководителя.

Но это лишь один из факторов. Еще одним важнейшим моментом является формирование политической стабильности и умение избранного населением мэра находить диалог с вертикалью государственной власти. Это очень тонкая грань, и вот тут и кроется один из камней преткновения. Современная политическая история в отношениях администрации Петрозаводска и правительства республики показывает нам, что политические противостояния возникали с определенной регулярностью. Так хорошо или плохо это для нас – жителей города? Думаю, что любая конфронтация ветвей власти лишь усугубляет негативные настроения горожан и усиливает недоверие к власти, что объективно нам показали выборы 2013 года, когда на избирательные участки пришло менее трети петрозаводчан.

Вот и давайте все вместе задумаемся, а не попробовать ли в нашем городе прибегнуть к иному, допустимому законом, механизму формирования муниципальной власти?! Полагаю, что инициатива петрозаводского депутатского корпуса по внесению изменений в законодательство, ведущая в будущем к назначению сити-менеджера, заслуживает серьезного внимания и обсуждения. Сегодня рано говорить о персоналиях, более важным является сам принцип дальнейшей работы в данном направлении и поддержка этой инициативы на всех уровнях региональной власти. Не исключаю, что надо предоставить нынешней городской администрации возможность завершить свои начинания и в рамках срока полномочий дать возможность реализовать текущие наработки, а затем плавно перейти на другие рельсы и посмотреть, какая же система наиболее эффективна и работоспособна.

Полагаю, что в идее нанять для управления городом сити-менеджера, нет ничего ущемляющего права и интересы горожан. Сити-менеджера отбирают по конкурсу и контракт с ним заключают на определенный срок, что всегда оставляет возможность поменять кандидатуру, которая по тем или иным причинам не справляется с поставленными задачами. Мы можем ассоциировать сити-менеджера как некого внешнего управляющего, не находящегося под влиянием олигархических групп, и, не подверженного политическим течениям, что очень существенно в нынешних реалиях нашего города.

Хотелось бы также добавить, что в отличие от прямых выборов мэра, проведение конкурса на должность сити-менеджера не потребует существенных бюджетных расходов, а если такая система формирования городской власти впоследствии окажется неэффективной, возможно безболезненно вернуться к выборной системе, в этом случае соответствующие юридические процедуры также не потребуют финансовых затрат из муниципального бюджета.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей