Выборы как тест для губернаторов

Аналитика. Политкухня
12:40, 27 Октября 2015

Вице-президент Центра политических технологий, профессор Высшей школы экономики Ростислав Туровский рассказал на научной конференции "Октябрьские чтения" в Санкт-Петербурге, зачем Кремль тестирует губернаторов на выборах глав регионов, усложняя им жизнь, и как на это реагируют руководители регионов.

По словам Туровского, он проанализировал 64 губернаторских кампании, которые прошли в 62 регионах России в последние годы, в том числе осенью 2015 года. В двух субъектах выборы проводились дважды. Он считает, что анализ региональных политических процессов дает возможность поразмышлять о развитии политического режима.

 

Стратегия федерального центра

Стратегия федерального центра или Кремля, считает Туровский, является внутренне противоречивой. При этом у нее есть региональные различия, которые влияют на итоги выборов.

"Федеральный центр, с одной стороны, настаивает на легитимности и чистоте региональных выборов, под которой понимается бесспорность итогов выборов.  Различий между тем, что предполагалось до выборов  и тот результат, который был получен по их итогам, с точки зрения центра, быть не должно. Выборы в регионах не должны продуцировать большое количество скандалов и обвинений в фальсификации выборов", - пояснил он.

С другой стороны, по словам эксперта, существует задача обеспечить стабильность власти на региональном уровне. При этом на выборы идет или прежний губернатор или и.о. губернатора, которого накануне назначил президент. Ставка всегда делается на победу кремлевского кандидата.

"Роль выборов состоит в том, чтобы дополнительно легитимизировать  то решение, которое было до этого принято Владимиром Путиным, назначившим  соответствующего губернатора. В этой связи стартовой точкой начала предвыборной кампании является не официальный её старт, а является решение президента о назначении исполняющего обязанности губернатора", - уточнил Туровский.

В этой связи, отметил он, любопытен случай с губернатором Калининградской области Николаем Цукановым, который мог спокойно работать до сентября 2015 года, когда у него истекал срок полномочий. При этом в июне он был переназначен и.о. главы региона. Тем самым было  продемонстрировано, что это человек, назначенный Владимиром Путиным, и в этом качестве он идет на губернаторские выборы.

Федеральный центр, обеспечивая несменяемость или управляемую сменяемость региональной власти выделил по губернаторскому посту для партий системной оппозиции, т.е. для "Справедливой России", ЛДПР и КПРФ. Так, каждая партия получила из рук президента через назначение один губернаторский пост.

Сама идея возвращения прямых выборов губернаторов шла из Москвы, а не из регионов, отметил Туровский и добавил, что делалось это для того, чтобы повысить публичную ответственность губернаторского корпуса, заставить глав регионов активнее работать с общественным мнением, повысить уровень эффективности при принятии социально-экономических решений, тем самым выжать из главы региона все, на что он способен и укрепить один из нижних этажей власти, чтобы укрепить политический режим в целом.

Притом, что губернаторам дают избираться на прямых выборах, уровень их поддержки должен быть не чрезмерно высоким. Те, губернаторы, которые признаются харизматиками, как Тулеев, имеют неформальное право получить больше голосов. С другой стороны, возникают претензии и конфликты с теми губернаторами, которые берут больше, чем им полагается.

"Ситуация в Самарской области  (где губернатор набрал 91% голосов)  развивается в логике конфликта между президентской администрацией и губернатором, который взял больше, чем имел право взять и не подтверждал реальной эффективностью работы и рейтингами", - сказал Ростислав Туровский.

Эксперт уверен, что Кремлю выгодно не создавать тепличные условия для губернаторов на выборах, а усложнить их, чтобы посмотреть, как губернатор справляется с этими задачами.

"Федеральному центру нужно протестировать реальные губернаторские возможности для того, чтобы принимать решения о будущем этих губернаторов и о дальнейших электоральных стратегиях в рамках думской и президентской избирательных кампаний", - сказал Туровский.

 

Стратегия губернаторов

По словам эксперта, власти на местах, как и Кремль, заинтересованы в победе назначенца. На этом сходство стратегий фактически заканчивается. Губернатор заинтересован в том, чтобы зафиксировать высокую эффективность на выборах. Для этого ему нужно не допустить до выборов сильных соперников. При этом федеральный центр наоборот заинтересован в тесте губернаторской эффективности в более сложных условиях и настаивает на том, чтобы в избирательных кампаниях принимали участие сильные кандидаты.

"Здесь возникает поле для торга и для возможного конфликта. Это продемонстрировал случай в Омской области, когда губернатор принимает решение не допустить до выборов сильного конкурента от КПРФ. Через некоторое время федеральный центр ставит все на свои места и через Верховный суд принимает решение о регистрации сильного кандидата и создании для губернатора конкурентной ситуации, от которой он пытался уйти",  - объяснил Туровский.

Предполагается, что новые правила игры для губернатора создают проблему, и он думает, в чем же состоит его отчетность перед Кремлем? Если раньше, чем больше голосов на выборах было за "Единую  Россию", тем  лучше считался губернатор, то в изменившихся условиях перед ним ставится задача, которую он не до конца понимает, а именно – ему нужно создать конкурентное поле и в нем уже добиться победы. Как показывает организация выборов даже в этом году, по-прежнему примитивные технологии продолжают работать.

"Объяснить губернатору,  что такое легитимный результат выборов, а тем более объяснить это заместителям губернаторов по внутренней политике, которые, как правило, вообще не понимают, что такое политика, оказывается делом еще более сложным", - отмечает вице-президент Центра политических технологий.

По его словам, от губернаторов требуют, чтобы на выборах присутствовали все партии системной оппозиции, а 90% результат на выборах - неприличный (за вычетом отдельных регионов).

Так, на губернаторских выборах 2015 года был тренд, когда при начальном подсчете голосов несколько губернатор получали более 80% голосов, к утру они получили 78-79%, тем самым "они не высовывались и не подставлялись под критику".

 

Прогнозирование и явка

Как отметил Ростислав Туровский, уровень и качество социологических исследований в стране в последнее время снизились, а это зачастую вводит в заблуждение президентскую администрацию. Это известная проблема, когда рейтинги до старта избирательной компании завышаются, а потом оказывается, что откуда-то появились протестные голоса.

"Вопиющий пример этого года в Иркутской области, где все было настолько плохо просчитано, что произошло неожиданное поражение и протестная активизация электората во втором туре (в итоге победил представил КПРФ)", - сказал профессор Высшей школы экономики.

По его словам, если российский избиратель видит возможность смены власти, то оказывается не так прост и примитивен – он приходит на выборы и этой возможностью пользуется.

"Это то, что не было просчитано в Иркутской области и что произошло во втором туре, когда в два раза количественно возрос электорат у соперника, и вообще не растет электорат действующего губернатора. В итоге произошел рост явки в пользу соперника", - сказал Ростислав Туровский.

В то же время он напомнил, что губернаторский корпус – это епархия президента.

"Ключевые решения все-таки о  том, кого назначить, кого убрать, а кого посадить, принимает первое лицо", - добавил эксперт.

 

Андрей Кузнецов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей