Аналитика. Политкухня
10:41, 18 Декабря 2015

"Никого нельзя заключать под стражу только потому, что следователю "так удобно"

Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев объявил о начале всероссийской "ревизии" работы судей.

Всероссийский Совет судей начался с тревожных заявлений. За 9 месяцев 2015 года людьми в мантиях было рассмотрено аж 700 тысяч уголовных дел (рекордное число) в отношении 740 тысяч лиц. То ли следствие лютует, то ли преступников стало в России больше. Эксперты склоняются к первому варианту и в доказательство приводят цифры - за тот же период освобожден от уголовной ответственности каждый четвертый (!) подсудимый. Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев объяснил, почему так происходит и как с этим бороться.

 

- Вячеслав Михайлович, число уголовных дел в этом году выросло, так что подготовленный Верховным судом РФ законопроект о либерализации уголовных наказаний стал еще более актуален. Почему его не принимают?

- У меня было некое недоумение, когда некоторые сказали: "Давайте с самого начала его рассмотрим". Зачем? Он одобрен. Я на переголосование его ставить не буду. Надеюсь, в ближайшее время закон будет подписан. Я попросил Совет по правам человека при президенте поддержать этот важный документ. Благодаря этому закону огромное число людей, совершивших мелкие преступления по глупости, в силу каких-то недоразумений, печального стечения обстоятельств, освободятся от уголовного преследования. Их действия перейдут в раздел административной ответственности.

 

- ВС подготовил законопроект, касающийся жалоб на следователей и дознавателей. Что конкретно в нем предлагается?

- Речь идет о статье 125 УПК. Жалоб на дознавателей и следователей сегодня поступает очень много. Но что происходит сейчас? Судья устанавливает, что дознаватель или следователь совершил неправильные действия, и просто указывает ему на это. А было бы правильнее, чтобы судья вынес конкретное решение (обязать сделать те или иные действия).

С другой стороны, были случаи, когда обвиняемые в течение предварительного расследования подавали по 60 (!) жалоб, злоупотребляя своим правом. Нужно подробно расписать - какие действия следователей могут быть обжалованы и какие решения по ним судья может вынести и в какой срок. Готовый документ представим вам в ближайшие дни.

 

- Суды чаще стали выбирать такую меру пресечения, как заключения под стражу?

- За 9 месяцев 2015 года количество таких ходатайств со стороны следствия увеличилось на 6 %. Всего российские суды рассмотрели их в отношении 114 тыс лиц и удовлетворили 91%. Количество ходатайств о продлении срока заключения под стражу тоже выросло, причём удовлетворено было 98 % из них. Эти результаты настораживают.

Я все время повторяю, что заключение под стражу - это самая жесткая мера пресечения и должна избираться в крайнем случае. По-моему, в букваре меньше букв, чем то количество раз, которое мы поднимали тему избрания меры пресечения.

 

- Может, пришла пора называть судей, которые все это игнорируют?

- Пришло время серьезных выводов. Мне в ближайшее время подготовят обобщение по всем регионам (как часто и почему там заключают людей под стражу). Будем анализировать работу судей, которые без достаточных оснований это делают. Я лично вносил как-то представление прекратить полномочия судьи, который инвалида отправил в СИЗО. Но все это касается не только больных, женщин и несовершеннолетних. Никого нельзя заключать под стражу только потому, что следователю "так удобно". Я советую всем, кто не согласен с избранием меры пресечения, обжаловать эти решения. К сожалению, мы не может это делать по публикациям в СМИ. Обжаловать может только сторона по делу.

 

- В 2015 году отклонено больше 500 кандидатов на судейские должности. Это много? 

- В прошлые годы фильтр не проходили порядка 150. Это очень много. И эта тенденция тревожит судейское сообщество. Большинство не прошли потому, что скрыли свои доходы. Вот был случай. Человек продал дом в мае 2015, но посчитал, что не должен указывать это, когда подал документы в июне как претендент на должность судьи. Зачем мы будет его искать, совестить? Обязан сделать - сделай. Ты же судьей хочешь работать! Мне говорят: "Что же теперь, в судьи брать только сирот?" Нет, конечно. Но кандидат в судьи должен быть кристально честным. Если он не такой - пусть ищет другое место работы.

Ева Меркачева
Источник


Дело Алиханова – это дискредитация судебной системы

Это интервью с председателем Верховного суда России Вячеславом Лебедевым, которое он дал федеральным СМИ в начале декабря, мы опубликовали не случайно. Ранее на эту же тему высказался глава нашего государства. Обращаясь с традиционным ежегодным посланием к Федеральному Собранию, Президент России Владимир Путин часть своей речи посвятил необходимости либерализации законодательства в отношении бизнеса и пересмотра практики работы правоохранительных органов и судов по экономическим делам. В частности, он сказал о том, что при расследовании экономических преступлений арест должен применяться только как крайняя мера.

Президент РФ В. В. Путин

Между тем, в Карелии эти федеральные установки не только не выполняются, может показаться, они демонстративно игнорируются. Самый яркий пример – дело Девлета Алиханова. Вот уже почти год находится под стражей этот известный политик, трижды депутат Заксобрания республики. В течение года судьи Петрозаводского городского и Верховного суда Карелии по ходатайству петербургского следователя более десяти раз принимали решения сначала о заключении  его под стражу, а затем о продлении ему срока ареста. И это при том, что дело Алиханова по существу еще даже не рассматривалось, никакого приговора нет, а в предъявленном обвинении отсутствует не просто состав, но и событие преступления. Несмотря на то, что претензии к Алиханову абсурдны и противоречат федеральному законодательству, а сам он не представляет никакой угрозы для общества и не собирается скрываться, питерские следователи при поддержке судей держат его в тюрьме без приговора и, похоже, уже идут на все, чтобы и дальше не выпускать из-под стражи.

Депутат Заксобрания Карелии Давлет Алиханов

Как видно по делу Алиханова, ни Президента, ни Председателя Верховного суда России, в Карелии не слушают или не слышат.  Почему так происходит?  Этот вопрос хочется задать руководителю судейского сообщества республики.

Подготовила Наталья Захарчук

Комментарии

stas
2015-12-23 10:43:48
Поддерживаю: надо обязательно обратиться в Москву с просьбой проверить работу петрозаводск их судей. Такого очевидного наплевательства на закон нет ни в одном регионе страны. Дело Алиханова носит явно заказной характер, и петрозаводске судьи вопреки закону делают все, чтобы поддержать сфабрикованное следователем Гусевым уголовное дело.
ВВМ
2015-12-21 14:01:52
Н. Захарчук в своей статье сообщила о том, что « Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев объявил о начале всероссийской «ревизии» работы судей» и на местном примере показала актуальность обозначенной темы. Не в защиту Д. Алиханова, с деталями не знаком, поведаю о своем опыте общения с дознавателями и судьями Карелии. В октябре 2014 вынужден был подать заявление в Следком РФ по РК о привлечении к уголовной ответственности зама Минздрава республики А. Голубченко за воспрепятствование предпринимательской деятельности. В качестве соучастника предполагаемого преступления был обозначен и один из руководителей республики (поэтому заявление было направлено в Следком, а не в МВД по РК). Следкомовцы, -руководитель Ю. Бабойдо, не пожелали заниматься непростым делом и после некоторых раздумий переправили его в МВД по РК. И закрутилась карусель. Коротко о сути дела. Весной 2013 мною было предложено руководству республики организовать бутилирование марциальной воды в санатории «Марциальные воды» с использованием нашего патента на изобретение. Предложенный проект был принят, внерение его запланировали на 2014 год (письмо за подписью А.Худилайнена от 09.07.2013). Однако в середине 2014 я получил неожидаемое письмо от А.Голубченко, №1839-07/12.4-08/мзср, в котором утверждалось, что «существует целый комплекс вопросов, без решения которых организация процесса добычи, стабилизации, производства и продажи бутилированной марциальной воды невозможна». Главный «убойный» тезис письма: «Научные эксперты, привлеченные к оценке Вашего предложения, не подтверждают научную состоятельность предложенной методики стабилизации воды» Ни больше, ни меньше! Фальсификация с заключением, подлог с «научными экспертами», которых так и не смогли разыскать, не позволили осуществить запланированный проект. И это при том, что многие, не только жители Карелии, пользовались бутилированной водой в течении двух лет, когда действовал конвейер по розливу марциальной воды. Оперуполномоченный УМВД РФ по г. Петрозаводску капитан полиции Е. Григорович и И.о. начальника отдела капитан полиции А. Подольский по заявлению о возбуждении уголовного дела выпустили постановление с отказом «за отсутствием в деянии состава преступления» Несмотря на представленный комплект всех предусмотренных законодательством разрешительных документов для производства бутилированной марциальной воды (в том числе Бальнеологическое заключение Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии и Свидетельство Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о госрегистрации минеральной воды «Марциальная» в бутылках за подписью Г.Онищенко) дознаватели уперлись и подкрепляли отказ за отказом новыми фамилиями подписантов. Так они в разное время привлекли на свою сторону с помощью резолюций типа «согласовано, утверждаю» и т. п. Врио начальника полиции УМВД по г. Петрозаводску подполковника полиции А. Лебидка и начальника полиции полковника А.Сизова, ст. оперуполномоченного майора А.Барышева и оперполномоченного Д. Кемлякова. Что двигало этими людьми? Причиной могла быть одна из двух: коррупционная составляющая или раболепство. Ни одну не исключаю, хотя склоняюсь к последней. Не выдержав издевательских отписок в августе 2015 написал заявление о возбуждении уголовного дела на дознавателей «за фальсификацию доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание». Петрозаводский городской суд отказался рассматривать дело «как не относящееся к компетенции суда» (отказ подписала зам. Председателя М.Носова). И.о. заместителя Председателя Верховного суда РК Н.Гуляева, куда я обратился с заявлением для рассмотрения в качестве первой инстанции, заявление о возбуждении уголовного дела переправила руководителю Следкома РФ по РК Ю.Бодайбо «поскольку разрешение указанных в нем вопросов не относится к компетенции Верховнго Суда Республики Карелия». Военные суды также не рассматривают уголовные дела на -полицейских дознавателей. Так что же, налицо каста неприкасаемых? Может быть ответит зам. Министра МВД по РК В.Зайков? Он в курсе проделок своих подопечных. А Министр В. Кукушкин в курсе? А.Голубченко вынужден был покинуть пост заместителя Минздрава «по собственному желанию» и уехать из Карелии, но не благодаря, а вопреки работе дознавателей и судейских. Присоединяюсь к комментатору статьи «риторика» о направлении предложения Председателю ВС РФ В. Лебедеву начать «ревизию» судейского корпуса с Карелии.
ВВМ
2015-12-19 17:12:00
Н. Захарчук в своей статье сообщила о том, что « Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев объявил о начале всероссийской «ревизии» работы судей» и на местном примере показала актуальность обозначенной темы. Не в защиту Д. Алиханова, с деталями не знаком, поведаю о своем опыте общения с дознавателями и судьями Карелии. В октябре 2014 вынужден был подать заявление в Следком РФ по РК о привлечении к уголовной ответственности зама Минздрава республики А. Голубченко за воспрепятствование предпринимательской деятельности. В качестве соучастника предполагаемого преступления был обозначен и один из руководителей республики (поэтому заявление было направлено в Следком, а не в МВД по РК). Следкомовцы, -руководитель Ю. Бабойдо, не пожелали заниматься непростым делом и после некоторых раздумий переправили его в МВД по РК. И закрутилась карусель. Коротко о сути дела. Весной 2013 мною было предложено руководству республики организовать бутилирование марциальной воды в санатории «Марциальные воды» с использованием нашего патента на изобретение. Предложенный проект был принят, внерение его запланировали на 2014 год (письмо за подписью А.Худилайнена от 09.07.2013). Однако в середине 2014 я получил неожидаемое письмо от А.Голубченко, №1839-07/12.4-08/мзср, в котором утверждалось, что «существует целый комплекс вопросов, без решения которых организация процесса добычи, стабилизации, производства и продажи бутилированной марциальной воды невозможна». Главный «убойный» тезис письма: «Научные эксперты, привлеченные к оценке Вашего предложения, не подтверждают научную состоятельность предложенной методики стабилизации воды» Ни больше, ни меньше! Фальсификация с заключением, подлог с «научными экспертами», которых так и не смогли разыскать, не позволили осуществить запланированный проект. И это при том, что многие, не только жители Карелии, пользовались бутилированной водой в течении двух лет, когда действовал конвейер по розливу марциальной воды. Оперуполномоченный УМВД РФ по г. Петрозаводску капитан полиции Е. Григорович и И.о. начальника отдела капитан полиции А. Подольский по заявлению о возбуждении уголовного дела выпустили постановление с отказом «за отсутствием в деянии состава преступления» Несмотря на представленный комплект всех предусмотренных законодательством разрешительных документов для производства бутилированной марциальной воды (в том числе Бальнеологическое заключение Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии и Свидетельство Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о госрегистрации минеральной воды «Марциальная» в бутылках за подписью Г.Онищенко) дознаватели уперлись и подкрепляли отказ за отказом новыми фамилиями подписантов. Так они в разное время привлекли на свою сторону с помощью резолюций типа «согласовано, утверждаю» и т. п. Врио начальника полиции УМВД по г. Петрозаводску подполковника полиции А. Лебидка и начальника полиции полковника А.Сизова, ст. оперуполномоченного майора А.Барышева и оперполномоченного Д. Кемлякова. Что двигало этими людьми? Причиной могла быть одна из двух: коррупционная составляющая или раболепство. Ни одну не исключаю, хотя склоняюсь к последней. Не выдержав издевательских отписок в августе 2015 написал заявление о возбуждении уголовного дела на дознавателей «за фальсификацию доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание». Петрозаводский городской суд отказался рассматривать дело «как не относящееся к компетенции суда» (отказ подписала зам. Председателя М.Носова). И.о. заместителя Председателя Верховного суда РК Н.Гуляева, куда я обратился с заявлением для рассмотрения в качестве первой инстанции, заявление о возбуждении уголовного дела переправила руководителю Следкома РФ по РК Ю.Бодайбо «поскольку разрешение указанных в нем вопросов не относится к компетенции Верховнго Суда Республики Карелия». Военные суды также не рассматривают уголовные дела на -полицейских дознавателей. Так что же, налицо каста неприкасаемых? Может быть ответит зам. Министра МВД по РК В.Зайков? Он в курсе проделок своих подопечных. А Министр В. Кукушкин в курсе? А.Голубченко вынужден был покинуть пост заместителя Минздрава «по собственному желанию» и уехать из Карелии, но не благодаря, а вопреки работе дознавателей и судейских. Присоединяюсь к комментатору статьи «Надежда» о направлении предложения Председателю ВС РФ В. Лебедеву начать «ревизию» судейского корпуса с Карелии.
Oscar
2015-12-18 14:50:30
Если следователю удобно можно и пожизненно сидеть без суда ?
надежда
2015-12-18 13:56:25
Надо написать обращение к Председателю Верховного суда России с просьбой о первоочередной проверке работы судей Петрозаводска,то что они творят в городе не укладывается в голове даже обыкновенного горожанина
Гость
Выбор читателей

Аналитика

26.05.2017 16:37
Тема недели
Жители Петрозаводска на общественных слушаниях решили, что "лицо" города должно измениться.
24.05.2017 11:31

Чтиво

26.05.2017 09:28
Без политики
Привод и ходовая часть: выбор двигателей, коробок передач и система полного привода.

Опрос

Поддерживаете ли вы воссоздание часовни на площади Кирова?