"Похоже, нас тут в качестве мебели держат"

Аналитика. Тема недели
13:44, 20 Января 2016

Верховный суд отклонил практически все ходатайства, которые защита осужденных по"делу о земле" просила рассмотреть для доказательства их невиновности. Даже тысячи подписей в поддержку предпринимателей не были приняты во внимание. Итог первого дня – мнение общественности наших судей не интересует.

В Верховном суде Карелии 19 января началось рассмотрение резонансного дела о продаже зданий на Неглинской набережной в Петрозаводске, или как его называют в прессе – "дела о земле". Все пять осужденных по нему в октябре прошлого года – бывший вице-мэр Петрозаводска Евгений Журавлев, директор муниципального предприятия электрических сетей Данил Попов, предприниматели Григорий Копнин, Александр Елизарков и Андрей Журавлев, - оказавшиеся в тюрьме из-за обычной коммерческой сделки в отсутствие ущерба и потерпевшей стороны, обжаловали приговор как незаконный, необоснованный и несправедливый.

Зал Верховного суда был полон – желающим наблюдать за процессом едва хватило места в достаточно большом помещении, - пришли родственники, журналисты, общественники и просто горожане. И это не случайно, ведь приговор, вынесенный Петрозаводским городским судом по экономическому делу, шокировал своей жестокостью – в колонию на сроки от четырех до шести с половиной лет отправились не убийцы или бандиты, а обычные предприниматели, на законных основаниях ведущие свою коммерческую деятельность. Но главное – как считают многие, такое чудовищное наказание было вынесено за несуществующее преступление. По мнению экспертов, как такового события преступления, и собственно юридического состава мошенничества в "деле о земле" нет.

В суде высшей инстанции осужденные и их адвокаты потребовали отмены приговора, так как он не соответствует фактическим обстоятельствам, а также заявили, что решение городского суда было вынесено с многочисленными нарушениями. Петрозаводский городской суд в принципе дал неправильную оценку коммерческой сделке, так как в основу обвинения, а затем и приговора была положена неверная экспертиза, произведенная питерским оценщиком по заданию следствия. В итоге в криминальные краски была окрашена законная предпринимательская деятельность. Стоит вспомнить, что десятки аналогичных договоров были заключены в Петрозаводске в те годы (2011-2012), и ни по одному из них у правоохранительных органов не возникло претензий - все являются законными.

Еще один важный момент - в итоговом письменном варианте приговора появилась информация, которая не оглашалась судьей Александром Мерковым при зачитывании им решения в суде первой инстанции. По словам Евгения Журавлева, он нашел 377 несоответствий в итоговом письменном приговоре и том, который зачитал судья Мерков 14 октября в городском суде. И это может говорить только об одном – была нарушена тайна совещательной комнаты.

В итоге осужденные в очередной раз заявили о своей полной невиновности и попросили отменить приговор в связи с отсутствием состава преступления, а также в связи с процессуальными нарушениями, допущенными при его вынесении. Вместе с адвокатами они попытались доказать свою правоту, однако, уже на первом заседании возникло впечатление, что судьи Верховного суда не собираются рассматривать дело пристально, так, чтобы реально во всем разобраться. Судебная коллегия в составе судей Валерия Гирдюка, Вячеслава Богомолова и Аллы Раць отклонила практически все ходатайства, с которыми выступила сторона защиты. Причем, судьи даже ничего объяснять не стали – они отклоняли ходатайства одно за другим и говорили, что они "не обоснованы" и "не мотивированы".

Заметим, что один из отказов касался исследования материалов в части несоответствия показаний, данных осужденными в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, и тем, как они были изложены в приговоре; что, по мнению адвокатов, - вопиющий факт.  Равно как и то, что судьи Верховного суда отказались приобщить к материалам дела аудиозапись, которая подтверждает, что зачитанный в Петрозаводском городском суде приговор и впоследствии выданный на руки осужденным его письменный вариант  – не соответствуют друг другу, это разные приговоры. Любопытно, что эта скандальная аудиозапись сейчас якобы находится в Петрозаводском городском суде, где проводится служебное расследование случившегося (такая информация прозвучала).

Фото с сайта rk.karelia.ru

Очень важным защитники считали пригласить в Верховный суд и выслушать того самого оценщика из Санкт-Петербурга по имени Владимир Рудич, который не учел обременения зданий на Неглинской набережной договором долгосрочной аренды и того, что они находятся в рекреационной зоне, где невозможно жилищное строительство, только спортивные сооружения. В результате он оценил "Запорожец" как "Мерседес". Причем у стороны защиты были доказательства того, что господин Рудич даже не выезжал в Петрозаводск и не осматривал здания, которые в итоге оценил, получив задание следствия. А именно – соответствующие справки выдали "Петрозаводские коммунальные системы" (собственник зданий) и МУП ПЭС (в чьем хозяйственном ведении они находились). Согласно этим справкам, никакой оценщик к ним в интересующий период времени не обращался, к осмотру зданий на Неглинской набережной они его не допускали. Любопытно, что присутствующий в суде прокурор заявил, что, по его мнению, выезжать и осматривать не обязательно, и фактически подтвердил, что оценщик и не был на объектах. Что же тогда эта оценка, как не филькина грамота?

Однако Верховный суд отказал адвокатам в этом ходатайстве. Он не стал приглашать и допрашивать питерского оценщика. Как отказался в принципе выслушивать каких-либо свидетелей или людей, готовых охарактеризовать осужденных.

В коридоре суда за дверью несколько часов просидела Почетный гражданин Петрозаводска Галина Сергеевна Солдатова, которая вместе с другими уважаемыми жителями города подписала ходатайство с просьбой отменить приговор и вынести справедливое решение по "делу о земле". Она хотела рассказать, как и почему появилось это письмо. Но судьи отказались рассматривать документ, подписанный десятью Почетными жителями карельской столицы в поддержку осужденных, и не стали приобщать его к материалам дела. Точно также без объяснения причин были отклонены подписи других горожан - папку с обращениями по просьбе инициативной группы принес в суд адвокат Михаил Шогин, всего около тысячи подписей в ней было. И почти в два раза больше – 1700 человек подписали виртуальную петицию с похожим содержанием на площадке change.org. И даже то, что эти подписи в Интернете и сама страница были заверены нотариально, судьи не учли. И это, пожалуй, главный итог первого дня – они показали, что мнение общественности их не интересует.

"Рассмотрение дела судом высшей инстанции производится формально, - прокомментировал итоги первого дня адвокат одного из осужденных Михаил Шогин. – Все значимые ходатайства защиты отклонены. Похоже, нас тут в качестве мебели держат. Непонятно, для чего вообще привлекаются защитники, если по факту мы лишены возможности защищать наших клиентов".

Рассмотрение "дела о земле" в Верховном суде Карелии продолжится в пятницу, 22 января в 09.30 часов. Начнутся прения сторон.

Мы будем следить за судебным процессом.

Наталья Захарчук

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей