\'\'Через 10-15 лет в Калевальском национальном районе останутся только рунопевческие деревни. Руководство Карелии отказалось поддерживать бесперспективные лесные поселки." />

Вперед – в прошлое

Аналитика. Капитал
13:09, 09 Марта 2005

Через 10-15 лет в Калевальском национальном районе останутся только рунопевческие деревни. Руководство Карелии отказалось поддерживать бесперспективные лесные поселки.



“Нам нужно честно сказать людям: будущего у них в районе нет, пусть готовятся к переселению”, - такой рецепт радикального решения проблем бывших леспромхозов и лесопунктов предложил министр госсобственности республики Сергей Денисов, выступая в минувшую среду на совещании у губернатора, где рассматривался ход реализации программы социально-экономического развития Калевальского района, принятой правительством в 2002 году. И хотя участники совещания неоднократно подчеркивали, что о ликвидации района речи не идет, большинство из них готово было согласиться с министром: временные поселения лесозаготовителей, построенные 20-25 лет назад и превратившиеся за эти годы в постоянные места проживания людей, фактически обречены.

“Зачем нам поддерживать жизнь в лесу, если он не в состоянии прокормить местное население? Мы в 1,8 раза увеличили финансовую поддержку района, где лес является основным природным богатством! Неужели нам нужно раздать всем по бензопиле только для того, чтобы сохранить поселки, жители которых не в состоянии эффективно работать в лесу?”, - негодовал глава Карелии Сергей Катанандов. В отличие от министра госсобственности он не стал вести речь о закрытии лесных поселков, но дал ясно понять присутствовавшим, что республиканские власти не оставят пенсионеров, проживающих на территории бывших леспромхозов, однако местной молодежи придется искать работу в более перспективных населенных пунктах. В первую очередь губернатор имел в виду соседний город Костомукшу, промышленность которого испытывает острую потребность в трудовых ресурсах.

Руководство Карелии было вынуждено признать, что надежды на улучшение социально-экономической обстановки в Калевальском национальном районе благодаря подъему лесопромышленных предприятий не оправдались. Даже появление на территории района компании “Сведвуд-Карелия”, являющейся дочерней структурой шведской группы IKEA, практически не отразилось на жизни местного населения. Современным лесозаготовительным предприятиям нужны высококвалифицированные кадры, а найти сегодня в калевальских поселках оператора харвестера практически невозможно. В стремительно спивающемся районе (за последние несколько лет число алкоголиков здесь выросло в 4 раза!) вскоре вообще не останется лесорубов, способных управляться с техникой.

Стоит ли удивляться, что безработица по-прежнему является главной социальной проблемой этого муниципального образования? При общей численности населения 10,6 тысячи человек в Калевальском районе насчитывается 706 официальных безработных и 1174 человека, не имеющих постоянной занятости. По этим показателям хуже обстоят дела только в Пудожском районе, экономика которого также основана на лесозаготовках. Неслучайно калевальский мэр Владимир Степанов назвал “самозанятость” одним из основных видов трудовой деятельности местного населения. По подсчетам местных властей, сезонные заработки жителей района на заготовке ягод и грибов составляют около 10 миллионов рублей.

В общем-то, возврат калевальцев к собирательству даров природы можно было бы рассматривать как один из способов выживания в нынешних социально-экономических условиях, но, согласитесь, в начале третьего тысячелетия это выглядит еще более дико, чем промышленная заготовка древесины с помощью бензопилы. Особенно, если учесть, что в cеверных странах и Канаде лесные ягоды начинают выращивать на плантациях.

И если в правительстве республики утверждают, что ситуация в Калевальском районе требует принятия радикальных антикризисных мер, то почему бы в качестве одной из таких радикальных мер не открыть здесь современный парк развлечений с использованием богатого культурного наследия местных рунопевческих деревень? Ведь, как признал на совещании губернатор, в настоящее время брэнд “Калевала” практически никак не используется в местной туристической индустрии.

Валерий Поташов
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей