Министр снял галстук и вытянул билет

Аналитика. Обществоведение
16:00, 12 Октября 2016

Министр образования Карелии Александр Морозов рассказал, бьет ли он детей и зачем на самом деле родители жгут костры у школ.

В петрозаводском Центре молодежи 11 октября прошло очередное мероприятие проекта "Большая встреча". На этот раз спикером пригласили карельского министра образования Александра Морозова. Организаторы решили устроить ему экзамен и попросили участников встречи (прийти мог любой желающий) подготовить "билеты" – вопросы для министра на самые разные темы.

"Ого, сколько билетиков!" – воскликнул Александр Морозов, увидев на столе разложенные лицевой стороной вниз зеленые листочки.

Когда министру напомнили, что встреча будет проходить в формате "без галстука", он решительным движением снял с себя этот деловой аксессуар, уселся на диван и, не выпуская из рук кружку с кофе, принялся тянуть билеты.

"Экзамен" продолжался около двух часов. При этом на все вопросы министр так и не успел ответить. После того как речь зашла о ЕГЭ, то поговорить о чем-то другом оказалось почти невозможным. Морозов убежден, что введение Единого госэкзамена помогло решить многие проблемы в российском образовании, в чем и пытался убедить сомневающихся.

Дискуссию о ЕГЭ мы решили оставить за рамками данного материала, отобрав для него другие, более интересные, как нам показалось, вопросы и ответы.

 

"В "кострах" я вижу удовлетворение тщеславия родителей"

- Что вас мотивировало прийти на эту встречу?

- Работа любого управленца достаточно формальна: есть заданные рамки, механизмы, регламенты. Когда встречаешься с людьми в неформальной обстановке, это всегда интересно. К тому же я учитель истории, и мне не хватает простого человеческого общения. Те годы, что я был в профессии, - это, наверное, самые лучшие годы жизни.

Кроме того, министерство образования заинтересовано донести свою позицию о том, что происходит в системе, что называется "из первых рук", а не с помощью ряда СМИ, у которых свои задачи, которые к системе образования не имеют никакого отношения.

 

- Как выбрать школу для ребенка?

- Всем своим друзьям я советую выбирать школу, ближайшую к дому. Если мы говорим о начальной школе. Все начальные школы в Петрозаводске дают приличные результаты, они учат детей. Это независимая оценка по итогам всероссийской проверочной работы, которую проводила федерация весной этого года.

В "кострах" я вижу, честно говоря, другое – удовлетворение тщеславия родителей. Вот вы садитесь в обеденный перерыв или перерыв на кофе: "Мы-то поступили в лицей…". И те, кто попал в обычную школу, чувствуют себя уже неуютно.

Не советую поступать в лицей в начальную школу хотя бы по одной простой причине: не факт, что, если вы в этом году пристроите ребенка в первый класс, то через восемь лет он попадет в класс с углубленным изучением математики.

Что меня еще напрягает, уже как управленца. Жгутся костры, чуть ли не мордобой происходит (было такое), ребенок зачисляется в школу повышенного статуса, где изначально понятно, что программа сложнее, учебный план больше, шестидневка в обязательном порядке… А в сентябре родители говорят: ух! И с октября начинают вводить свои порядки: "Что такое? Почему мой ребенок учится по субботам?" Но, любезные родители, вы же знали, в какую школу отдавали ребенка.

И еще один момент. Мы не знаем, что будет с ребенком через семь лет. Будет ли он способен потянуть 12-15 часов углубленной математики в неделю? Но при этом выбор за ребенка мы уже сделали.

- Как повысить грамотность?

- Повысить грамотность можно одним способом – если человек читает книги. За точность, не положусь, но соотношение примерно такое: в активном словарно запасе "нашего все" Александра Сергеевича было 20 тысяч слов, а в активном словарном запасе современного выпускника вуза – порядка 5 тысяч.

 

"В кабинете висит цитата Штирлица про "идиотов, говорящих правильные слова"

- Как избежать наказания, если реально "накосячил"?

- Скрыть, соврать, подделать (смеется, - "Столица на Онего").

На самом деле, правильный вариант: а) включить мозг и подумать, как это можно исправить, чтобы после "накосячивания" не было наказания и б) не крутить, потому что, когда начинается вранье, то на определенном этапе – а у меня была возможность убедиться – начинаешь забывать, кому что соврал, и где-нибудь обязательно "спалишься".

 

- Что в вашем плейлисте и какая мелодия – в телефоне?

- Если говорить о музыке, то я люблю джаз, причем классический. Я люблю то, что называется КСП (Клуб самодеятельной песни, - "Столица на Онего"), КСПШ-ные песни – это с детства, еще со времен комсомольского штаба, лагерей и коммунарского движения. Авангардную музыку не люблю, а под настроение – все, что угодно.

Первый телефон у меня появился довольно поздно, это был 2003 или 2004 год. Принципиально не заводил мобильный телефон, пока мы не оказались в январе месяце на суоярвской дороге: под горой сложился лесовоз и на горе сложился лесовоз. И вот мы шесть часов простояли: никого не позвать на помощь и деться некуда. После этого я понял, что связь надо иметь.

Было увлечение (мелодиями для телефонов), как, наверное, у всех, но сейчас у меня вполне нормальный классический звонок.

Сегодня звоню одной очень уважаемой женщине из солидной финансовой структуры, а у нее мелодия из "Семнадцати мгновений весны" – и сразу захотелось встать.

К слову, я до сих пор не очень понимаю, как в свое время главлит и все остальные пропустили этот замечательный фильм. Вот просто одна фраза. Шелленберг спрашивает у Штирлица: "Ну как дела, Штирлиц?" – "Трудно стало работать. Появилось много идиотов, говорящих правильные слова". У меня в кабинете это на стенке висит с обратной стороны, потому что актуально до сих пор.

 

- А Крым – наш?

- Крым – наш. Что бы там сейчас ни говорили. Как историк могу сказать, Крым – наш. Поверьте, не потому что я министр и обязан что-то такое говорить. Это мое глубокое убеждение. Там слишком много российской крови пролито, чтобы просто так кому-то отдавать.

 

- Каким городом вы хотели бы видеть Петрозаводск через 20 лет?

- Две вещи: удобным для жителей и городом заводским. Те заводы, которые у нас существовали в прошлом и которые мы так бездарно профукали все вместе в 1990-е годы, городу нужны. Все-таки – Петрозаводск кроме того, что город науки и культуры, это еще и промышленный город. На 1986 год у нас было 11 крупных заводов. Сейчас еле-еле работают три. Вот появился судостроительно-судоремонтный завод, в прошлом году его открыли. Это здорово, город должен работать, тем более – город с такой историей.

 

- Мы знаем, что вы отец, а теперь еще и дедушка. Бьете ли вы детей за непослушание?

- Внуков нет, детям доставалось – иногда, когда уже совсем наступало отчаяние.

Но детей бить нельзя!

 

Записала Лида Панасюк

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей