499 руб.
/
760 руб.
-34%
Экономия 261 руб
4199 руб.
/
6700 руб.
-37%
Экономия 2501 руб
399 руб.
/
1000 руб.
-60%
Экономия 601 руб
от 49 руб.
/
250 руб.
-80%
Экономия 201 руб
Аналитика. Тема недели
09:55, 21 Ноября 2016

Олег Тельнов: "Чудес не бывает, нужно время, чтобы все заработало"

Мы задали самые неудобные вопросы премьер-министру правительства Карелии Олегу Тельнову о подготовке к празднованию 100-летия республики. И получили ответ на каждый.

В конце ноября в Петрозаводске состоится очередное заседание Госкомиссии по подготовке к празднованию 100-летия Карелии. Глава Госкомиссии, секретарь Совбеза России Николай Патрушев вместе с федеральными министрами и руководством республики обсудят, как Карелия готовится к юбилею. Это будет серьезный разговор о том, что удалось или не удалось сделать за три года работы - какие проблемы существуют в ходе реализации проектов в экономике и социальной сфере и каким образом федеральный центр может помочь в их решении.

Фото: gov.karelia.ru

Накануне заседания Госкомиссии "Столица на Онего" решила встретиться с руководителями правительства Карелии, чтобы получить информацию из первых уст и задать вопросы, которые, так или иначе, станут предметом обсуждения на Госкомиссии.

Первым нашим собеседником стал премьер-министр правительства Олег Тельнов. Мы поговорили о возрождении промышленности, инвестиционных проектах и развитии инфраструктуры.

- Олег Владимирович, когда Госкомиссия только-только создавалась, в Карелии была довольно напряженная обстановка. Крупнейшие промышленные предприятия не просто лихорадило – некоторые были на грани остановки производства и закрытия…. Сегежский и Кондопожский ЦБК, Надвоицкий алюминиевый завод, Питкяранский завод. Много сил потратили, чтобы их сохранить и возродить.  Расскажите, как они чувствуют себя сегодня и какие инвестиционные проекты реализуют.

- Главный итог нашей работы, - это то, что все градообразующие предприятия на территории Карелии на сегодняшний день достаточно устойчиво стоят ногах. До создания Госкомиссии, как вы совершенно правильно сказали, - были большие проблемы. И некоторые из них приходилось решать в авральном режиме. Сегодня завод в Питкяранте, где произошла смена собственника, - работает; на 20% выросли объемы производства по прошлому году. Кондопожский ЦБК – работает; несмотря на то, что он находится в банкротстве, ни одна из машин не простаивает, и также наблюдается прирост в производстве. Сегежский ЦБК, Надвоицкий алюминиевый завод, Карельский окатыш – все работают. Самыми проблемными были фанерный комбинат в Лахденпохья и картонная фабрика в Суоярви. На лахденпохском предприятии нам удалось возродить производство фанеры, пусть и в небольшом пока объеме, но оно началось в конце этого года. Есть интерес инвесторов и к суоярвской фабрике. Мы сейчас находимся в стадии переговоров по ее восстановлению.

То есть по всем нашим моногородам, которые оказались болевыми точками на карте Карелии, решения были приняты. Могу сказать, что во многом это произошло благодаря Госкомиссии, потому что правительству в тот период достаточно сложно было работать с инвесторами.

Сейчас инвестиционных проектов в сфере промышленности реализуется достаточно много. В столице Карелии, это, прежде всего, Петрозаводскмаш, где происходит серьезное переоснащение и налажен выпуск новой продукции. На будущий год они планируют новую линейку под ветрогенерацию, это совершенно новый продукт, который они никогда раньше не делали. Возобновилось производство на Судостроительном заводе, серьезный инвестиционный проект – новая линия лесопиления - реализуется на Соломенском лесозаводе.

Большие инвестиционные планы и проекты у АФК "Система". В прошлом году они запустили новую машину по упаковке на Сегежском ЦБК, она уже работает и скоро выйдет на проектную мощность - более 500 миллионов мешков в год. Общий объем инвестиций АФК "Система" по этим проектам – 22 миллиарда рублей. Самый крупный из них вступает в активную фазу.

На Надвоицком алюминиевом заводе смонтировано производство радиаторов. Оно уже находилось на пуско-наладке, но поскольку был выявлен брак, часть литейного оборудования китайского производства отправили обратно на замену по гарантии. К началу декабря его получат заново, и мы надеемся, что уже в следующем году завод выйдет на серийное производство.

Фото: rk.karelia.ru

Постоянно развивается и вкладывает инвестиции "Карельский окатыш". Общий объём инвестиционной программы на Костомукшском ГОКе - это десятки миллиардов рублей.

- Один из крупнейших инвестиционных проектов в сфере промышленности, который должен быть реализован к 100-летию Карелии, - это промпарк в Надвоицах. Приходилось читать критические замечания в СМИ по поводу того, что стройка задерживается, и самое главное – не решен вопрос с резидентами этого парка. Есть очередь желающих попасть на новую промплощадку?

- Промышленный парк в Надвоицах строится, почти 70% работ выполнено. На сегодняшний день это уже полностью подготовленная территория, туда подведено электричество, тепло, вода – сделаны все коммуникации и дороги.  Действительно, есть некоторое отставание от графика, но мы с Фондом развития моногородов держим руку на пульсе. Проект очень сложный, и главная причина задержки - много дополнительных объемов работ появляется. Приходится, например, гораздо больше торфа вынимать, чтобы подготовить площадку. Первоначально рассчитывали на другой объем, но по ходу пришлось вносить изменения. В настоящее время заканчивается корректировка проектно-сметной документации, в конце ноября мы ее в Фонд передадим и рассчитываем, что будет возобновлено финансирование.

Фото: gov.karelia.ru

Немного хуже обстоят дела с резидентами. У тех, которые предполагались изначально, возникли проблемы с получением кредитного финансирования. Поэтому сейчас ведутся переговоры с другими инвесторами. На сегодняшний день интерес к промпарку есть у производителя пеностекла и предприятия легкой промышленности. От исхода переговоров зависит, будут ли именно они размещаться на нашей площадке.

- Что, на Ваш взгляд, сдерживает потенциальных инвесторов?

- Есть Постановление правительства о создании в Надвоицах Территории опережающего развития. И, в принципе, любые инвесторы могут воспользоваться льготным режимом по тем видам экономической деятельности, которые в этом документе описаны. Что сдерживает? Мы проанализировали ситуацию, и понимаем, что правительству нужно более активно вести рекламную кампанию – заманивать к себе. И мы будем усиливать это направление. Ну и второе – это высокая стоимость электроэнергии. По уровню низкого напряжения за сентябрь цена составила больше 8 рублей за киловатт. Это самая высокая стоимость электроэнергии на Северо-западе. Конечно, производственный инвестор на такую цену не пойдет. Но мы уже нашли механизм снижения затрат: сделаем так, чтобы все потребители промпарка были на уровне высокого напряжения и оплачивали не 8, а 4 рубля за киловатт. Кроме этого, мы продолжаем работать с РусАлом и НАЗом, ищем юридическую модель, чтобы еще больше снизить стоимость электроэнергии. Тут вопрос принципиальный, так как ГЭС и завод, которые принадлежат РусАлу, входят в единый энергохолдинг.

На мой взгляд, главное, чтобы инвестор понял – ему в Карелии комфортно. Вот тот же проект по строительству Белопорожских ГЭС и инвестиционное соглашение с "Нордгидро", - они же не просто так в Карелии состоялись. Можно сколько угодно республику ругать, но малые ГЭС больше нигде не зажглись, только у нас. Потому что мы нашли инвестора, дали юридические гарантии, заключили все договора. Инвестор понял, что ему у нас понятно и комфортно, и выбрал именно эту площадку.

- Известно, что значительный объем инвестиций пришел в республику через «Газпром» и программу газификации. Насколько ее удалось выполнить и какие проблемы остались нерешенными?

- В прошлом году газ подали в Олонец, в этом году газопровод подводится ко всем крупным населенным пунктам Олонецкого района. Все межпоселковые газопроводы, которые планировались, в этом году будут достроены. На будущий год планируется начать строительство газопровода на Питкяранту. Постепенно продолжается перевод на природный газ объектов в Петрозаводске. Технологически это можно делать гораздо более высокими темпами, но возникают финансовые трудности, которые напрямую связаны с развитием городской экономики. В Кондопожском районе недавно перевели дома в Марциальных водах, недавно природный газ пришел в Спасскую Губу.

В 2016 году глава Карелии Александр Худилайнен и руководитель "Газпрома" Алексей Миллер подписали программу газоснабжения и газификации до 2020 года. В этой программе предусмотрено строительство западной ветки до Лахденпохья и Сортавала, расширение газопровода Березовка с дополнительными объемами газа на Кондопожский ЦБК. В этом году началось строительство газопровода с Вологодской области на Пудож, там большая протяженность, но до 2020 года этот проект также должен быть полностью реализован.  Это большая победа – очень долго мы боролись за этот проект. В следующем году начинается проектирование газопровода Волхов-Петрозаводск-Сегежа с продлением до Костомукши. Это тоже очень важный момент - проектные организации уже приступили к работам. Я думаю, что одно только проектирование два года займет, и уже потом будет приниматься решение по строительству объектов. И это уже серьезная перспектива.

- Приходилось слышать мнение, что программа газификации не слишком выгодна Карелии с финансовой точки зрения…

- С момента начала реализации программы по Приладожью "Газпром" вложил в строительство новых сетей в Карелии почти 4 миллиарда рублей. В этом году компания заканчивает строительство котельных и тепловых сетей, все, что запланировано, будет построено. И, честно говоря, меня удивляют замечания по поводу того, что финансово это не выгодно республике. Прежде всего потому, что вообще-то по программе газификации все финансовые обязательства ложатся на регион, однако "Газпром" идет нам навстречу, строит вперед и за свои деньги. В руководстве компании понимают – самостоятельно республика эту программу не осилит. В последующем, при переводе на природный газ мы обязуемся постепенно этот займ погашать. И хоть нас критикуют в некоторых СМИ, на самом деле, попробуйте-ка взять 4 миллиарда взаймы под 2% годовых на 12 лет! А объекты уже сейчас построены! Где еще такие деньги можно взять?! Никто не даст.

- Когда населенные пункты в Приладожье начали переводить на природный газ, возникали конфликтные ситуации. В Олонце люди даже вышли на митинг, потому что ожидали снижения тарифа на тепло, однако его не произошло. Почему?

- Потому что это не происходит одномоментно. В Олонце тариф в 2016 году не менялся. И мы пытаемся это объяснять людям: когда на природный газ переведем все котельные, вот тогда и будет снижение. Пока же перевели только 7 небольших котельных – они не могли сразу же дать эффект. Когда переведем на природный газ большую котельную в Питкяранте, весь Олонецкий район, - вот тогда и пойдет эта динамика, и начнется снижение тарифа. И надо понимать, что это снижение обязательно будет. Ведь понятно, что топить на газе – дешевле.

- Вложения в газификацию не так заметны для населения, как, например, восстановление дорожной инфраструктуры и строительство новых дорог. Судя по всему, в этой сфере были достигнуты наиболее ощутимые результаты. Они видны, как говорится, невооруженным взглядом. Как вы их оцениваете?  

- Положительная динамика ощущается и по федеральным, и по региональным дорогам. Мы получили федеральную трассу "Сортавала", которая на территории республики полностью приведена в порядок. Теперь это совершенно другая дорога – не сравнить с тем, что было. Мы получили федеральную трассу "Медвежьегорск – Вологда" и дорогу "Медгора – Пудож", которые тоже были достаточно проблемными. Каждый год в федеральные дороги на территории Карелии вкладываются значительные средства и постепенно их качество улучшается. Отмечу, что трасса "Кола", которая проходит через наш регион, на сегодняшний день в очень хорошем состоянии находится. Это одна из лучших федеральных трасс по всей стране. И в Карелии в принципе федеральные дороги одни из лучших в России.

Добавлю, что в этом году мы передали на федеральный уровень дорогу в аэропорт Бесовец. Подъезд к аэропорту уже отремонтирован, в будущем году будет делаться дорога от федеральной трассы через кольцо, до Древлянки – там будет производиться капитальный ремонт.

Что касается региональных дорог, то мы получили на их развитие в этом году эксклюзивно 700 миллионов рублей: 450 - на Петрозаводск, 250 – в основном, на дорогу Петрозаводск – Суоярви, самую проблемную в республике. Кроме этого, сделали подъезд к Петрозаводску и участки дороги "Олонец – Питкяранта".

Начали ремонтировать первый и самый плохой участок дороги "Кочкома – Ледмозеро – Костомукша". Общая стоимость работ по этой дороге составляет 850 миллионов рублей, первые 140 мы в этом году получили и к работам приступили, освоение еще не закончилось.

Отмечу, что помимо ремонта дорожного полотна, мы реализуем программу по установке освещения трасс в населенных пунктах. И вдоль федеральных, и вдоль региональных дорог.  Освещение населенных пунктов с федеральными дорогами идет быстрее - у нас в бюджете столько денег нет, но потихоньку тоже делаем – по 1-2 поселка в год.

- А что будет с Гоголевским мостом? Его успеют реконструировать к юбилею?

- Однозначно. На Гоголевский мост средства выделены, это главное. Мы рассчитываем уже в этом году начать работы по реконструкции, а в 2017-м, до конца года, мост сдать в эксплуатацию. Работы там очень много, и проблемы тоже есть. Главная, это то, что город не до конца выполнил свои обязательства по переселению граждан и приобретению им нового жилья. Без этого не обойтись - два дома точно нужно переселять. Мы надеемся, что город все необходимые процедуры проведет, и задержки из-за этого не будет.

- Большой инфраструктурный объект, который приводится в порядок при поддержке Госкомиссии, - это аэропорт в Бесовце. Расскажите, какие изменения ждут жителей Карелии в связи с развитием авиасообщения?

- Вы помните, конечно, каким был наш аэропорт – двадцать лет там вообще ничего не работало. На сегодняшний день сделали перрон, аварийно-спасательную станцию, летное поле совместно с министерством обороны в порядок привели, набрали персонал, прошли всю необходимую сертификацию. У нас в Бесовце никогда не было инструментальной системы захода на посадку, но скоро и она будет.  То есть по метеоусловиям аэропорт будет принимать самолеты практически всегда, за исключением сплошного тумана и крайне неблагоприятных погодных условий. Это большое дело, которое всю нашу авиацию сможет вывести в плюс.

Главное, - мы запустили регулярные рейсы на Москву, пять дней в неделю летают самолеты.  Начинали в этом году с того, что 5-10 человек в самолете летело, зато летом уже было, иной раз, и билеты не достать. Сейчас у нас заполняемость на московских рейсах больше 70%, и это нормально. В Карелии просто отвыкли от того, что есть авиация. Нет у людей в подсознании, что можно сесть на самолет. И сейчас у нас летают, в основном, молодежь и москвичи. Даже чиновники привыкли на поезде ездить. Я считаю, - людям нужно просто привыкнуть к тому, что есть авиасообщение. Это не сразу произойдет, но обязательно случится, - они привыкнут.

Сейчас мы ведем переговоры по дальнейшему развитию авиасообщения. Глава поставил задачу – на весенне-летний сезон договориться с перевозчиком по южным направлениям.  Тут свои сложности – авиакомпании не идут. Только если они поймут, что есть пассажиропоток – они начнут сотрудничество. Пусть мы в Симферополь хотя бы раз в неделю начнем летать. Это как на Москву: пока не сделали рейсы регулярными, и народу не было. Сейчас пассажиры уже есть. Согласитесь, не все любят поездами ездить.

- Хотя железнодорожное сообщение у нас развито хорошо… 

- Да, мы запустили "Ласточки" на Санкт-Петербург и туристические поезда на Сортавалу. Утренние "Ласточки" заполняются хуже, чем вечерние, но пока удерживаем. Летний сезон вообще хорошо отработали, зимой происходит сезонное падение. Думаю, что ничего страшного в этом нет. Эти поезда как-то сразу стали популярными у жителей. "Ласточки" - это наша гордость.

Отмечу также, что постоянно улучшается сообщение с Москвой – происходит сокращение времени в пути, заметны подвижки в качестве обслуживания пассажиров.

- В целом, как Вам кажется, - на заседании Госкомиссии есть основания доложить о положительной динамике развития Карелии в связи с подготовкой к 100-летию?

- Думаю, что да. Конечно, динамика есть. Особенно, если учитывать, какая напряженная ситуация была в экономике и в промышленности три года назад.  По инвестициям мы даем 5% в год, это нормальный темп развития. Конечно, хотелось бы больше, и хотелось бы что-то быстрее реализовывать, но нужно время, чтобы все заработало.

Давайте вспомним, - многие годы в Карелии вообще ничего не строили, ничего большого и серьезного. У нас и подрядчиков-то живых практически не осталось… Да, есть проблемы и с проектированием, и с освоением денег, и с качеством… Но, начнем развиваться – и спрос будет. Да, тяжело, да долго. Но чудес не бывает. И мы должны быть благодарны федеральной власти, что на сегодняшний день такое внимание уделяется нашему региону.

Если бы нам не помогали, например, по тому же аэропорту, то я не знаю, сколько бы лет мы его ремонтировали. Если бы нам Госкомиссия не помогла передать дорогу "Вологда – Медвежьегорск", сколько бы мы ее за свои деньги делали?! И когда бы сделали?!

То есть в Москве понимают, что у нас есть проблемы, видят, что мы способны их решить, если нам помогут, и – помогают.  Эта работа по взаимодействию с федеральным центром, может быть, не видна жителям. Но это до поры до времени. Это словно закладка прочного фундамента, который в дальнейшем поможет вывести Карелию на новый уровень развития.

Беседовал Максим Иванов

Комментарии

Гость
Выбор читателей

Аналитика

19.07.2017 14:32
Политкухня
В каком состоянии сейчас находится дело "Петропита".
19.07.2017 11:14

Чтиво

18.07.2017 14:53
Без политики
Отличительная черта современного производства – владение новыми технологиями. А технологии реализуют люди. Как это происходит в сфере автосервиса, мы показываем через рубрику "Один день из жизни ПКФ "Слово".

Опрос

На какой отдых у вас хватает денег?