Аналитика. Политкухня
11:00, 22 Ноября 2016
4
1
2

"Доклад Совета Федерации может служить стратегией для законодателей России"

Вышел в свет аналитический доклад Совета Федерации "Об основных направлениях государственной региональной политики". Документ подготовлен с учетом тенденций развития регионов России. О важных положениях доклада рассказал председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Элиссан Шандалович (фракция "Единая Россия").

- Элиссан Владимирович, это ежегодный доклад? Чем он важен? Чем характеризуется?

- Такой доклад подготовлен впервые. Это уникальный по своей значимости документ. Не будет преувеличением сказать, что это важная веха в развитии парламентаризма в России.

Я изучил доклад очень внимательно, он настолько информативен, что заметки на полях документа делал практически на каждой странице. Доклад содержит мнения и предложения субъектов Российской Федерации. И в нём отражены "болевые точки" и проблемы всех уровней государственного и муниципального управления.

В этом насыщенном фактами документе информация представлена честно, конкретно, без прикрас. Вот вам пример: приведен справедливый вывод о том, что несоответствие доходных источников и расходных обязательств субъектов Федерации является результатом решений, принимаемых на федеральном уровне, то есть наряду с недостаточным финансированием делегированных полномочий принимаются технические нормы, целевые показатели и индикаторы государственных программ, для достижения которых необходимы дополнительные расходы. И одним из слабых звеньев при этом является не отвечающая современным реалиям система финансово-экономического планирования и прогнозирования. Я разделяю мнение о необходимости введения моратория на передачу дополнительных полномочий субъектам РФ.

Положения доклада напрямую касаются всех россиян, ведь главный посыл доклада – первоочередной задачей сейчас становится разработка и утверждение нового механизма реализации государственной региональной политики – стандарта благополучия (включающего целевые показатели и "дорожные карты").

-  Что такое стандарт благополучия?

- Этот стандарт должен стать основным инструментом для достижения определенного неснижаемого уровня качества жизни и формирования системы государственных социальных стандартов. А стандарты, в свою очередь, призваны обеспечить гарантируемые государством необходимые объем, качество и доступность для граждан государственных и муниципальных услуг. В том числе – медицинских и образовательных; а также условий и услуг в сфере труда и социальной защиты населения независимо от места проживания. Кроме того, стандарт благополучия будет использоваться для расчета финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов.

- Насколько положения доклада касаются Карелии и актуальны для нашей республики?

- В докладе заявлено, что разработка стандарта благополучия должна стать приоритетом регионального развития России. Это актуально для всей нашей страны и, конечно же, Республики Карелия.

В докладе приведены очень важные показатели. Обращу внимание на некоторые из них. Доля социальных расходов региональных бюджетов выросла с 39% в 2000 году до почти 62% в 2015 году. Валовой региональный продукт на душу населения существенно разнится в регионах, при этом малообеспеченные регионы вынуждены тратить на социальную политику больше в процентном соотношении к ВРП. Поскольку резервы регионов по сокращению расходов на несоциальные статьи уже в значительной степени исчерпаны, в дальнейшем вероятна ситуация, отмечено в докладе, когда сокращению будут подлежать расходы на социальную политику. Наша республика не может быть вне этого тренда. Я считаю разумным, чтобы был принят целый комплекс мер, предлагаемый регионами для снижения долговой нагрузки бюджетов: не сокращать долю государственных ценных бумаг в объеме госдолга, продолжать практику предоставления госгарантий хозяйствующим субъектам, расширить практику замещения рыночных долговых обязательств регионов бюджетными кредитами из федерального бюджета на более либеральных условиях (это мнение органов власти Хабаровского края поддерживается большинством субъектов РФ).

В докладе отмечено, что оценивая эффективность оптимизации регионами сети и численности работников госучреждений социальной сферы в здравоохранении, образовании, культуре и, соответственно, сокращение расходов на содержание учреждений в некоторых регионах (Ивановская область, Забайкальский, Ставропольский края, Калининградская область и другие), Счетная палата РФ пришла к выводу, что в итоге эти меры привели к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности организаций.  Очень актуальный для нас вопрос. Будем добиваться, чтобы в этой сфере шаги были максимально продуманными, просчитанными и чтобы в обсуждении максимально широко принимала участие общественность, жители Карелии.

Отмечается также, что если в 2000 году доля федеральных налогов в налоговых доходах бюджета РФ составляла 73%, региональных – 21% и местных – 6%, то к 2015 году пропорция изменилась следующим образом: 93%, 6%, 1% соответственно. При этом доля собственных налоговых доходов регионов остается незначительной по сравнению с долей от поступлений в региональные бюджеты федеральных налогов, на которые региональные власти влиять не могут. Существующий уровень региональных доходов ограничивает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и возможности осуществления инвестиционных расходов на развитие территорий. Актуальнейший вопрос для Карелии! Многие субъекты Федерации призывают рассмотреть возможность передачи некоторых федеральных налогов на региональный уровень и/или изменения нормативов отчислений федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты. Мы будем поддерживать все рациональные предложения, которые позволят пополнить казну республики.

Напомню, как настойчиво на всех уровнях и законодательная, и исполнительная власти республики добивались компенсаций бюджету Карелии потерь, связанных с переходом крупнейших предприятий в группы консолидированных налогоплательщиков. И мы не одиноки в этом вопросе - некоторые субъекты РФ, как отмечено в докладе, предлагают кардинальную меру - вовсе отказаться от механизма консолидированных групп налогоплательщиков.

- Элиссан Владимирович, как федеральные законодатели видят пути развития местного самоуправления?

- В прошлом созыве карельского парламента оппозиция в режиме "нон-стоп" критиковала законодательство о местном самоуправлении и все принимаемые в этой сфере решения. Это, конечно, делать очень легко – "бей своих, чтобы чужие боялись". Но я считаю такой принцип порочным, несовременным, нечестным. Нужно, говоря о проблемах, предлагать разумные, реализуемые действия. Да, есть глубоко осознанное мнение регионов (оно приведено в докладе) о том, что сложившаяся в результате многолетних преобразований сложная и нестабильная модель разграничения полномочий между уровнями публичной власти негативно влияет на потенциал субъектов Федерации и муниципальных образований, является сдерживающим фактором социально-экономического развития страны.

Но при этом предложен целый арсенал мер для решения проблем (подписался бы под каждым словом!): полная инвентаризация нормативно закрепленных и фактически осуществляемых полномочий и обеспечивающих их реализацию финансовых ресурсов на всех уровнях публичной власти; определение пределов децентрализации полномочий возможностями их организационного и финансового обеспечения; выстраивание системы органов территориального управления с минимальным дублированием их функций; создание механизмов оперативной оценки эффективности осуществления полномочий.

Фото: Илья Тимин

Целесообразно создание единых критериев оценки эффективности реализации полномочий на всех уровнях власти. И (важнейший тезис!) политику в области перераспределения полномочий необходимо переориентировать на достижение главной цели – сближение качества жизни населения субъектов РФ. При этом необходимо повышение ответственности органов исполнительной власти РФ и субъектов за социально-экономическое развитие регионов. Все это – честная, открытая позиция. Необходимо "засучив рукава" переходить к новому этапу реализации региональной политики в России.

- Элиссан Владимирович, доклад останется только документом для изучения и принятия к сведению исследователями и чиновниками?

- Уверен, что у этого доклада другая судьба. Для меня очевидно, что предложения и тренды, обозначенные в докладе – неотъемлемая часть предстоящей системной работы по повышению эффективности деятельности органов власти всей страны. Важно, что доклад предлагает перспективное, поступательное движение, основанное на практике регионов, и предполагает эволюционный принцип перемен. Мы совместно с исполнительной властью республики обязаны и будем следовать этому принципу.

Нас, региональных законодателей, а, следовательно, российских избирателей, слышат в верхней палате Федерального Собрания.

Беседовал Андрей Кузнецов

Комментарии

Серж
2016-11-25 14:40:24
откель то он все знат?Образования нет,опыта работы ноль...чо он тама начитался?Болтовня ни о чем...Солидные люди должны тему обсудить...уважаемые!
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 11:35
Обществоведение
Адвокаты, представляющие интересы родителей утонувших на Сямозере детей, намерены выяснить, почему дала сбой система "112".

Чтиво

12.01.2017 11:02
Частная жизнь
Реакция соцсетей на сюжет федерального телеканала "Россия-24", в котором были показаны фотографии дочери, ставшие причиной ареста правозащитника Юрия Дмитриева за "детское порно".

Опрос

Что делать с санкционными продуктами?