Как спасти карельскую авиацию

Аналитика. Обществоведение
11:00, 19 Мая 2017

Достучится ли ветеран авиационной отрасли Карелии до нового руководителя республики?

Владимир Артуков проработал в авиации 45 лет. Сначала был техником, потом возглавлял профсоюзную организацию Северо-Западной базы авиационный охраны лесов. Ветеран карельской авиации, член бюро рескома КПРФ Карелии рассуждает о Нью-Васюках, и о том, что будет просить у Артура Парфенчикова.

Осталось жить воспоминаниями

Карельское отделение гражданской авиации было создано 17 июня 1934 года. Таких управлений было 12, Карельское входило в Северное, с центром в Ленинграде. Авиация была нужна и тогда, и сегодня. Это и пассажирские перевозки внутри республики, и санитарные рейсы, и пожарная охрана.

- Работы для летчиков было предостаточно. Были внутренние рейсы в Сортавалу, Сегежу, Калевалу, Костомукшу, Пудож, – вспоминает Владимир Артуков. - Сравните: 50 минут в воздухе до Пудожа или 8 часов вокруг озера ехать? А сейчас только в Кижи рейсы остались… Если в Карелии было мало работы - ее всегда можно было найти в другом регионе. Мы работали и на нефтепроводах, и на газопроводах, и с энергетиками. В Антарктиде и в Африке трудились наши вертолетные экипажи. Главное – тогда четко отслеживалась безопасность полетов, было министерство гражданской авиации и не было такого количества катастроф.

В 1990-е годы малая авиация с баланса государства перешла в собственность республики. И с этого момента, по мнению Артукова, начался ее развал. Если в предыдущее десятилетие в карельской авиации работала почти тысяча человек, то к ее 80-летнему юбилею осталась от силы сотня.

В мае 2015 года карельская авиация лишилась парка самолетов АН-2Т. Четыре борта из шести ушли с молотка. Известно, что один подержанный самолет купил житель Санкт-Петербурга за 388 тысяч рублей, другое воздушное судно досталась авиакомпании из Тверской области за 420 тысяч рублей, покупателем третьего стал житель Москвы - ему самолет обошелся в 428 тысяч рублей, а четвертый приобрел житель Московской области за 348 тысяч рублей. На сайте бесплатных объявлений по такой цене можно купить автомобиль 2008-2010 годов выпуска.

Сейчас в "парке" остались два работающих вертолета МИ-8 и еще два - в нерабочем состоянии. Оставшиеся самолеты требуют ремонта, так же, впрочем, как и проданные.

- Как эти самолеты могли улететь, кто их выпустил? – задается вопросом Артуков.

А теперь – дискотека!

Такой серьезный объект, как аэропорт "Пески" мы потеряли, - констатирует Владимир Ильич. - Аэропорт – это же серьезно: взлетная полоса, разметка, стоянки, перрон, освещение. Чтобы все это содержать, нужны деньги. Искать их не стали, а просто перевели объект в разряд площадок. Это значит, что самолеты ни сесть, ни взлететь оттуда уже не смогут. Он может принимать только вертолеты, которым не нужны особые условия. Такая же ситуация во многих регионах: они свои аэропорты тоже с трудом содержат. Вологду несколько раз закрывали, с Мурманском - то же самое. Никто не занимается и другими карельскими аэродромами - в Сегеже, Сортавале, Пудоже… В "Песках" концерты проводят. Это что за аэродром, на котором дискотеки?

Аэропорт "Петрозаводск" в Бесовце, по мнению Владимира Артукова, был невыгодным - невыгодным и останется. Рано или поздно и он станет федеральным, просто потому что у республики нет денег.

- Есть у нас, карельских авиаторов, свой Герой Советского Союза, - рассказывает авиатор. - Я говорю о Владимире Сергеевиче Баскове, на счету которого 17 сбитых самолетов, 300 боевых вылетов, 88 боев. Кто сейчас о нем помнит? Вот был бы аэропорт нормальный, можно было бы имя ему дать, ведь Басков много лет руководил Петрозаводским аэропортом, и тогда все о нем знали бы!

Что касается самих рейсов, то и здесь все должно быть по-другому.

- Некого у нас в таких количествах регулярно возить в Москву и Петербург, - уверен авиатор. - Пробовали же летать в Финляндию, и кончилось это тем, что одну бабушку с собачкой возили. Вот и с рейсами в российские столицы регулярно происходит то же самое. Не будет у нас в Петрозаводске никогда туристического центра, как не может быть шахматной столицы в Нью-Васюках!

Зато спрос на полеты на близкие расстояния, по территории Карелии, по мнению Артукова, был бы высоким. И совсем не обязательно использовать для этого суперсовременные лайнеры.

- Китайцы до сих пор производят самолеты АН-72Т. Что они, глупее нас? – разводит руками Владимир Ильич. - Да и везде в России, кроме Карелии, "Аннушки" до сих пор прекрасно работают - их сейчас сто штук летает. Самолеты эти испытаны десятилетиями, и таких в мире нет, чтобы и пожарные, и гидро-, и сельскохозяйственные, да еще и пассажирские одновременно. На телеканале "Звезда" показали возможности самолета АН-2 и сказали, что и сегодня эта техника востребована в армии, необходима она для выброски армейского десанта и транспортных перевозок. Возможность летать на малых высотах делает АН-2 трудно обнаруживаемой для противника техникой. Это же универсальные машины. Да, старенькие, да, не комфортабельные, но какой комфорт для 50-минутного полета нужен? Если есть замена, никто не против – надо обновлять технику, я обеими руками "за"! А если нет – надо использовать то, что есть.

"Не успокоюсь, пока есть здоровье"

Сегодня в Карелии не бушуют большие лесные пожары. Однако это - дело случая.

- В 2013 году финны нам ноту предъявили - лес в Калевальском районе горел, и они боялись, что пожар перекинется на их территорию, - вспоминает Артуков. – Вот сейчас Сибирь вовсю горит, и наши леса от огня не застрахованы. Для охраны от пожаров уже несколько лет приглашают авиацию из других регионов. Вы думаете, это дешевле, чем своя? Я вот не думаю.

В прошлом году карельские леса патрулировали сотрудники авиапредприятий из Вологды и Санкт-Петербурга. Они же занимались подготовкой пожарных-парашютистов. В целом услуги соседей-авиаторов обошлись республиканскому бюджету почти в 35 миллионов рублей.

А за каждый пассажирский рейс в Москву правительство Карелии сейчас доплачивает авиакомпании "S7 Airlines" по 160 тысяч рублей. Ранее за такие же полеты субсидирование получала компания "Руслайн", которой за каждый рейс республика выплачивала 150 тысяч рублей. А в конце прошлого года авиакомпания "Оренбуржье", несмотря на обещания карельского правительства, отказалась выполнять рейсы Петрозаводск – Санкт-Петербург. Как сообщили журналистам в авиакомпании, "это направление невостребованное и будет крайне убыточным".

- Я понимаю, что содержать авиацию карелы не могут - дотационная республика, откуда деньги на такое дорогое удовольствие? - говорит Артуков. - В 2014 году президент дал указание помочь региональной малой авиации. Мы сразу обратились к министру транспорта Максиму Соколову, а нам ответили, что с этим вопросом должен выходить на министерство глава региона. Я дважды обращался к Александру Худилайнену, просил помочь авиации – никакой реакции! Очевидно, ему так было проще: нет предприятия – нет проблем. Может, и неправильно такие слова вдогонку, но я и в глаза ему это говорил!

Теперь Владимир Артуков подготовил обращение к врио главы Карелии Артуру Парфенчикову.

- У меня планируется встреча с премьер-министром Александром Чепиком, и я намерен поднять этот вопрос, - рассказал Артуков. - С тех пор, как авиация стала республиканской собственностью, нет денег ни на технику, ни на ремонт, ни на ГСМ, ни на содержание аэродромов. Надо восстанавливать авиапредприятие и предавать его на федеральном уровень. Только так можно спасти нашу авиацию! Пока есть здоровье, я не успокоюсь. Независимо от того, будете вы, журналисты, об этом писать или не будете. Если надо будет сто раз сказать, скажу: "Давайте, ребята, помогайте карельской авиации - и не только карельской". Проблема есть, но пока мы не достучимся, ее никто не решит. Нам авиацию в наследство оставили, так надо было приумножить, а не крушить.

Подготовил Андрей Кузнецов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей