Аналитика. Обществоведение
16:27, 10 Октября 2005

В море джаза зашли разом

Все. Кто не испугался претенциозной и интригующей игры слов в названии фестиваля «More JAZZa», все - смельчаки, экспериментаторы, знатоки, любители джаза и светских выходов – все они на прошлой неделе, войдя в фойе Национального театра, в течение трех часов не вставали со своих мест, слушая джаз, обсуждая джаз, удивляясь джазу.

«Мы хотели  создать для публики расслабленно-комфортную обстановку, предлагали им послушать джаз так, как это делают во всем мире – вальяжно общаясь, прогуливаясь по залу с бокалом какого-нибудь напитка, забыв привычки прослушивания академических концертов», - говорит Владимир Троицкий, известный скрипач, активист джазового движения в Петрозаводске.

Но зритель  предложенной демократии не принял. Кто-то считает, что для расслабления по джазовым правилам нам, северянам,  не хватило темперамента, кто-то утверждает, что петрозаводская аудитория страдает чрезмерной воспитанностью, оставляя во время концерта невостребованными бар и курилку, а джазмены просто уверены – соскучившись по хорошей музыке, народ боялся пропустить что-то интересное.

А интересного было – море.

Солист джаз-оркестра Олага Лундстрема Александр Андреев прибыл к нам из Москвы с инструментальным квартетом. Андреев демонстрировал полный диапазон столичной вокальной подготовки, очаровывал петрозаводчанок лирическими мелодиями и под конец, во время традиционного джазового джэма, восхищенно выкрикивал, указывая на Владимира Троицкого: «Я горжусь знакомством с этим человеком!».

Кстати, в Петрозаводск Александр Андреев приехал по личному приглашению Троицкого. Впервые они встретились в Калуге на ежегодном джазовом фестивале «Летний джэм», устроитель которого – Олег Акимов, в прошлом – выпускник Петрозаводской консерватории, а ныне – председатель областного комитета по культуре в Калуге. По словам Владимира Троицкого, дружба с Андреевым сложилась по обоюдной музыкальной симпатии. «Есть такой принцип у музыкантов, - говорит скрипач, - что-то вроде «Ты мне нравишься». Мне нравилось, как Андреев пел, ему – как я играл».

Видимо не только играл, но и подыгрывал. Ведь после фестиваля в Петрозаводске на турбазе «Спутник», в Лососинном,  Андреев до утра  буквально травил коллег музыкального цеха романсами из репертуара Юрия Антонова (когда-то он 3 года работал у него в коллективе), а такие друзья, как Троицкий, придавали попсовому аккомпанементу джазовое звучание.

Другой гость фестиваля - Павел Баталин, с первыми аккордами своей гитары-фламенко принесший в петрозаводский зал томное настроение испанских ночей, удивлял скромностью и обаянием. Видя, как в перерывах между игрой этот человек, пристроившись на краешке дивана, задумчиво перебирает струны гитары и мурчит что-то себе под нос, было трудно поверить, что он – самый настоящий солист Московской филармонии им. П.И. Чайковского, Дипломант Всероссийского конкурса исполнителей, участник фестивалей фламенко в Кордобе и Гранаде, звезда несчетного количества музыкальных проектов.

«Баталин – музыкант удивительной души,  - говорит Троицкий о своем друге, с которым познакомился во время гастролей в Москве, - Общение с ним также тонко в эмоциональном плане, как и его музыка фламенко». Игра Баталина на вечере джаза в Петрозаводске, действительно, оказалась тонкой шуткой джазового жанра. Латинские слезы испанкой гитары со свингом и ударными джаз-рока, как оказалось, роднит импровизация. Она-то и стала лейтмотивом фестиваля. Петрозаводский ансамбль “Mezzo” во главе с Владимиром Троицким импровизировал на темы классических джазовых произведений. Джаз-рок-трио «Power On” испытывало публику тяжелыми ритмами. Под конец все смешалось: и москвичи с петрозаводчанами, оказавшись на одной сцене, сыгрались в буквальном смысле этого слова. Прощаясь, они обещали вернуться.  Минувшая встреча, лишь первая ласточка целой серии джазовых вечеров, гостями которых обещают стать знаменитые музыканты со всего мира. Следующий концерт планируется провести в декабре. Тем более, что столь благородное начинание уже поддержали столпы российского джаза - Михаил Митропольский, ведущий музыкальных передач на радио и ТВ, Анатолий Кролл, Народный артист России, Председатель лиги джазовых музыкантов Союза Композиторов России и легенда отечественного джаза, Народный артист России и СССР, гитарист Алексей Кузнецов. Пожалуй, единственный, кто остался равнодушным, к созданию в Петрозаводске  такого масштабного проекта как “More JAZZa” – это Министерство Культуры РК. «Денег нет», - отрезали в Министерстве чиновники, годами рассуждающие о необходимости повышать культурный уровень города. Но петрозаводские музыканты оказались настойчивее: «Всколыхнуть болото!» - призвал коллег Владимир Рамус, и деньги нашлись у частных спонсоров. «Джазу быть» - ответили музыканты, и занялись подготовкой к следующему концерту.

Мария Морозова

Комментарии

Вещий Олег
2005-10-11 17:07:57
Здорово! Так держать! К сожалению, очень мало людей могут понять хорошую музыку. Было бы здорово, чтобы после каждого произведения аудитории объясняли что в нем замечательного! Это так же как и в случае с картинными галереями: автор рассказывает про каждую картину (о чем, чем навеянно, что хотел сказать). Иначе приходиться быть достаточно подготовленным нацчным сотрудником чтобы понять чего тебе дают.
Гость

Аналитика

Сегодня 16:24
Обществоведение
В Петрозаводск приехала инспекция ОНФ России и проверила, как в карельской столице ремонтируются "гарантийные" дороги, а также те магистрали, которые жители региона включили в "Карту убитых дорог".

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?