Аналитика. Капитал
14:03, 16 Января 2006

Капиталистическое соревнование

Сумеет ли правительство Карелии реализовать на территории края четыре национальных проекта?

Предстартовая позиция

Для российских губернаторов настал момент истины – с 2006 года в стране начала реализовываться новая национальная идея, которая с подачи Владимира Путина обрела форму четырех национальных проектов. Значение этим проектам в Кремле придают совершенно особое – Владимир Путин даже объявил, что если при их реализации придется пойти на замедление темпов экономического роста (главное в глазах окружающего мира достижение путинской администрации), то на это надо будет решиться. И судьба каждого из губернаторов также будет зависеть не только и не столько от коррупционных скандалов или подковерных интриг, сколько от успешной реализации проектов на подведомственной территории. Неудачников будут менять, победители этого капсоревнования получат возможность занимать высшие должности в стране. Дело в том, что хотя проекты и общенациональные, федеральный центр вовсе не собирается финансировать и помогать всем регионам равномерно. Приоритет получат те, кто сумеет быстрее включиться в эту работу, у кого уже выработаны соответствующие финансовые и законодательные механизмы. С отстающими же регионами (по крайней мере, с их руководством) могут поступить по принципам дарвинизма – выживает сильнейший. И надо заметить, что у Карелии стартовый потенциал в гонке за благосклонностью Президента не слишком высок.

Не заблудиться в тумане

Как известно, впервые о национальных проектах Владимир Путин заявил в начале осени. Глава государства выделил образование, здравоохранение, развитие аграрного сектора и строительство доступного жилья главными задачами на период до 2010 года. Немалая часть этих программ должна быть профинансирована из госбюджета, за счет сверхдоходов от продажи нефти. Еще часть возьмут на себя местные власти, и, наконец, к реализации национальных проектов предлагается привлечь средства банковских организаций. В конце декабря глава Карелии Сергей Катанандов провел совещание, на котором назвал ответственных за выполнение этих проектов на территории Карелии, а также выслушал их предложения о том, как это сделать с наибольшей эффективностью.

Наибольших успехов Карелия могла бы добиться в области образования, в первую очередь, благодаря тем наработкам, которые уже есть в республике. Тем более, что самое ощутимое на первом этапе – доплату учителям за классное руководство, - около тысячи рублей в месяц, - берет на себя Москва. Карелия же смогла бы продолжать работу по компьютеризации школ и развитию учебных заведений, которым присвоен статус инновационных. По оснащению школ компьютерами наш регион и без того находится в числе передовых, есть и наработанный опыт, и кадры – а развивать инновационные образовательные центры при наличии нескольких ВУЗов совсем нетрудно. Но, к сожалению, вырваться с первых же месяцев вперед по образованию нам мешает неповоротливость Москвы. Хотя известно, сколько денег получит каждый регион в 2006 году, из центра до сих пор не поступило нормативных документов о том, как эти средства расходовать. С учителями-то все ясно, а вот как быть с инновационными школами? Всего их должно быть около десятка, но какую школу и по каким критериям признавать инновационной не знают, похоже, не только в республиканском Минобразовании, но и в федеральном ведомстве. То же самое и с грантами для «молодых лидеров». Предусмотрено выделение двух с половиной тысяч таких грантов, по 60 тысяч на каждого лидера в год. Но кому именно и за что их давать, непонятно. Пока речь идет о неких туманных «полезных делах» вроде очистки русла реки или даже создания дворовой команды. И пока в Москве думают, как оформить эти туманные пожелания в конкретные указания, время идет, и Карелия теряет свое преимущество, ведь другие регионы тоже не спят и спешно переориентируют собственные бюджеты под требования времени.

Похожая ситуация и по здравоохранению. Здесь также нет нормативных документов, поэтому многие предложения карельских чиновников от медицины, выглядят всего лишь благими намерениями. К примеру, идет речь о разнообразных видах материальной поддержки медикам, но какие это будут виды,  какие конкретно суммы, и на каких условиях, Москва все еще не поясняет. Впрочем, здравоохранение это как раз та сфера, где от самих  регионов будет зависеть не так уж и много – деньги на медоборудование, которое предлагается централизованно закупать, пойдут из центра, и власти субъектов должны будут лишь обеспечить контроль за их использованием. Сергей Катанандов уже даже начал это делать, предупредив мэров, что курирование трех из четырех национальных проектов он берет на себя лично, и лично же будет следить за расходованием средств.

Недоступное «Доступное жилье»

Слабы позиции Карелии и по сельскому хозяйству. Впрочем, по объективным причинам. Житницей России республика никогда не была, и если благодаря федеральным вливаниям, удастся хотя бы закрыть потребности в мясе и молоке за счет собственных хозяйств, то уже можно будет говорить об успешной реализации проекта в регионе.

А вот с «Доступным жильем» сложнее. Между тем, именно этот проект Владимир Путин называет «локомотивом», именно под него в массовом порядке решено привлекать коммерческие средства, и именно реализация этого проекта (равно как и его нереализация) будет в полной мере оценена населением. По прикидкам авторов «национальных проектов», если все пойдет, как надо, то этот проект сможет к 2010 году помочь обеспечить жильем каждого четвертого россиянина. Процент жителей страны, которые в этом нуждаются, чуть больше, другими словами, кому-то не хватит. Поскольку денег на то, чтобы строить жилье и «давать» квартиры, как это было при советской власти, у государства нет, то решено массово развивать ипотеку. При этом государство готово взять на себя оплату части процентов по ипотечным кредитам. Однако какова будет эта часть, сколько придется добавлять регионам, и, наконец, каковы условия банков – не ясно до сих пор.

Понятное дело, что резко вперед пойдут те регионы, где уже созданы работающие ипотечные системы, и население массово пользуются этими возможностями.  Это, к примеру, Белгородская область, некоторые центральные и восточные регионы страны, само собой – Москва, но не Карелия. С 2000-го по 2005 год в республике было выдано 813 кредитов на сумму 350 миллионов рублей. Причем, большая часть займов (492 займа на 238 миллионов рублей) оформлена в текущем году. Фактически речь идет о том, что с помощью ипотеки, люди у которых уже есть квартиры и хороший заработок, просто улучшали свои жилищные условия, переезжая в новые квартиры. Были, конечно, и приятные исключения, когда крупные предприятия помогали своим работникам (например, в Костомукше), но погоду они не делали.

Поэтому чтобы массово запустить ипотеку, правительству Карелии надо в срочном порядке договориться с банками, наладить системы выдачи кредитов и выплат по кредитам (и это в условиях, когда Москва сама до сих пор не расставила все акценты), добиться снижения цен на рынке жилья, наконец, «достучаться» до населения и убедить его, что «новая ипотека» и выгодна, и удобна. Если это не удастся сделать в короткий срок, то, по крайней мере, в первое время, основная помощь из федерального центра будет уходить в более «продвинутые» регионы, а это значит, что по «локомотивному» проекту Карелия начнет сильно отставать. Вряд ли получится преодолеть этот разрыв позже, рывком, так как в Правительстве признают, что нынешние мощности карельских предприятий позволяют им наращивать объемы строительства по 5-10 процентов в год. Как такое отставание скажется на трех других проектах – неясно, но оно явно не пойдет на пользу нынешнему руководству Карелии.

На капитанском мостике

Кстати, Сергей Катанандов, похоже, это понимает, так как губернатор (по основной профессии строитель)  предпочел подстраховаться, взяв на себя три других проекта, и назначив ответственным за «Доступное жилье» премьер-министра Павла Чернова. В любом случае, ставки велики, и потому гонка будет серьезной. Станет ли это новым примером «кампанейщины», или в этот раз сочетание личной заинтересованности руководителей в успехе, в сочетании с большими деньгами и принципами рыночной экономики позволит-таки и России, и Карелии начать медленное восхождение из нынешнего провала, станет ясно в самое ближайшее время, и мы это увидим собственными глазами.

Алексей Ефимов

Комментарии

баснописец
2006-02-07 07:28:58
А вы друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь!
Пророк
2006-01-26 14:30:29
Надо построить большой железобетонный график, показывающий как валовой национальный продукт страны с 1991 года падает и возвращается на тот же показатель к 2007 году. И бить об него мордами Гайдара, Чубайса, Грефа и других горе-рыночников, пока их хари не станут как у бурятов. Очень наглядный бы пример получился, - для любителей экспериментов над живыми людьми. Почему они на своих детях и родственниках не провели эксперимент, а уж, только потом бы переходили на людей. 15 лет – Ельцину под хвост.
analitik
2006-01-24 17:48:53
Ребята, "цифирить" хорошо, но не всегла понятно "откуда ноги растут" и как это связано с "твоим животом" и "животом соседа",а самое главное нет ответа кому "репку необходимо подчистить".
123
2006-01-24 16:59:01
Экономисту Эмоции? Это мое мнение, а цифровую портянку можно развернуть на весь форум, только вряд-ли она будет кому интересна.
Ушат Помоев
2006-01-24 15:00:56
Не скажу за качество подготовки нынешних выпускников строительных специальностей, ИМХО оно не так важно, потому как это только база. Более важен, на мой взгляд опыт работы (ака квалификация или experience по англицки). Дык вот его-то большинству молодых специалистов после ВУЗа набираться негде. И приходится им нарабатывать свой экспириенс в областях отличных от профильной.
Экономист
2006-01-24 13:02:33
123-му. Про имеющиеся необходимые ресурсы - это эмоции. Цифры говорят. ВНП России за 2005 год - 700 млрд. долл. на 143 млн. чел. Для сравнения: ВНП Ангилии - 3 трлн. долл. на 60 млн. чел. О чем еще можно говорить ? А что касается выпуска строителей, то количеством они может быть и впечатляют, но можно ли тоже самое говорить о качестве их подготовки ?
123
2006-01-23 16:58:01
Все необходимые ресурсы есть, необходимо желание и политическая последовательность в действиях для получения конечного результата. Насчет строителей: у нас выпущено из ВУЗов столько "чурочников", что они занимаются чем угодно, кроме того чему их учили (пример перед глазами).
Экономист
2006-01-23 14:03:02
Стабфонд еще слишком мал для такого проекта. Там собрано всего 45 млрд. долл., а для того, чтобы хотя бы в 3 раз увеличить предложение на рынке жилья надо как минимум 50 млрд. долл. ежегодно + строительство пары десятков цементных и кирпичных заводов + авральная подготовка многотысячной армии строителей в ВУЗах и техникумах. Это все реально осилить за несколько лет ?
123
2006-01-20 19:51:45
В том то и дело, что зарабатывает (стабфонд). Складывается впечатление, что правительство не имеет представления о грамотном использовании этих средств. В 90-е ряд "деятелей" инициировал уход государства не только из убыточных, но и из высокодоходных отраслей народного хозяйства. Сейчас идет постепенный возврат позиций, в частности начали с добычи и переработки нефти (ЮКОС, Сибнефть - способы без комментариев). Почему в таком случае не задуматься о создании крупной государственной строительной компании? Это, как вариант, решение вопроса о размещении средств стабфонда , которое и даст тот самый мультипликативный толчок для остальной экономики.
Экономист
2006-01-19 14:50:32
Не согласен с Вами, Мария: нац. проекты - это не пиар, а способ сдвинуть экономику на более быстрые рельсы развития. Со 123 согласен в том, что развитие конкуренции на строительном рынке пойдет ему на благо, но цены вряд ли упадут, по крайней мере, больше, чем процентов на 15-20. Почему ? Да потому что никто из подрядчиков не захочет сколь-нибудь существенно терять прибыль в абсолютном выражении. Возьмите любой рынок: где цены стабильно снижались на десятки процентов на длительном интервале времени ? Только у сотовых операторов, да и то только за счет колоссального эффекта от масштаба производства. А чтобы добиться такого же эффекта в стройиндустрии, требуется увеличитть объем вводимого жилтья на порядок ! В сегодняшней России такой сценарий исключается полностью - страна просто пока еще не зарабатывает столько денег (я имею ввиду ВНП).
Гость
Выбор читателей

Аналитика

24.05.2017 11:31
Политкухня
Политолог Олег Реут о том, почему наблюдатели за выборами объединяются на непартийной основе.

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?