Аналитика. Обществоведение
11:44, 19 Января 2006

Великое Валаамское противостояние

Жители Валаама останутся жить в своих квартирах. Зимняя гостиница, где постоянно проживает светское население острова, не будет передана в собственность Русской православной церкви. Пока…

Валаамcкий архипелаг
Валаамcкий архипелаг

Депутаты Законодательного Собрания вновь отклонили предложение главы Карелии о безвозмездной передаче в собственность Спасо-Преображенского Валаамского монастыря здания Зимней гостиницы, - последнего объекта Валаамского архипелага, который, по мысли республиканских властей, должен быть возвращен церкви.  В случае смены собственника не исключены нарушения прав граждан, проживающих на острове, никто не даст гарантии, что люди смогут остаться в своих квартирах, - посчитали депутаты.

Переселение душ

Вопрос о передаче Зимней гостиницы монастырю ранее уже рассматривался в карельском парламенте. Однако инициатива губернатора Сергея Катанандова не находила поддержки у депутатов, которые предпочитали лучше заволокитить вопрос, чем принимать непопулярное решение. Дело в том, что жители Валаама в буквальном смысле завалили письмами парламентариев, грозя массовыми акциями протеста в случае, если те встанут на сторону церкви и губернатора. В этот раз правительство подготовилось к дискуссии весьма основательно, - министр культуры Галина Брун устроила целую презентацию с показом слайдов, дабы убедить членов комитета по экономической политике разрешить передачу здания. Но результат был тот же.

В настоящее время в Зимней гостинице постоянно живут 120 человек, еще 20 имеют временную прописку. Это мирские люди, для которых Валаам – не древняя святыня православия и не памятник культуры, а просто дом. Многие здесь родились и прожили всю жизнь. Кто-то питается плодами собственных огородов, кто-то работает в лесхозе, школе, больнице, кто-то торгует. Есть среди обитателей острова свои пенсионеры, ветераны, инвалиды. Есть многодетные семьи. В Зимней гостинице они живут, как в обычном муниципальном фонде, по договорам социального найма, но приватизировать квартиры обитателям дома не позволяют, так как по всем документам здание числится нежилым, и является, к тому же, памятником культуры мирового значения.

«Письма с просьбой о помощи пишут не два-три человека, а целые семьи, десятки людей, - рассказывает валаамский депутат Светлана Токарева. – Они абсолютно бесправны, ведь, несмотря на то, что каждый имеет на свою квартиру стандартный технический паспорт, даже суд не может разрешить им приватизацию. А уезжать с острова коренные жители не хотят».

Уже несколько лет Зимняя гостиница, построенная в середине 19 века, находится в аварийном состоянии. Государство в лице республиканских властей ремонтировать здание отказывается. «В бюджете на эти цели денег нет, - заверил депутатов министр госсобственности Сергей Денисов. – И вряд ли они найдутся». Монастырь же вести реконструкцию гостиницы согласен, и уже делает потихоньку ремонт, но только в надежде, что в ближайшее время станет полноправным собственником. Самое главное, - для проведения полномасштабной реконструкции всех обитателей дома временно придется переселять в маневренный фонд (он на острове есть, но тоже находится в неудовлетворительном состоянии). Вернутся ли в свои квартиры жители Зимней гостиницы в случае, если та будет передана церкви, - большой вопрос.

Недобрые соседи

По словам министра культуры Галины Брун, только в прошедшем 2005 году церковь вложила в ремонт Зимней гостиницы почти 73 миллиона рублей, поэтому передача здания в собственность монастыря именно сейчас выглядит вполне логичной, - данные ранее обещания выполняются. К тому же непосредственно перед заседанием комитета по экономической политике руководство монастыря прислало в правительство специальное факсовое письмо, в котором еще раз заверило, что не намерено нарушать права светского населения в случае передачи здания. «Монастырь не сможет прожить без школы и детского садика, которые тоже находятся в Зимней гостинице, так что хотя бы по этой причине нужно поверить церкви», - уверяла Галина Брун.

Однако все эти доводы не слишком-то убедили депутатов. Обсуждая на комиссии сложившуюся ситуацию, парламентарии признавали, что политика монастырского руководства все последние годы была направлена на постепенное вытеснение с Валаама светских организаций и мирского населения, поэтому ожидать, что церковь и рядовые островитяне вдруг станут добрыми соседями не приходится. Тем более, что монастырь после ремонта хотел бы видеть в Зимней гостинице не только квартиры, но и собственные офисные помещения.

«Понятно, что рано или поздно государству придется вернуть все, что было забрано у церкви, и наша главная задача сделать так, чтобы при этом не пострадало светское население, - говорила на комитете депутат от Сортавала Людмила Афанасьева. – В нынешней же ситуации мы не даем людям никаких гарантий. Государство тратит на Валаам огромные деньги, но жителям они не достаются. И то, что творится сейчас на острове, просто негуманно по отношению к коренному населению. Я считаю, что именно государство должно позаботиться о местных жителях. Пусть ремонт в квартирах Зимней гостиницы делается за бюджетный счет. Другого выхода нет!» 

«Зимняя гостиница в перспективе – это большие деньги, которые будут зарабатываться на туристах, -  говорил депутат Юрий Спиридонов. – А люди, получается, будут принесены в жертву этому будущему бизнесу».

В конце концов, комитет по экономической политике решил с передачей здания Зимней гостиницы повременить, и губернатору пока отказать. Депутаты посчитали, что представленный законопроект не достаточно подготовлен, поскольку не учитывает интересы светского населения архипелага. Парламентарии предложили губернатору и правительству либо строить на острове новый дом, либо искать на ремонт Зимней гостиницы бюджетные деньги.

Наталья Захарчук

 

Комментарии

недоверчивый
2006-02-08 20:20:38
По поводу Валаама я для себя четко понял несколько вещей: - Ничего от православия и веры там не оставлось- голимый бизнес безналоговый на душах грешных и ищущих, ни сострадания, ни любви к ближнему- сплошной фарс и неприкрытая агрессия, да и истинно монашеского, общежитского, келейного- нет и в помине. - к предыдущим ораторам- церковь в наши стародавние времена до 1917 года всегда была учреждением государственным, "бюджетным", и строились соборы да постройки хозяйственные или на казенные деньги (в крупных приходах, где было чем с прихожан поживиться) или на людские деньги. Так кто кому что передавать и отдавать должен? - Что-то неохотно церковь наша родная православная деньги вкладывает в монастыри уединенные- экономически невыгодно, нет дохода подобающего. так что служат и жительствуют там иноки-неудачники, без коммерческой жилки семинарией поставленной, читай реально верующие и к монашескому житию сами пришедшие. - все эти потуги имущественные- только от близости людей божьих к сильным мира сего из мирских, что само по себе как-то не по-божески. А людишки мирские для них- отходы производста, мусор, который бы вымести поскорее, да и жить в вере, счастливо, сыто, "уединенно". А Зимняя гостиница- это только для дел добрых, а то паломников за бабло презренное негде селить, то есть бизнес никак не расширяется, так как на Валааме сложно со строительством нового жилья и сооружений- еще и зона вроде как заповедная с природой нетронутою. Короче- от лукавого все это, не по-христиански, не по-божески, ложь все это. а недалеко от Валаама есть другой монастырь на острове Коневец и почему-то там легко на душе, несуетно, светло. Нет ощущения, что ты там гость непрошенный, нужный только для того, чтобы на бабки тебя развести и отправить поскорее- другие клиенты на очереди стоят с карманами полными- цигель-цигель, православный, ай-лю-лю, получил порцию счастья, вали скорее, процесс не задерживай.
человек из тусовки
2006-01-25 19:27:26
Интересно быдо бы взгянуть на поименное голосование членов парламентского комитета по экономической политике, поддержавшего столь непопулярное для большинства жителей в Карелии решение.
Крестоносец
2006-01-25 18:49:24
Ура! Мы победили! А Земля не круглая, она – грязная и скрепит на зубах.
analitik
2006-01-25 17:27:54
Расклад в принципе ясен. Идет предвыборная кампания и "все, что вы скажете или сделаете, может обернуться против вас". Дело все в том, что "батюшка" может обидеться и пожаловаться "папе", мол, карелы обижают, "нигилистические ветры подули в наши паруса". "Папа" пожалуется дальше и понятно.. "места" не видать. Депутаты естественно вначале "выдавливали девственность", мол, подумаем, порешаем, а потом и решили, зачем ссорится, "давайте жить дружно". А про мракобесие, оно не существует, а скорее процветает.
Джордано Бруно
2006-01-25 16:42:37
Церковь победила «светское» государство. Людей передали в «божье рабство» против их воли, руководствуясь только дешевым популизмом. Мракобесие торжествует.
analitik
2006-01-25 10:55:55
Так ведь "ларчик просто открывается", "дешевый популизм" нынче в цене, а "получить индульгенцию" лучше сейчас, пока у власти..все логично..
Атеист
2006-01-25 10:16:47
Решение принято - гостиницу безвозмездно передадут. Вывод (основывается на заявлениях чиновников), в настоящий момент, если объект (неважно какой) представляет культурную ценность (читай перспективный актив), то церковь имеет на него первоочередное право выгодоприобретателя.
ответ атеисту
2006-01-24 09:20:54
Поп - это что-то вроде получеловека. На земле он уже не человек. А на небо ему вроде бы еще рано, отсюда и поп, короче "попал".
Атеист
2006-01-24 09:12:58
Вопрос: поп - это внеземное существо, или это все-таки человек, которому свойствены все пороки "хомосапиенс"?
analitik
2006-01-23 23:47:28
Есть другая сторона медали. Странное дело, церковь, по своей сути, считает каждого грешным человеком, который в чем-то согрешил и потом замаливаеи свои грехи, иначе вся идея к черту, нахрен ей нужны без грехов.К этим греховным может относиться и "быдло", человек, который просто оступился, ну "попал", наркоман и пр. НУ, душу согревает, ну ладно. Но проблему не снимает. Как люди, которые жили в Союзе, втирали мозги, ссылались на атеизм сейчас стоят у алтаря и опять "валяют ваньку". Условно их можно разделить на три категории: 1. Люди, которые верят во "всевышнего".2. Люди, которые не верят ни в бога, ни в черта.3. Люди, которые верят в "светлое будущее". Если сегодня было бы "светлое настоящее", более чем уверен, в первой категории было бы наполовину меньше.Пример, из финской лютеранской церкви сейчас повалил народ, после того, как церковь в законодательном порядке утратила льготу т.е. прихожан уравняли с обычными гражданами. Т.Е. причина социальная, получить что-то "на халяву". Дай власть еще части из той же первой категории, т.н. "карьристам" или "примкнувшим", еще какая-то часть т.н. верующих свалит.Это стало модным и из религии сделали фетишь. Неужели истинные верующие не замечают "шарлатанов"? По крайней мере это неискренне.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

24.05.2017 11:31
Политкухня
Политолог Олег Реут о том, почему наблюдатели за выборами объединяются на непартийной основе.

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?