Карелия станет Ленобластью?

Аналитика. Капитал
10:14, 02 Февраля 2006

Экономисты предупреждают: столицей республики в скором времени может стать Санкт-Петербург.

Фото с сайта grepan.narod.ru
Фото с сайта grepan.narod.ru
В ближайшие годы Карелия из самостоятельного субъекта Российской Федерации может превратиться в сырьевой и кадровый придаток Петербурга. С таким мнением столкнулся наш корреспондент, когда попытался разобраться в том, как теоретики и практики карельской экономики относятся к опубликованному недавно в центральных СМИ прогнозу гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрея Белоусова.

Напомним суть белоусовских прогнозов. Согласно выкладкам гендиректора ЦМиКП, в ближайшие годы экономику России ожидают три крупных потрясения. Первое может произойти в 2006 - 2007 годах: большая инфляция и рост тарифов на услуги ЖКХ вызовут социальное напряжение. Второй кризис назреет через четыре года: из-за сокращения трудоспособного населения залихорадит пенсионную систему, а износ оборудования в электроэнергетике и ЖКХ приведет к массовым техногенным авариям.

Третий кризис аналитик предрекает в 2015 - 2017 годах. К тому времени федеральные власти утратят контроль над регионами: крупный бизнес и региональные чиновники станут полноправными хозяевами субъектов Федерации.

Что ждет Карелию, если прогнозы Белоусова станут явью? Ответить на этот вопрос согласились заведующий отделом Института экономики Карельского Научного Центра РАН, кандидат наук, доцент Павел Дружинин и министр экономического развития Карелии Александр Грищенков.

Рост тарифов ЖКХ неизбежен

Изначально наши эксперты рассматривались как оппоненты: экономист-теоретик Павел Дружинин поддерживает московского коллегу, а практик - министр экономического развития республики Александр Грищенков категорически не согласен с большинством его выводов. Но с одним прогнозом Белоусова они дружно согласились: тарифы на услуги ЖКХ будут неумолимо расти.

- Большинство коммуникационных систем в республике слишком старо. Спасти систему ЖКХ от кризиса, или, по крайней мере, предостеречь ее от него мы сможем лишь в том случае, если вложим туда серьезные средства, - убежден Грищенков. - Конечно, это скажется на тарифах: они будут расти.

В то же время, министр уверен, что в республике предпринимаются все необходимые меры по спасению системы ЖКХ, кроме этого, в значительно больших объемах, чем ранее финансируется федеральная программа реформирования системы коммунального хозяйства.

Роста тарифов на услуги ЖКХ не избежать - вторит Александру Грищенкову Павел Дружинин, но министерского оптимизма насчет счастливого будущего нашей "коммуналки" он не разделяет.

- Региональные власти давно должны были пойти на серьезные шаги по реформе системы ЖКХ. Например, как это сделали в республиках Балтии, где за счет государства всем гражданам бесплатно установили счетчики на газ, воду, тепло, и люди платят стопроцентный тариф, но за то, что реально потребляют, - убежден экономист. При существующей же сегодня системе коммунальных выплат мы платим неизвестно сколько и неизвестно за что. Подтверждением тому - недавний газовый кризис, разразившийся в Петрозаводске. Виновных не найти, а страдаем мы с вами.

Сырьевых ресурсов надолго не хватит

Обсуждать состояние пенсионной системы наши эксперты не стали: на местном уровне этот вопрос все равно не решить. А вот проблема возможной автономии Карелии вызвала у экономистов живой интерес.

Карелия может стать частью гипотетического Северо-западного региона с условным центром в Санкт-Петербурге - убежден Павел Дружинин. По его словам, постепенно будет происходить стягивание трудоспособного населения в крупные города - новые центры, которых по России несколько.

- Сегодня в стране лишь некоторые крупные центры успешно развиваются и потенциально готовы к последующему развитию. Это Москва, Санкт-Петербург, несколько городов-центров в Поволжье, Ростов... Они будут расти, втягивая в себя ресурсы из соседних областей и регионов, "вбрасывая" обратно производства с низкой рентабельностью, - говорит Дружинин. – Что же касается Карелии, то она находится в зоне влияния Питера.

Москва постепенно утратит экономическое, а, стало быть, и политическое влияние на регионы. Но пожить в составе «независимой» Карелии мы с вами уже не сможем. Как утверждает Дружинин, в республике не осталось независимых производств, а наши сырьевые ресурсы дают слишком маленький доход. Мировая цена на лес, который остается главным сырьем Карелии, не растет, и навряд ли будет расти. Лесопереработка в Карелии вышла на грань своего развития, поскольку уже сейчас живет в большей степени за счет привозного сырья. Но и такая ситуация продлится недолго, - лишь до тех пор, пока на территориях, откуда везут к нам лес, нет своих производств. Как только производства там появятся, и это сырье станет для нас слишком дорогим. Тем временем, мировыми лесопромышленными компаниями активно вкладываются деньги в развитие проектов производства бумаги из альтернативных материалов, травы, например. Если же делать ставку не на производство бумаги, а на иную продукцию из дерева, мы все равно будем проигрывать той же Финляндии, где качество, цена, а, стало быть, рентабельность произведенного товара заведомо выше.

- Сегодня производство в Финляндии примерно в три раза рентабельнее, чем в Петрозаводске. В Финляндии и Карелии диаметрально разный уровень коррупции. И многих проблем для бизнеса, которые есть у нас, в Финляндии нет и быть не может, - утверждает экономист.

Куда идем?

По мнению Дружинина, для гипотетического регионального центра, в нашем случае - Питера, Карелия интересна лишь временно - как территория сырьевых и кадровых ресурсов и площадь для размещения крупных, экологически опасных и неэффективных производств. На этих предприятиях будут платить большую по меркам нашей республики, но маленькую по питерским меркам зарплату.

- Стратегические вопросы о развитии каких-то новых отраслей сейчас в Карелии, к сожалению, не прорабатываются. Можно было бы активно развивать, допустим, медицинский туризм - медицина у нас на порядок дешевле, чем на западе, а по качеству - ничем не уступает, - считает Павел Дружинин.

Оппонент Дружинина Александр Грищенков убежден, что в ближайшее время самостоятельность регионов России от Москвы невозможна.

- Если говорить о нашей республике, можно констатировать, что она экономически зависит от Москвы. Учитывая, что в республике дефицит бюджета, мы зависим от центрального финансирования экономических программ, особенно федеральных, - замечает министр. - На сегодня не более трети из числа всех субъектов Российской Федерации самодостаточны.

Планы о скором переподчинении республики Петербургу Грищенков назвал "политическими проектами", согласившись при этом с тем, что Питер развивался и впредь будет развиваться быстрее Карелии.

- Я согласен, что в России сейчас существуют некие "центры роста". Мы и в республике рассматриваем подобную схему развития, основанную на большем инвестировании в такие центры внутри Карелии. Более того, министерство регионального развития России недавно подготовило концепцию, согласно которой в большей степени поддерживаться государством будут те регионы, которые имеют наибольшую степень развития. Деньги должны вкладываться в проекты, которые имеют тенденцию к развитию, - отметил министр.

Кому-то покажется, что прогнозы Белоусова и Дружинина слишком пессимистичны. Вместе с тем, представителями республиканской власти пока так и не дан четкий ответ на вопрос: к чему мы все-таки движемся. К реальному развитию собственной конкурентоспособной экономики, что потребует от руководства политической воли, серьезных усилий и значительного сокращения чиновничьих аппетитов, или к молчаливому ожиданию очередного инвестора.

Владислав Вербин 


Справка:

Дружинин Павел Васильевич окончил экономический факультет Ленинградского университета и аспирантуру Вычислительного центра Академии Наук СССР, член Вольного экономического общества.
Более 25 лет опыта исследовательской и преподавательской деятельности в сфере регионального управления и региональной экономики. Имеет более 150 научных публикаций. В последние годы основное внимание уделяет вопросам регионального прогнозирования и моделирования, финансовым и экономическим основам местного самоуправления, прежде всего, проблемам местного бюджета и развития малого бизнеса.

Грищенков Александр Владимирович. В 1987 году окончил экономический факультет Петрозаводского госуниверситета. С 1987-го по 1992 год - старший ревизор-инспектор, старший налоговый ревизор-инспектор Министерства финансов КАССР, заместитель начальника отдела, начальник отдела - заместитель начальника Государственной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Карелия.
1992-1999 - заместитель начальника Государственной налоговой инспекции по Республике Карелия - начальник отдела; начальник Государственной налоговой инспекции по Республике Карелия, руководитель Государственной налоговой инспекции по Республике Карелия;
1999-2002 - руководитель Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Карелии;
2002-2003 - советник Главы Карелии по экономическим вопросам;
С 2003 года по настоящее время - Министр экономического развития РК.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей