«Гена, это поступок!»

Аналитика. Обществоведение
13:33, 14 Февраля 2006

В минувшую пятницу Геннадий Залогин в последний раз был занят в спектакле театра «Творческая мастерская». Он больше не актер этого театра, и не его директор.

Теперь  Залогин в Москве, принял предложение занять должность заместителя директора театра «Эт Сетера», худруком которого является Александр Калягин. Кому и чему Залогин обязан крутым жизненным поворотом, актер рассказал корреспонденту «Столицы на Онего».

В Москве понимают, что такое театр

Театр «Эт Сетера»
Театр «Эт Сетера»
- Две недели работаю в должности заместителя директора. Театр у Калягина новый, он небольшой,  всего 170 человек работает. По московским меркам это немного. У меня контракт на три месяца.  А дальше – ну как сложится.

Жизнь там очень насыщенная. Москва вообще живет по-другому, и она живет правильно. Уж если это театр, то все понимают, что это – театр: от тетеньки из префектуры, до Лужкова. И в Петрозаводске тоже есть люди, которые понимают, как должен жить театр. А есть люди, которые не понимают и у них – сила, власть, какие-то деньги.

Нет, нельзя сказать, что меня выжили отсюда. Расстались в общем даже по-человечески. Но я все высказал. И увидел в глазах полное непонимание и неприятие. У них в одно ухо влетает, в другое – вылетает. У кого? – у нашего министерства культуры! Я уже все методы испробовал…

Меня спросила одна работница министерства: «Ты устроился на работу?». Я говорю, да, устраиваюсь. «А куда?».  А туда, где не пишут проекты.

Театры построят, а работать в них будет некому

- Что-то доказывать я уже просто устал.  Менеджмент в торговле и в культуре, это разный менеджмент. А у нас все под одну гребенку. Год назад мое терпение лопнуло. Было заседание коллегии министерства культуры. Я просто не понимал, где я нахожусь. Первая часть - отчет какого-то финансового ведомства, непонятно какого. Вторая часть - отчет строительного ведомства – кто и сколько строит. А мы сидим, как полные идиоты. Я считаю, что это просто издевательство, ведь проблемы в культуре совсем другие. Они уверены - почему-то уверены - что наша Карелия впереди по  культуре. Приснилось, наверное, или выпили лишнего, но вот как-то считается. Это ненормальная ситуация.

Вот сейчас они построят все театры, а работать в них будет некому. Просто некому. Я понимаю, что строить сейчас выгодно. Выгодно в стройку вкладывать деньги, а не в артиста, не в музыканта. Но это же неправильно.

Фига с маслом

- Министерство культуры Карелии не понимает, что есть театр «Творческая мастерская», который очень востребован.  Так сложилось, что наш театр – один из лучших в России. У нас зрители из Москвы, из Петербурга, которые приезжают в Петрозаводск и идут к нам. Между тем, для нашего театра ничего не сделано за последние годы, ни-че-го! Не решили с помещением вопрос или хотя бы с его реконструкцией, ремонтом. Не дают штатное расписание полностью. В позапрошлом году срезали пять процентов с заработной платы. В этом году – еще пять процентов с заработной платы. У театра долги, театр не может жить нормально. 250 тысяч на программу! Ребята! Да вы знаете, сколько стоит спектакль поставить? Они этого даже знать не хотят!

Что меня окончательно добило, они придумали такой термин – «бюджетирование, ориентированное на результат». Мы, скрепя сердце, стиснув зубы, это все подписали,  вроде как понятно было - как мы поработаем, так мы и получим. Но еще не кончился тот год, результатов не было, а нам уже выдали «бюджетирование».  То есть результат был им неважен.

Комиссии приходят, настаиваем, говорим, нам обещают, а бумажку получаем – фига вам с маслом! Мы тут командуем, вы можете умирать  все от инфарктов, мы командуем тут! Ребята, а вы вообще понимаете, чем вы командуете? Не понимают! Командуйте тогда финансовыми ведомствами, строительными, торговыми. Но освободите нас вот от этого унижения, в конце концов. Это же маразм -  государственный театр должен писать какие-то проекты! Чтобы привлекать, как они говорят, деньги. Мы и так можем привлекать. Но время-то на проекты какое тратится! Мы – государственный театр Республики Карелия, мы не театр банно-прачечного комбината, не экспериментальный театр какой-нибудь, мы – театр, работающий и зарабатывающий деньги своим трудом, пользующийся любовью зрителей, имеющий хорошие спектакли. Концепция театра… Вы вдумайтесь! Концепцию театра определяет его творческий лидер. О какой концепции  говорят работники министерства, я вообще не понимаю.

Юродивые из провинциальных театров

- Когда в 1955 году открылся Музыкальный театр, вот это здание на площади Кирова, то через площадь от него был построен дом для работников театра. Сейчас актеры живут в чудовищных условиях, это просто стыдно. Кстати, Табаков Олег на встрече с Путиным, я сам слышал, сказал: ну ладно, столичные артисты, но надо же что-то делать в провинции, там же ужас творится. Это юродивые какие-то уже.

А у нас новая жизнь теперь: вы должны зарабатывать на квартиры! После этих слов хочется плюнуть в морду.  Кто будет зарабатывать, когда столько стоит метр жилья и такие зарплаты?

В нашем театре каждый день идет спектакль, каждый день репетиции, люди на износ работают. А гастроли по Карелии? Нам сказали, давайте, гастролируйте, мы схватились, поехали. Хоть в одних гастролях нам министерство культуры помогло? Опять – фигу вам, они даже не знают, сколько стоит поехать на гастроли. Их это не интересует.  Они существуют в каком-то особом пространстве. Они от жизни оторваны. Но ведь вкладывая деньги в театр, государство заботится о своем зрителе. Чтобы зритель любой мог пойти на спектакль. Так живет весь мир. А мы в Карелии по-другому стали жить, так, как весь мир, не хотим. Вот нам говорят, делайте дороже билеты. Я говорю, а вы знаете, как ваш народ в Карелии живет? Знаете, как большинство народа живет? Они думают, макароны на эти деньги купить или в театр пойти. Иногда выбирают театр.

Министерство оптимизации

Министерство культуры заблудилось в трех соснах, и по моему твердому убеждению, они из этих трех сосен никогда не выйдут. Не выйдут никогда, ни-ког-да!  И что будет? За наш театр я вообще не боюсь. Он как был, так и будет. Но люди же не могут терпеть так. Сегодня оркестр взбунтовался, завтра театр взбунтуется. И виноваты во всем – они. Они виноваты во всем, потому, что их интересы находятся в другой плоскости. Оптимизация – вот это лозунг нашего министерства культуры. Надо снять их табличку и повесить «Министерство оптимизации». А что такое оптимизация, они тоже не очень представляют.

Оптимизировать можно все до нуля. То ли этого добиваются, то ли не знаю что. Ну ведь смеются и плачут вокруг!

Об искусстве-то никто не думает. Вы можете не думать, но вы дайте возможность тем людям, которые должны думать  - режиссерам, артистам, музыкантам, композиторам. Да они сами будут думать. Они для этого родились, для этого бог дал им талант, но вы-то не мешайте, не лезьте, не поучайте. Хотите денег, тогда вы и занимайтесь менеджментом, министерство культуры, и привлекайте деньги.

Друзья сняли шапки

Скажу честно, слово «бороться» не люблю, а чтобы убеждать  наше министерство, нужно еще и здоровье. Потому, что иногда услышишь какую-нибудь фразу из уст ответственных работников министерства, становится не по себе, дурно становится, покачивать начинает.

Я жалею только об одном: что я, вот я лично, в чем-то сдался. Вот этого я себе никогда не прощу. Нет, коллеги не осудили. Ведь все в театре все видели. А мои московские друзья вообще сняли шапки: «Гена, вот это поступок, уважаем еще больше». Дочь очень рада, она живет в Москве, и, наконец, вся семья воссоединится. Супруга, конечно, уехала со мной. Она ни о чем не спрашивала, ведь видела все своими глазами. Только спросила: «Когда вещи паковать?».

С другой стороны, ну уехал. Но это ведь такое обыденное дело. Ведь раньше артисты постоянно уезжали, такая была миграция. Искали, где лучше, где творчески будет интересно, кто на зарплаты больше клевал, кто – на перспективы. Тоже мне событие - уехал. Это нормальная жизнь. Я 27 лет в Петрозаводске, все это время  без конца кто-то приезжал, уезжал. Но, главное, Петрозаводск всегда был очень привлекательным городом. У нас всегда была высокая театральная культура, и от этого в городе очень много театральной публики. И сейчас, несмотря на то, что в театральной жизни очень много проблем и организационных, и творческих, публика понимает, что в театр ходить надо.

Главное дело жизни

- Для меня Петрозаводск - это третий город в стране после Петербурга и Москвы. В эту веру я обратил всех своих друзей, а они – своих. Они приезжают сюда и получают удовольствие от людей, которые живут в Петрозаводске. А я тут прожил 27 лет, еще столько же едва ли где проживу. Это были 27 замечательных лет. Я пережил возникновение нового театра «Творческая мастерская». Может быть, это будет главным делом в моей жизни. 

Подготовила Татьяна Прокопенко

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей