Стрельба по бутылкам, пиф-паф, и мимо

Аналитика. Капитал
14:53, 20 Февраля 2006

Ликероводочные заводы республики подсчитывают убытки от простоя, подпольные производители алкоголя – барыши от возросшего оборота «паленой» водки. Спасибо адресуется в Москву.

Прямые убытки петрозаводской «ликерки» с начала года составили 5 миллионов рублей. Еще 20 миллионов налогами недосчитался бюджет. Таковы печальные последствия остановки государственного предприятия, случившейся из-за неразберихи с новыми акцизными марками. Только на этой неделе руководство ПЛВЗ рассчитывает запустить производство. Кому предъявлять претензии, непонятно.

Хотели как лучше, получилось, как хуже

С начала года остановились все ликероводочные заводы России: на предприятиях не оказалось новых акцизных марок, введенных законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», который депутаты Госдумы подкорректировали еще в июле. Внеся изменения в законодательство и придумав новые акцизные марки, они хотели нанести удар по нелегальным производителям водки. Но из-за всегдашней российской бесхозяйственности в минусе остались те, кто производят алкоголь вполне легально. По данным "Интерфакса", убытки бюджета от ежедневного простоя ликероводочных заводов страны сегодня исчисляются суммой около 60 миллионов рублей в день. Некоторые предприятия, в числе которых и наши, карельские, не смогли запустить производство до настоящего времени. ПЛВЗ «Петровский» и частный завод «Аалто» в Лахденпохском районе еще не реализовали ни бутылки спиртного с новыми акцизными марками.

По словам генерального директора ликероводочного завода "Аалто" Валентины Троцкой, с начала января и по 9 февраля предприятие полностью простаивало. Сейчас производство частично запущено и все предусмотренные новым регламентом документы на заводе есть, но несогласованности остались, и новые акцизные марки пока на бутылки не наклеиваются. Похожая ситуация на петрозаводской «ликерке», которая не работает в течение полутора месяцев, а марки получила буквально на днях.

В республиканском управлении налоговой службы во всем склонны винить самих производителей, дескать, не позаботились вовремя и не собрали нужных документов. По заверениям налоговиков, федеральные акцизные марки появились в нашей республике уже 16 января, а заявление «Петровского» было отклонено, потому что неполное и оформлено неверно. Однако руководители заводов считают по-другому. «Российская программа, по которой теперь приходится работать, очень сырая, - объяснила нашему корреспонденту заместитель директора петрозаводской «ликерки» Ирина Борик. – В новой процедуре много неясного, непродуманного. Иначе, почему по всей стране, буквально у всех возникли такие проблемы с отсутствием марок?!»

Как рассказала начальник отдела продовольствия Минсельхоза республики Людмила Безус, подробности новой системы получения акцизных марок стали известны производителям только 7 февраля. До этого времени они элементарно не имели представления, а чего от них, собственно, хотят. В том числе, не было понятно, каким образом вносится залог, сумма которого в три раза превышает стоимость самих марок.

Бутлегера счастливые деньки

Убытки, которые возникли в связи с остановкой двух карельских заводов, исчисляются миллионами рублей. По словам Ирины Борик, ПЛВЗ за полтора месяца простоя потерял 5 миллионов рублей, и это только чистые убытки предприятия. Еще около 20 миллионов рублей потерял бюджет. Именно столько налогов мог заплатить работающий завод за указанный период времени. Частный завод «Аалто» сумму потерь предпочитает не называть вообще, однако можно предположить, что она тоже немаленькая. Спасло предприятия то, что в течение января они торговали старой водкой, сделанной до вступления в силу нового закона и сохранившейся на складах.

Самое печальное во всей этой ситуации, что жаловаться на возникшую заминку с марками, в общем-то, бесполезно. Кто ответит за то, что в нашей стране сначала делают, а потом думают?! Заводы, кстати, и не жалуются. По словам советника налоговой службы УФНС по Карелии Надежды Луданик, претензий от республиканских предприятий, производящих алкоголь, в управление не поступало. «А кому предъявлять претензии? – спрашивает Ирина Борик. – Частные заводы, может быть, и могут у кого-то из властей что-то высудить. А мы – завод государственный…»

Возможно, в будущем, новые правила производства и торговли спиртным действительно улучшат ситуацию на алкогольном рынке. Сейчас же можно смело констатировать: от нового закона пока выиграли лишь воротилы теневого алкогольного бизнеса и мелкие нелегальные производители "паленой" водки.

Очевидно, что пока ликероводочные заводы стоят в ожидании акцизных марок, дополнительные обороты набирает подпольный бизнес. Впрочем, как утверждают сотрудники ОИАЗ МВД Карелии, занимающиеся борьбой с теневым алкогольным рынком республики, резкого роста числа правонарушений пока не зафиксировано.

«За январь выявлено 267 правонарушений в сфере оборота алкоголя, 99 из них - случаи продажи спиртного с квартир», - сообщил заместитель начальника ОИАЗ МВД Карелии Юрий Петров. По его словам, эти показатели в принципе схожи с прошлогодними. Самое большое изъятие нелегального спирта в республике произошло еще до нового года, 28 декабря. Тогда на посту ГИБДД задержали грузовик, тайно перевозивший 3900 литров спирта. Машина шла из Петербурга в Петрозаводск, но получателя груза выявить не удалось.

В то же самое время известно, что в Республиканский наркологический диспансер с различными алкогольными проблемами в январе обратились 1330 человек. «Хотя мы не ведем специальной статистики того, сколько людей отравилось некачественным спиртным, тем не менее, могу сказать точно, что очень многие из наших пациентов пострадали именно из-за нелегальной водочной продукции», - заявила Виктория Смыслова, врач-методист РНД.

Владислав Вербин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей