Дождались жареных петухов

Аналитика. Обществоведение
14:35, 03 Марта 2006

Власти всех уровней в авральном порядке решают проблему льготного проезда в общественном транспорте Петрозаводска. Думать над вопросом начали срочно - сразу же после того, как транспортные предприятия заявили о намерении отменить льготы, а среди льготников начался переполох.

В конце февраля петрозаводским льготникам изрядно потрепали нервы – предприятия-перевозчики грозили в средствах массовой информации  скорой отменой скидки на проезд,  перестали продавать единые социальные проездные. В конце концов, ООО «Пассажирские автобусные перевозки», возникшее на костях «Автоколонны 1126 плюс» по инициативе администрации Петрозаводска, отказало льготникам в законном праве ездить за полцены. ООО «Троллейбусное управление», пообещав повозить в марте по-старому, вынашивает планы введения для льготников электронных проездных карточек и отмены разового льготного проезда.

Как только - так сразу

О готовности начать решать проблему льготного проезда одновременно заявили и в республиканском правительстве, и в мэрии Петрозаводска. На пресс-конференциях, состоявшихся 28 февраля с получасовой разницей, вице премьер Карелии Валерий Бойнич и мэр Петрозаводска Виктор Масляков поспешили заверить общественность, что в марте старики, школьники и студенты будут ездить как раньше - за половину стоимости билета.  При этом Бойнич посоветовал не усматривать в этом связи с грядущим утверждением Сергея Катанандова в губернаторской должности. Он заявил, что решение давно созрело. Правда, не стал разъяснять, почему давно созревшее решение скрывали от самих льготников, мучили их неизвестностью и до последнего момента тянули с продажей  единых социальных проездных на март.   

Виктор Масляков на своей пресс-конференции пожурил руководство ООО «Троллейбусное управление» за публично высказанное намерение отменить льготы.  «Бизнес, который работает с населением, должен быть аккуратнее в заявлениях. Нельзя играть на нервах горожан и чиновников», - посоветовал мэр. На это Виктор Еголаев,  директор ЗАО «Управляющая компания «Регионавтотранс» (ему теперь подчиняется Троллейбусное управление) сообщил, что это был единственный способ заставить власти осознать, что в сфере пассажирских перевозок не все так радужно, как они себе представляют.

По словам Еголаева, в прошлом году ООО «Троллейбусное управление получило за провоз льготников 33,4 бюджетных миллиона вместо требуемых 61,5. С начала года долг за работу со льготниками составил 7 миллионов рублей. Несмотря на неоднократные обращения в органы власти, около 15 раз, ответа о порядке возмещения расходов ООО «Троллейбусное управление» не получило. Работать в убыток ТУ, ставшее частным предприятием, не захотело.

Власти зашевелились только тогда, когда Петрозаводск оказался на пороге «льготной революции». 28 февраля вице-премьер Валерий Бойнич признал, что проблемы с разработкой порядка обеспечения льготного проезда, действительно, есть. «Правительство РФ изменило требования к предоставлению субвенций… и у нас возникли некоторые сложности при принятии соглашения с администрацией Петрозаводска», - сказал Валерий Бойнич. Он сообщил о создании рабочей группы, которая в течение двух недель, до середины марта, разработает новый механизм предоставления льгот населению и компенсации транспортным предприятиям.

Мэр – отдельно, реформа - отдельно

Пока власти дожидались нападения жареных петухов, которые простимулировали их заняться решением проблемы, ООО «Троллейбусное управление» готовило свой вариант реформирования системы льготного проезда. Реформа грянет не то с первого апреля, не то с первого мая.

«ООО «Троллейбусное управление» намерено выдать льготным категориям населения электронные проездные карточки. За пять миллионов рублей, по словам Еголаева, будут изготовлены сто тысяч электронных карточек, считывающие устройства, которые поступят в распоряжение кондукторов, и 20 программаторов, где льготники будут пополнять свои карточки – за 200 рублей ежемесячно.

Карточка будет содержать 30 льготных поездок – на весь месяц.  Оставим пока вопрос - много это или мало для льготника. К примеру, Виктор Еголаев считает, что более, чем достаточно – «неиспользованные поездки будут переноситься на следующий месяц». Скажем только, что по сравнению с существующие положением, это серьезно ущемляет возможности льготного передвижения пенсионеров. При этом, планируется отменить разовый льготный проезд. Остается открытым вопрос – как будут ездить льготники из районов в городе-государстве Петрозаводске, установившем собственные правила игры.

Мэр Петрозаводска Виктор Масляков сообщил, что не хочет перемен в системе льготного проезда. Дав понять, что он – мэр – отдельно, а электронные карточки – отдельно, он тут же на пресс-конференции посоветовал Виктору Еголаеву  «одуматься, сесть за стол и разобраться».

Своего видения решения проблемы Виктор Масляков не озвучил, зато назвал  виноватых в вынужденных переменах. По его мнению, в сложные условия ООО «Троллейбусное управление» поставили налоговая служба и городская прокуратура. Налоговая служба предъявляет претензии к предприятию в связи с тем, что билеты для льготников продаются ниже себестоимости, а прокуратура оспаривает установленный в карельской столице порядок предоставления половинной скидки на проезд. «В этих делах рвения такого проявлять бы не надо, - считает Виктор Масляков. – Но мы вынуждены играть по предлагаемым правилам».

Заместитель прокурора Петрозаводска Глеб Суржко удивился словам мэра. «Информация о том, что прокуратура оспаривала введение 50-процентой скидки на проезд для льготных категорий населения, мягко говоря, не соответствует действительности. Прокуратура обращалась в суд, оспаривая постановление мэра о льготном проезде, поскольку оно было подписано с превышением полномочий – такой документ должен был утверждаться депутатами Горсовета. Повторюсь, поднимался только вопрос полномочий. Суд, состоявшийся в середине прошлого года, тогда «Троллейбусное управление» было еще муниципальным предприятием,  ушел от оценки полномочий и «по социальным мотивам» оставил постановление в силе. Больше мы не касались это темы, и никогда не требовали отмены льготного проезда», - прокомментировал зампрокурора.

Как бы то ни было, с ООО «Троллейбусное управление» мэр хотя бы обсуждает проблему льготного проезда. Что касается ООО «Пассажирские автобусные перевозки», которому в свое время была отведена роль спасителя ПМУП «Автоколонна 1126 плюс», его, мэр, похоже, похоронил как перевозчика, а вместе с ним и проблемы его пассажиров. Видимо, мэр решил, что ошибся полтора года назад, сделав ставку не на того.

Ставка была сделана не на того

С первого марта ООО «ПАП» сообщили об отмене льготного проезда на своих маршрутах. На последней сессии горсовета представитель ООО «ПАП» разъяснила причину: администрация Петрозаводска не компенсирует расходы по перевозке льготных категорий населения. По ее словам, в этой связи фирма терпит серьезные убытки, люди уже три месяца не получают зарплату.

Мэр Виктор Масляков подтвердил факт отмены льгот, но спасать свой неудавшийся проект, похоже, не собирается.  «ООО «Пассажирские автобусные перевозки» показало свою несостоятельность. У них осталось 14 автобусов. Их заменит ООО «Троллейбусное управление», - такой приговор был вынесен Виктором Масляковым на пресс-конференции  еще недавно нежно лелеянному инвестору. И такая перемена выглядит странно.

Полтора года назад, выиграв конкурс, ООО «Пассажирские автобусные перевозки» получило в аренду всю материально-техническую базу автоколонны. Поговаривали, что конкурс данная фирма выиграла неслучайно, дескать, администрация города питала к ней необъяснимую привязанность. Стоить напомнить, как еще накануне проведения этого конкурса мэр Петрозаводска созвал пресс-конференцию и познакомил журналистов с претендентом на имущество муниципального предприятия. «Есть еще один желающий заняться автоколонной – компания «Петролайн», - признался тогда Виктор Масляков. Но тут же сообщил, что у них всего 9 автобусов, а остальные - привлеченные. Это заявление удивило тогдашнего директора «Петролайна» Николая Тараканова. «Подозреваю, что кто-то в администрации лоббирует интересы этой фирмы, и  снабжает мэра некорректной информацией о нашей компании».

Трудно сказать, что тогда сыграло главную роль при принятии решения: вправду ли лоббирование интересов ООО «ПАП», или что-то иное, но конкурс фирма выиграла и искомое муниципальное предприятие получила. Мэр Петрозаводска рисовал картины блестящего будущего, ожидающего сферу городских  пассажирских перевозок.  Было обещано восстановление устойчивого сообщения между центром и отдаленными районами города, капитальный ремонт материально-технической базы автоколонны, создание системы радиоконтроля, которая позволит регулировать интервалы движения транспорта, обновление подвижного состава и, кстати говоря, введение электронных карточек для льготных пассажиров.  Журналистов водили смотреть автобусы, которые фирма привозила в город.

Однако мечты не сбылись, и сердце Виктора Маслякова отдано теперь другому инвестору – теперь все «транспортные» надежды он связывает с ООО «Троллейбусное управление». А «льготные» проблемы пассажиров автобусов №№ 2, 3, 5 и 101, которые обслуживает ООО «ПАП», останутся в этой связи  их личными проблемами.

Татьяна Прокопенко

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей