Аналитика. Капитал
13:23, 25 Сентября 2006

Хлебное дело

Пекари Северо-запада обеспокоены сокращением бизнеса, который способен приносить миллиардные прибыли.

В конце минувшей недели в Петрозаводск съехались представители региональных гильдий хлебопеков и хлебопекарных предприятий из 11 областей и республик Северо-западного федерального округа, чтобы обсудить свои профессиональные проблемы и пути развития отрасли. Организаторами Третьей межрегиональной конференции по хлебопечению СЗФО выступили Российская гильдия пекарей и кондитеров, объединение предпринимательских организаций России «Опора» и министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Карелии. По словам руководителя республиканского Минсельхоза Владимира Собинского, нынешняя конференция состоялась накануне вступления России во Всемирную торговую организацию, которое станет серьезным испытанием для отечественных хлебопеков, поэтому их встреча в карельской столице была призвана найти наиболее уязвимые места российского хлебопекарного бизнеса.

«Хотя мы живем в период продуктового изобилия, мы помним, что хлеб – это душа России», - заверил участников конференции карельский министр.

Однако сами хлебопеки обошлись без лишней патетики и постарались обратить внимание присутствовавших на встрече чиновников на весьма опасную тенденцию сокращения хлебопекарного бизнеса, которая может превратиться вскоре в серьезную социально-политическую проблему.

Как сообщил президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон, только за период 2004-2005 гг. количество пекарен в Санкт-Петербурге уменьшилось на 54,7 %, в Карелии - на 13,3%, в Калининградской области – на 9,7%, в Псковской – на 7,5%, в Архангельской – на 4,2%, в Вологодской – на 3,2%, в Новгородской – на 3,1%. Число предприятий отрасли на 10 тысяч жителей достигло в округе крайне низкой отметки в 0,9, хотя в странах Западной Европы этот показатель равен 3-4. Причем ряд регионов СЗФО – Новгородская, Калининградская, Мурманская, Ленинградская, Псковская области и даже Санкт-Петербург испытывают наибольший недостаток хлебопекарных предприятий для обеспечения населения свежей хлебобулочной продукцией.

«Сокращение предприятий нашей отрасли характерно не только для регионов Северо-запада, но и для всей России. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, наше население стало меньше потреблять хлебобулочную продукцию, что связано с изменением структуры рациона питания. Люди стремятся к более здоровой пище и предпочитают покупать диетические сорта хлеба. Во-вторых, хлебопекарные предприятия в регионах испытывают жесткую конкуренцию со стороны крупных хлебокомбинатов из мегаполисов, которые фактически подавляют местных производителей. В такой ситуации нам необходимо развивать малые хлебопекарни и кондитерские так называемой «шаговой доступности». Они способны успешно конкурировать с крупными хлебокомбинатами, поскольку находятся ближе к потребителю и могут в достаточном количестве обеспечить население свежей и качественной хлебобулочной продукцией, что уже доказано европейским опытом», - заметил член правления некоммерческого партнерства производителей хлебопродуктов и продуктов питания Карелии Валентин Сватовой.

По мнению президента Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрия Кацнельсона, региональные и муниципальные власти еще недостаточно уделяют внимания малым хлебопекарным предприятиям, хотя налоговые поступления от этого бизнеса в основном  остаются на местах: «Необходимо облегчить доступ на рынок предпринимателей, которые занимаются или хотят заниматься хлебопекарным бизнесом. Главным барьером для них по-прежнему остаются земельно-имущественные отношения, и власть в состоянии эту планку опустить». 

Как считает Юрий Кацнельсон, хлебопекарный бизнес в Северо-западном федеральном округе обладает огромным потенциалом. Так число хлебопекарных предприятий в округе может увеличиться почти до 5 тысяч, а количество занятых в отрасли людей - до 135 тысяч человек. Для сравнения нужно сказать, что сейчас в СЗФО насчитывается 1,2 тысячи пекарен, в которых трудятся около 35 тысяч человек. Они выпускают более 820 тысяч тонн хлебобулочной продукции в год, из них 300 тысяч тонн приходится на долю пекарей Санкт-Петербурга и только 88 тысяч тонн - на долю карельских предприятий отрасли, которые производят наименьшее количество хлеба в СЗФО. При этом общий объем налоговых платежей хлебопекарных предприятий округа превышает 1 миллиард 300 миллионов рублей.

Участники конференции в Петрозаводске высказались за объединение усилий государственных и общественных структур в снижении административных барьеров для хлебопекарных предприятий, а также за принятие региональных программ развития хлебопечения. Кроме того, делегаты отметили консолидирующую роль профессиональных объединений пекарей и кондитеров, но в Северо-западном федеральном округе такие объединения созданы пока только в Карелии, Республике Коми и Ленинградской области.

Валерий Поташов   

Комментарии

Брежневист
2006-09-28 19:06:32
Много хлеба есть вредно. А СПБ-хлеб в Петрозаводске свою нишу имеет
Пофигист
2006-09-26 12:25:31
смысл в расширении ассортимента, качестве. хотя, наши местные заводы и то и другое обеспечивают. мелкие производители могут быстрее чем крупные перейти на выпуск новой прдукции, перестроить линию.
Пекарь
2006-09-26 12:24:00
А никто и не говорит, что розничная сеть должна связываться с малыми пекарнями. Они сами реализуют свою продукцию. И при этом без всяких добавок и трасгенных жиров, которые продляют срок "свежести" продукта. Это и есть пекарни "шаговой доступности".
прагматик
2006-09-26 09:55:53
Спасибо, что просветили. Тогда тем более, какой смысл розничной сети связываться с мелкими пекарнями, если при работе с оптовыми поставщиками минимизируется риск потерь.
Пофигист
2006-09-26 09:18:31
прагматик, чтоб ты знал и не говорил ерунды - черствый хлеб отправляется с магазинов обратно на завод на промпереработку, естественно при условии что он был куплен на этом заводе и никто его неделю держать на прилавке не собирается. так что тут никаких потерь.
прагматик
2006-09-26 08:58:17
Это спор ценовой в первую очередь. Пусть хлеб будет архисвежим, но в то же время дорогим - кто его купит? А насчет свежести - этот вопрос надо адресовать (и не в последнюю очередь) розничной сети. Не секрет что перепродавцам легче держать хлеб неделю на прилавке пока он в кирпич не превратится, чем отправить его на свиноферму за гроши. Критерий один, степень оценки разная - как продавец соотносит уровень потерь и отношение потребителей к качеству (свежести)продаваемого хлеба.
Пекарь
2006-09-25 17:32:04
Прагматик, сокращается количество малых пекарен, т.е. тех, которые производят настоящий свежий хлеб, а не тот, который остается "свежим" неделю или даже месяц. Крупные питерские, московские и даже немецкие и датские компании завалили Карелию своей продукцией,но посмотрите на состав этого "хлеба". Рост выпуска хлебобулочных изделий в основном дают хлебные гиганты, типа "Хлебного дома". На мой взгляд, это извечный спор производителей штучного товара и ширпотреба. Домашний сыр и домашнее вино из французского погребка никогда не сравнится с аналогичным фабричным продуктом.
прагматик
2006-09-25 14:58:54
Полная ахинея, сокращается количество пекарен, но в то же время ни слова о том что идет рост выпуска хлебобулочных изделий (в тексте ссылка на снижение потребления). Цепочка то яснея ясного - в результате конкурентной борьбы остаются пекарни с модернизированным производством и наличием востребованного покупателем ассортимента. По поводу увеличения самого количества пекарен и тех сумашедших объемов которые они собираются выпустить - дефицита хлебобулочных изделий нет, соответственно отсутствует дополнительный платежеспособный спрос на данную продукцию. Так для кого ее собираются прооизводить, кто ее будет покупать? Мелкие производители могут конкурировать с гигантами только в узких нишах, таких как производство скоропортящихся или сецифических продуктов (пример кондитерские изделия); а основной ассортимент будут выпускать крупнные производители, так как в ценовом выражении за счет объемов производства они по-определению всегда будут выигрывать. Короче собрались люди пошуметь на очевидные темы, да водки выпить на халяву.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

26.05.2017 16:37
Тема недели
Жители Петрозаводска на общественных слушаниях решили, что "лицо" города должно измениться.
24.05.2017 11:31

Чтиво

26.05.2017 09:28
Без политики
Привод и ходовая часть: выбор двигателей, коробок передач и система полного привода.

Опрос

Поддерживаете ли вы воссоздание часовни на площади Кирова?