Аналитика. Обществоведение
13:22, 23 Октября 2006
4
1
2

Учиться лучше меньше, но лучше

Учителям обещают платать зарплату не за количество, а за качество работы. Эксперимент, предложенный Минобразования Карелии, может произвести революцию.

Здоровье детей или зарплата учителей?

У дочери моих знакомых, одиннадцатилетней школьницы, начался нервный тик. Иногда это проявляется в непроизвольном дергании век, иногда в странных движениях головы или мышц лица. Врачи говорят, что таким образом нервная система ребенка отреагировала на возросшую нагрузку в школе. После семи-восьми уроков она приходит домой совершенно вымотанная, как будто провела полдня не в школе, а где-нибудь на разгрузке вагонов.

Подобное наблюдают родители многих школьников, но сделать с этим ничего не могут: школьную программу не переделаешь. То, что нагрузка учащихся зачастую превышает все разумные рамки, недавно заговорили на самом высшем уровне. Президент России публично попенял министру образования на то что, в школах не действуют нормативы, установленные Трудовым кодексом, в результате чего «рабочий день» у детей зачастую длится дольше, чем у взрослых.

Отчасти, это объясняется существующей ныне системой оплаты труда педагогов. Чтобы получать хотя бы мало-мальски приличную зарплату, им приходится брать дополнительную нагрузку, в результате, вместо положенных 18 учебных часов в неделю педагоги работают по 30 и более часов. Эти дополнительные часы ложатся грузом и на детей. Им начинают преподавать всевозможные предметы в рамках «регионального компонента», не включенного в федеральные образовательные стандарты, всевозможные «Основы православной культуры», уроки краеведения, этикета и тому подобное.  Да и сами федеральные стандарты сформированы так, что учителям выгоднее увеличивать количество уроков, а не добиваться повышения качества знаний школьников.

Качество стоит дороже

Единственный выход из этого порочного круга – платить учителям не за количество часов, проведенных ими в классе, а за качество работы. Как это сделать, придумали в Министерстве образования Карелии, где разработана новая система оплаты труда педагогов. Ее презентация состоялась на днях во время встречи министра образования Карелии с директорами школ Кондопожского района, который могут сделать одной из экспериментальных площадок для внедрения новой системы.

Министерством определены критерии «качества образовательных услуг». По словам Галины Разбивной, считать работу учителя «качественной» можно будет только в том случае,  если ученики не только получают хорошие отметки на уроках, но и «здоровы, с хорошим настроением, активно участвуют в общественной деятельности, и вообще получают гармоничное развитие».

- Например, если сейчас в начальной школе оценивается скорость чтения учащихся, то по новым требованиям, главным критерием станет грамотность чтения, - пояснила министр.  - Технику чтения по секундомеру надо запретить!

Кроме того, будет учитываться внеклассная работа учителя, научная деятельность, разработка новых методов преподавания, словом все то, что делает педагога Учителем с большой буквы. Большинство школьных преподавателей всегда занимались этой работой, но до сих пор она не учитывалась при установлении размера зарплаты. Теперь, по замыслу Минобразования, педагоги смогут отказаться от лишней учебной нагрузки, освободить время для профессионального роста и не только не потерять в деньгах, но и получить прибавку к зарплате.

Зарплата будет зависеть от статуса учителя. Минимальная базовая ставка для молодого учителя, только поступившего на работу, составит 8 тысяч 524 рубля без учета «северной» 65%-ой надбавки и других доплат. «Ведущий учитель» с полным объемом должностных обязанностей на 36 часов в неделю (включая учебные часы) будет получать 13 тысяч 900 рублей. «Старшему учителю» полагается 16 тысяч 680 рублей в месяц, «учителю-методисту (наставнику)» - 20 тысяч 16 рублей.

В зависимости от занимаемой должности, в обязанности учителя может входить заведование кабинетами, мастерскими, методическими объединениями, предметными кафедрами, лабораториями, учебно-опытными участками и т.п.  Переход с одной ступени карьерного и профессионального роста на другую будет происходить по результатам обязательной аттестации.

Особая статья - директора школ. По словам Разбивной, они должны получать зарплату около 25 тысяч рублей. Но зато и требования к ним будут более жесткими.

- Примитивность, необразованность, отсутствие интеллигентности – вот что отличает директоров старой формации. В Карелии около 30 процентов таких директоров. Они должны уйти из школы! – считает министр образования.

Забудьте о былых заслугах

Судя по жарким спорам, разгоревшимся на встрече министра с директорами кондопожских школ, работники образования относятся к этим нововведениям с опаской.

Особенно их возмущает то, что при распределении должностей по новой системе, все прежние заслуги не будут учитываться, так же как и разряды тарифной сетки, от которых сейчас зависят размеры зарплаты учителей. Например, если сейчас педагог имеет высшую категорию, то это не значит, что при переходе на новую систему, он автоматически получит должность «старшего» или хотя бы «ведущего» учителя. Исключение может быть сделано лишь для тех, кто имеет звание «Народного учителя». Им обещают сразу присвоить статус «учителя-наставника». Но таких педагогов в Карелии единицы.

Остальным придется заново проходить переаттестацию и доказывать свою профпригодность.

- Я учитель высшей категории, получаю около 10 тысяч рублей в месяц, а меня сразу «опустят» на базовую ставку в 8 тысяч? – возмущенно допытывалась у министра преподаватель истории школы №3 Екатерина Кокина.

Услышав, что к этой сумме еще полагаются «северные» надбавки, участники встречи немного успокоились. Но сомнения все равно остались.

- Если сейчас учитель имеет 27 учебных часов нагрузки, а потом у него останется только 18 часов, то кому достанутся оставшиеся девять? Кто согласится работать на полставки? – недоумевает директор школы №7 Нина Орлова, - Кроме того, по Трудовому кодексу никто не имеет права отнимать эти «лишние» часы у учителя!

По словам Галины Разбивной, учителя которые придут работать на полставки, получат необходимую нагрузку за рамками учебного процесса и смогут получать зарплату наравне с другими коллегами. Впрочем, как отметил участвовавший во встрече вице-премьер правительства Карелии Валерий Бойнич, этот вопрос вскоре отпадет сам собой, когда из-за демографической ситуации, начнет резко сокращаться количество учащихся в школах, а, значит, снизится и нагрузка на учителей.

Еще один спорный вопрос, откуда Министерство образования возьмет деньги для увеличения зарплаты учителям? По мнению Галины Разбивной, дополнительные затраты будут небольшими. Средства планируется найти за счет «перераспределения внутренних ресурсов».

Сомнения не принимаются!

-Пессимистические настроения оставьте при себе! Кто не рискует, тот ничего  не делает! Или вы соглашаетесь на эксперимент, или у нас найдется масса желающих в других районах! – подытожила министр.

Директора шумно запротестовали, мол, мы конечно согласны, но все же неплохо бы до начала эксперимента провести более тщательную экспертизу. Однако, в министерстве образования ждать не намерены.

Новую систему планируется внедрить в первых двух районах Карелии уже в 2007 году. Кроме Кондопоги, в числе претендентов называют Медвежьегорск и Костомукшу. Причины спешки объяснил Валерий Бойнич, по словам которого, проведение эксперимента позволит Карелии войти в число десяти регионов России, которые получат средства из федерального бюджета в рамках программы модернизации образования.

Если эксперимент окажется удачным, то в 2008 году к нему присоединятся все остальные районы республики. По словам Разбивной речь идет пока лишь об общеобразовательных школах, но в перспективе та же судьба ожидает учреждения дошкольного, профессионального и дополнительного образования.

Алексей Укконе

Комментарии

ЕПРСТ
2006-10-25 15:19:40
Об чем речь? А где эксперимент? Где новаторство? А победные рапорты в Москву? Нет эволюционный путь не нужен господам реформаторам, за него к ордену не представят и в Москве в пример не поставят. Надо с помпой, с лозунгами, с "системой показателей" - им ведь по-сути глубоко наплевать изменится что-либо в школе или нет. Главное внедрить, а дальше хоть трава не расти.
ssh
2006-10-25 14:35:35
а может сделать им зарплату 8 тыс за 8 разряд (деньги то вроде нашли), а некоторые предметы из регионального компонента отменить, доведя нагрузку на учеников до нормы. а то так пришел молодой учитель - а ему, на 2,5 тыщи, а он - жить надо - ну на еще полторы ставки и др. А доп нагрузка убивает качество . Заплати нормальные деньги за эталонную нагрузку, глядишь, и выпусники в школу потянутся..
pmart
2006-10-25 10:26:32
"Примитивность, необразованность, отсутствие интеллигентности" - Разбивная как будто в зеркало смотрит...
учителю
2006-10-25 09:01:42
Работают эмигранты, а аборигены давно предпочитают сидеть на соцпособии дома и нихрена не делать.
Ушат Помоев
2006-10-25 00:32:23
Финский учитель, в Карелии и предприятий-то практически не осталось. Куда не плюнь, кругом одни "эффективные управленцы". Кому шефство-то над школами брать?
финский учитель
2006-10-24 23:06:47
Одной зарплатой ничего не изменишь. Необходима реформа образования. Не надо никакой классики, не надо всех готовить к институтам,необходимо учить к практической жизни, необходимо повышать уровень среднего технического образования на предмет внедрения обучения высоким технологиям, современным системам, предприятие и учебное заведение должны быть ориентированы друг на друга, пусть предприятия уже со школьной скамьи берут "шефство" над школами. Каждый учитель Карелии должен отстажироваться в Европе. Необходима "культивация" европейского мышления. Что может старое поколение учителей, чему они могут научить,они многое видели на картинке. А материальная база школ, это вообще не понятно что. Сама министр, извините, бабка, какие реформы, а еще в депутаты. Если хочешь завалить, поручи Разбивной. О чем вы спорите, господа, просто посмотрите как другие живут: особо не утруждаются, домашних заданий не делают, ходят на концерты и в походы, когда учатся не понятно, зато в стране все работает и ужасно стыдно, что у нас много умных людей, да и учатся не покладая рук, а живем в дерьме, просто чисто по человечески обидно за вас, господа.
Ушат Помоев
2006-10-24 16:46:13
Еретик, у чеченских офицеров заработная плата давно зависит от голов неприятеля. Удивительно, что нынешние российские реформаторы еще до такой реформы в РА не додумались. :-)
OLGA
2006-10-24 15:11:49
Kak horosho, chto ushla iz shkoly, hotja nravilos' tam rabotat'. 5 let posle instituta otrabotala, no sejchas predstavljaju beskonechnye trjaski tam i protivno stanovitsja
Карина
2006-10-24 14:45:01
А где взять в сельские школы директоров вместо "Примитивность, необразованность, отсутствие интеллигентности – вот что отличает директоров старой формации. В Карелии около 30 процентов таких директоров"? Скорость чтения имеет большое значение при обучении. Если ученик полурока читает условие задачи, то когда он будет ее решать?
Еретик
2006-10-24 10:19:52
Окончательный стабилизец наступит, когда заработная плата офицеров будет зависит от результатов боевых действий. Например: за каждые 100 метров продвижения военного подразделения в глубь вражеской территории, командиру подразделения-премию, за отступление - штраф!!!
Гость

Аналитика

Сегодня 11:28
Политкухня
Жители Лахденпохьи выбрали мэром единоросса Рамиза Казымова.

Чтиво

19.01.2017 16:05
Личное мнение
Карельский журналист и блогер Николай Габалов о том, что общего у "Шерлока" со "Смертельным оружием". 

Опрос

Как вы поведете себя, если введут налог на сбор ягод и грибов?