Учиться лучше меньше, но лучше

Аналитика. Обществоведение
13:22, 23 Октября 2006

Учителям обещают платать зарплату не за количество, а за качество работы. Эксперимент, предложенный Минобразования Карелии, может произвести революцию.

Здоровье детей или зарплата учителей?

У дочери моих знакомых, одиннадцатилетней школьницы, начался нервный тик. Иногда это проявляется в непроизвольном дергании век, иногда в странных движениях головы или мышц лица. Врачи говорят, что таким образом нервная система ребенка отреагировала на возросшую нагрузку в школе. После семи-восьми уроков она приходит домой совершенно вымотанная, как будто провела полдня не в школе, а где-нибудь на разгрузке вагонов.

Подобное наблюдают родители многих школьников, но сделать с этим ничего не могут: школьную программу не переделаешь. То, что нагрузка учащихся зачастую превышает все разумные рамки, недавно заговорили на самом высшем уровне. Президент России публично попенял министру образования на то что, в школах не действуют нормативы, установленные Трудовым кодексом, в результате чего «рабочий день» у детей зачастую длится дольше, чем у взрослых.

Отчасти, это объясняется существующей ныне системой оплаты труда педагогов. Чтобы получать хотя бы мало-мальски приличную зарплату, им приходится брать дополнительную нагрузку, в результате, вместо положенных 18 учебных часов в неделю педагоги работают по 30 и более часов. Эти дополнительные часы ложатся грузом и на детей. Им начинают преподавать всевозможные предметы в рамках «регионального компонента», не включенного в федеральные образовательные стандарты, всевозможные «Основы православной культуры», уроки краеведения, этикета и тому подобное.  Да и сами федеральные стандарты сформированы так, что учителям выгоднее увеличивать количество уроков, а не добиваться повышения качества знаний школьников.

Качество стоит дороже

Единственный выход из этого порочного круга – платить учителям не за количество часов, проведенных ими в классе, а за качество работы. Как это сделать, придумали в Министерстве образования Карелии, где разработана новая система оплаты труда педагогов. Ее презентация состоялась на днях во время встречи министра образования Карелии с директорами школ Кондопожского района, который могут сделать одной из экспериментальных площадок для внедрения новой системы.

Министерством определены критерии «качества образовательных услуг». По словам Галины Разбивной, считать работу учителя «качественной» можно будет только в том случае,  если ученики не только получают хорошие отметки на уроках, но и «здоровы, с хорошим настроением, активно участвуют в общественной деятельности, и вообще получают гармоничное развитие».

- Например, если сейчас в начальной школе оценивается скорость чтения учащихся, то по новым требованиям, главным критерием станет грамотность чтения, - пояснила министр.  - Технику чтения по секундомеру надо запретить!

Кроме того, будет учитываться внеклассная работа учителя, научная деятельность, разработка новых методов преподавания, словом все то, что делает педагога Учителем с большой буквы. Большинство школьных преподавателей всегда занимались этой работой, но до сих пор она не учитывалась при установлении размера зарплаты. Теперь, по замыслу Минобразования, педагоги смогут отказаться от лишней учебной нагрузки, освободить время для профессионального роста и не только не потерять в деньгах, но и получить прибавку к зарплате.

Зарплата будет зависеть от статуса учителя. Минимальная базовая ставка для молодого учителя, только поступившего на работу, составит 8 тысяч 524 рубля без учета «северной» 65%-ой надбавки и других доплат. «Ведущий учитель» с полным объемом должностных обязанностей на 36 часов в неделю (включая учебные часы) будет получать 13 тысяч 900 рублей. «Старшему учителю» полагается 16 тысяч 680 рублей в месяц, «учителю-методисту (наставнику)» - 20 тысяч 16 рублей.

В зависимости от занимаемой должности, в обязанности учителя может входить заведование кабинетами, мастерскими, методическими объединениями, предметными кафедрами, лабораториями, учебно-опытными участками и т.п.  Переход с одной ступени карьерного и профессионального роста на другую будет происходить по результатам обязательной аттестации.

Особая статья - директора школ. По словам Разбивной, они должны получать зарплату около 25 тысяч рублей. Но зато и требования к ним будут более жесткими.

- Примитивность, необразованность, отсутствие интеллигентности – вот что отличает директоров старой формации. В Карелии около 30 процентов таких директоров. Они должны уйти из школы! – считает министр образования.

Забудьте о былых заслугах

Судя по жарким спорам, разгоревшимся на встрече министра с директорами кондопожских школ, работники образования относятся к этим нововведениям с опаской.

Особенно их возмущает то, что при распределении должностей по новой системе, все прежние заслуги не будут учитываться, так же как и разряды тарифной сетки, от которых сейчас зависят размеры зарплаты учителей. Например, если сейчас педагог имеет высшую категорию, то это не значит, что при переходе на новую систему, он автоматически получит должность «старшего» или хотя бы «ведущего» учителя. Исключение может быть сделано лишь для тех, кто имеет звание «Народного учителя». Им обещают сразу присвоить статус «учителя-наставника». Но таких педагогов в Карелии единицы.

Остальным придется заново проходить переаттестацию и доказывать свою профпригодность.

- Я учитель высшей категории, получаю около 10 тысяч рублей в месяц, а меня сразу «опустят» на базовую ставку в 8 тысяч? – возмущенно допытывалась у министра преподаватель истории школы №3 Екатерина Кокина.

Услышав, что к этой сумме еще полагаются «северные» надбавки, участники встречи немного успокоились. Но сомнения все равно остались.

- Если сейчас учитель имеет 27 учебных часов нагрузки, а потом у него останется только 18 часов, то кому достанутся оставшиеся девять? Кто согласится работать на полставки? – недоумевает директор школы №7 Нина Орлова, - Кроме того, по Трудовому кодексу никто не имеет права отнимать эти «лишние» часы у учителя!

По словам Галины Разбивной, учителя которые придут работать на полставки, получат необходимую нагрузку за рамками учебного процесса и смогут получать зарплату наравне с другими коллегами. Впрочем, как отметил участвовавший во встрече вице-премьер правительства Карелии Валерий Бойнич, этот вопрос вскоре отпадет сам собой, когда из-за демографической ситуации, начнет резко сокращаться количество учащихся в школах, а, значит, снизится и нагрузка на учителей.

Еще один спорный вопрос, откуда Министерство образования возьмет деньги для увеличения зарплаты учителям? По мнению Галины Разбивной, дополнительные затраты будут небольшими. Средства планируется найти за счет «перераспределения внутренних ресурсов».

Сомнения не принимаются!

-Пессимистические настроения оставьте при себе! Кто не рискует, тот ничего  не делает! Или вы соглашаетесь на эксперимент, или у нас найдется масса желающих в других районах! – подытожила министр.

Директора шумно запротестовали, мол, мы конечно согласны, но все же неплохо бы до начала эксперимента провести более тщательную экспертизу. Однако, в министерстве образования ждать не намерены.

Новую систему планируется внедрить в первых двух районах Карелии уже в 2007 году. Кроме Кондопоги, в числе претендентов называют Медвежьегорск и Костомукшу. Причины спешки объяснил Валерий Бойнич, по словам которого, проведение эксперимента позволит Карелии войти в число десяти регионов России, которые получат средства из федерального бюджета в рамках программы модернизации образования.

Если эксперимент окажется удачным, то в 2008 году к нему присоединятся все остальные районы республики. По словам Разбивной речь идет пока лишь об общеобразовательных школах, но в перспективе та же судьба ожидает учреждения дошкольного, профессионального и дополнительного образования.

Алексей Укконе

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей