Битый в Кондопоге битого везет?

Аналитика. Тема недели
11:22, 29 Января 2007

Потерпевших по «кондопожскому делу» азербайджанцев предлагают судить вместе с обвиняемыми.

Юрий Плиев и Сергей Мозгалев
Юрий Плиев и Сергей Мозгалев

Кондопожский городской суд 25 января наконец-то приступил к рассмотрению по существу уголовного дела в отношении жителей Кондопоги Сергея Мозгалева и Юрия Плиева, которые обвиняются в том, что в ночь на 30 августа 2006 года они спровоцировали драку с тремя азербайджанцами - сотрудниками ресторана «Чайка». По версии прокуратуры это происшествие привело к массовой драке с вызванными на подмогу местными чеченцами, в результате которой двое жителей Кондопоги были убиты, еще девять человек получили ранения. Это происшествие спровоцировало 2 сентября стихийный митинг жителей города, которые потребовали освободить от кавказцев местный рынок и решить ряд хозяйственных споров в пользу русских предпринимателей. В тот же вечер по городу прокатилась волна погромов и поджогов торговых точек выходцев с Кавказа, сопровождавшихся мародерством.

«Из нас сделали козлов отпущения!»

С первых же минут судебного заседания подсудимые сообщили журналистам, что если и считают себя виновными, то лишь частично, и адвокаты сделают все, чтобы доказать это в суде. При этом подсудимые рассчитывают на поддержку общественности. Едва войдя в зал заседаний, Юрий Плиев тут же заявил журналистам, что его и Сергея Мозгалева сделали «козлами отпущения». На вопрос, за кого, Плиев, немного подумав, ответил: «За правительство! Вы посмотрите, что в Кондопоге творилось. У нас соблюдаются только права граждан Азербайджана, а наши права никого не интересуют!»

Дальнейший ход судебного заседания подтвердил, что адвокаты подсудимых намерены не просто бороться за права своих подзащитных, но и добиваться привлечения к ответственности тех, кто проходит по делу в качестве потерпевших. Адвокаты заявили, что, в ходе драки травмы получили не только те, кто официально проходят по делу в качестве потерпевших, но и сами обвиняемые. По утверждению адвокатов, их подзащитные «получили телесные повреждения». В этой связи защита считает необходимым возбудить против сотрудников ресторана, которые считаются потерпевшими, уголовное дело. Поэтому, по мнению адвокатов, на данной стадии дело Мозгалева и Плиева должен быть возвращено в прокуратуру для того, чтобы объединить его с делом в отношении азербайджанцев.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства, мотивировав это тем, что преступление, в котором адвокаты подозревают потерпевших, может быть квалифицировано как нанесение побоев, не повлекших тяжкого вреда здоровью. А согласно УПК РФ, по данной статье уголовные дела должны рассматриваться в мировом суде, как дела частного обвинения.

Потерпевшие остались за границей

Такая позиция вызвала возмущение адвокатов, считающих, что тем самым нарушается равенство сторон в судебном процессе. Ранее защита обращалась в Кондопожской городской суд с ходатайством о том, чтобы передать дело Мозгалева-Плиева в мировой суд, однако эта просьба была отклонена. Судья Кондопожского городского суда Василий Федотов пояснил, что подсудимые обвиняются не только в нанесении побоев - такие правонарушения действительно рассматриваются мировым судом  - но и в хулиганстве с применением оружия. А это уже прерогатива городского суда. По закону, в подобных случаях дело должен рассматривать суд более высокой инстанции, то есть Кондопожский городской суд.

Адвокаты на этом не успокоились и заявили, что дело нельзя рассматривать в отсутствии потерпевших. На судебное заседание 25 января явился лишь один из них – бывший бармен ресторана «Чайка». Еще двое азербайджанцев прислали телефонограмму, что не могут присутствовать на заседании  в связи с тем, что в настоящее время находятся в Азербайджане. Адвокаты Мозгалева и Плиева указали на то, что уголовное дело о побоях должно рассматриваться как дело частного обвинения, а, по закону, потерпевшие обязаны сами участвовать в таких разбирательствах. Суд отклонил и это ходатайство, согласившись с мнением прокуратуры, что причину отсутствия потерпевших (нахождение за границей) можно считать уважительной.

Потерпевший Гусейнов
Потерпевший Гусейнов

Азербайджанцев избил осетин?

В ходе судебного заседания был допрошен один из потерпевших  - бывший бармен ресторана «Чайка». Адвокат Плиева Валерий Черкасов высказал сомнение в достоверности его показаний во время процедуры опознания. В частности, адвокат указал на то, что, по первоначальным показаниям потерпевшего, избивавший его человек был среднего роста и имел славянскую внешность. Это не соответствует физическим параметрам Плиева, считает Черкасов. «Мой подзащитный – осетин по национальности и у него не славянское лицо. Его рост гораздо выше среднего – почти 190 сантиметров. Поэтому показания потерпевшего о том, что его избивал именно Плиев, вызывают сомнение», - сказал адвокат.

Защита второго подсудимого Сергея Мозгалева, усомнилась в словах потерпевшего о том, что причиной конфликта стало его требование к обвиняемым заплатить за вход в бар. По мнению адвоката Натальи Горушневой, нет достоверных доказательств того, что в этом заведении была установлена плата за вход. «Поскольку прокуратура представляет этот довод как мотив конфликта, то требуется установить, действительно ли в баре взималась плата за вход или это лишь отговорка, чтобы обрисовать ситуацию в определенном свете», - сказал Горушнева. «Я покупаю сигареты по 40 рублей за пачку, неужели мне было жалко каких-то 20 рублей за вход?» – пытался помочь защите Сергей Мозгалев. Адвокат потребовала предоставить кассовые чеки и положение о работе бара, свидетельствующие о том, что вход в это заведение был действительно платным. Суд согласился с этим требованием.

«Будь ты мужиком!»

Настоящее испытание пришлось пройти потерпевшему, когда адвокаты начали спрашивать его о том, при каких обстоятельствах, его избивали подсудимые. По словам бармена, когда он потребовал от Мозгалева заплатить за вход, тот зашел за стойку бара и ударил его по голове. Потерпевший присел на корточки, закрыв голову руками, а  Мозгалев принялся наносить ему удары по различным частям тела. Затем к нему присоединился Плиев. В руке у него, по словам бармена, был нож, которым он ранил его в плечо. Когда потерпевший сообщил, что после первого удара, нанесенного Мозгалевым, присел на корточки и закрыл голову руками, адвокат Плиева тут же поймал его на слове: «Как же вы в такой позе могли рассмотреть моего подзащитного, увидеть, что именно он нанес вам удар?»

Адвокаты Наталья Горушнева и Валерий Черкасов
Адвокаты Наталья Горушнева и Валерий Черкасов

Обвиняемые, которым в ходе судебного заседания также была предоставлена возможность задать вопросы потерпевшему, заявили, что тот сам спровоцировал конфликт. «Будь ты мужиком, расскажи, как все было на самом деле!» - кричали они сквозь решетку, отделяющую от зала, скамью подсудимых.

Как все было на самом деле, предстоит выяснить в ходе суда, который обещает быть долгим. Адвокаты добились разрешения пригласить для дачи показаний дополнительных свидетелей. Не исключено, что судом будут назначены дополнительные экспертизы. Следующее заседание назначено на 1 февраля.

Алексей Укконе

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей