Погонщики верблюдов и другие водители

Аналитика. Обществоведение
13:11, 10 Июля 2007

Качеством подготовки водителей в Петрозаводске в последнее время серьезно озаботилось минобразования Карелии. Автошколам пригрозили лишением лицензий за различные нарушения. В ГИБДД говорят, что это начало борьбы, в результате которой фабрики «чайников» должны превратиться в автомобильные университеты.

Министерство образования Карелии объявило о приостановке действия лицензий на образовательную деятельность четырех автошкол Петрозаводска, где выявлены нарушения требований лицензирования и норм безопасности. По словам начальника отдела лицензирования министерства Светланы Шамовневой, в ходе проверки, проводившейся в июне в автошколах города, было установлено, что автодромы, где проходит обучение вождению, не соответствуют нормам безопасности.

- Освещение автодромов, разметка, дорожное покрытие, оборудование - все это не соответствует требованиям безопасности, - пояснила представитель минобразования. - Это может привести к тому, что начинающие водители, не имеющие навыков вождения, попадут в аварию.

Но это еще пол беды. Выяснилось, что квалификация некоторых преподавателей не позволяет им обучать будущих водителей.

- Автошколы при получении лицензии предоставили данные на одних преподавателей, - говорит Шамовнева. – А потом они сменились и были приняты на работу люди, которые непонятно, какое вообще отношение имеют к образовательной деятельности и чему они могут научить!

Чему они могут научить, мне довелось узнать на собственном опыте. Наверное, моему инструктору по вождению просто не повезло. То ли его педагогические приёмы не могли прошибить моё тупоумие, то ли сами эти приёмы заслуживают того же эпитета. Основа этой "методы" – максимально громкое проговаривание всех ошибок обучаемого. Попросту говоря, он срывал на мне глотку. Впрочем, о том же самом рассказывали и другие его ученики. Одна ученица бальзаковского возраста через пару занятий разрыдалась после очередного "внушения", на что инструктор, слегка смутившись и как бы оправдываясь, раскрыл ей секрет. Оказывается их (т.е. инструкторов по вождению) этому специально учит приглашённый психолог: мол, сначала на обучаемого надо как следует прикрикнуть, а потом он будет понимать всё с полуслова. Я так и не научился делать этого до конца занятий, поэтому инструктору пришлось пустить в ход весь свой арсенал. Излюбленным его приёмом было, увидев, что учебный автомобиль уходит на встречную полосу или движется слишком близко к обочине, схватиться за руль и вывернуть его так, чтобы нарушение стало ещё более явным, а ученик в панике пытался увернуться от встречной или от стоящей на обочине машине. Или, например, на полном ходу, когда требуется притормозить, со всей силой ударить по тормозам, так, чтобы автомобиль чуть ли не ткнулся носом в асфальт. В результате, один из таких "манёвров" закончился оправданиями перед ГИБДДшниками, что вот, мол, совсем бестолковый ученик попался. После 28 часов такой езды дорога начинает вызывать панику, а автомобиль – тошноту.

Позже выяснилось, что инструкторы, как и йогурты "не все одинаковы" и могут научить многим полезным вещам, но я же говорю: мне просто не повезло.

Однако, судя, по результатам сдачи экзаменов, не везет каждому второму ученику автошколы. По словам начальника экзаменационного отделения ГИБДД Карелии Ивана Демешина, с первого раза экзамен сдает лишь половина выпускников.

- Плохая подготовка проявляется в первую очередь в практическом вождении, - говорит Демешин. - Когда мы опрашиваем граждан, выясняется, что они откатывают не все положенные им по программе часы. Некоторые ученики даже не знают, что в договоре с автошколой должно быть конкретно указано количество часов вождения. Если инструктор на занятии ставит два часа вождения, то два часа он и должен отъездить, а не так, что он полчаса простоял у магазина или еще где-то. И ученик должен это требовать. У автошкол есть внутренний экзамен. Если ученик не сдает этот экзамен, его не допускают до экзамена в ГИБДД, доучивают, но многие этого не делают. Выписали свидетельство об окончании и свободен, дальше хоть трава не расти!

Надзорные органы со своей стороны тоже пытаются повлиять на работу автошкол, но до сих пор дело ограничивалось устными беседами с директорами учреждений и письменными представлениями ГИБДД в адрес министерства образования. Теперь, по словам Демешина, меры будут более жесткими:

- За время моей работы это первый случай приостановки лицензий. Может хоть это на них подействует. Я думаю для автошкол это очень болезненно, ведь теперь, пока они устранят выявленные нарушения, они не имеют права набирать группы и обучать. Кроме того, мы договорились с минобразования, что оно возьмет на контроль карточки учета практического вождения, чтобы на экзамен представители автошкол приходили с этими карточками.

Самый действенный способ заставить автошколы работать лучше – «проголосовать» кошельком. То есть отказаться от услуг учреждений с «запятнанной» репутацией. Вроде бы все просто: опубликовать результаты сдачи экзаменов и посмотреть, у каких автошкол больше выпускников, успешно прошедших испытание с первого раза, те и лучшие. Но, это все же не слишком надежный критерий. Вдруг, какой то автошколе не повезло – сплошь «чайники» попались? Да и сами «абитуриенты» не слишком интересуются такими данными.

- Когда нам звонят граждане и просят рассказать, какие автошколы есть в городе, то их не интересует качество обучения, их интересует, чтобы автошкола была поближе к дому, - посетовал Иван Демешин.

Помимо качества преподавания в автошколах, немало критики вызывает и сама система подготовки водителей. О том, что двух месяцев обучения явно недостаточно, чтобы уверенно чувствовать себя на дороге, говорят уже давно. В некоторых европейски странах существует многоступенчатая система подготовки водителей. После окончания курса они получают не полноценные водительские права, а временные «корочки», с которыми они могут водить машину лишь с определенной скоростью. После трех лет безаварийной езды их ждет еще один экзамен, по результатам которого принимается решение – достоин человек, сидящий за рулем, называться водителем или ему еще надо подучиться.

России до этого пока далеко. В прошлом году в Госдуме обсуждался законопроект об увеличении продолжительности учебного курса до полугода. Предлагалось увеличить количество обязательных элементов при сдаче экзамена по вождению. Напуганные граждане валом пошли учиться, чтобы успеть получить корочки «по-быстрому». Однако, закон так и не был принят.

Но кроме продолжительности срока обучения и ужесточения требований на экзаменах, остается открытым и вопрос о качестве образовательных программ. Вместо того, чтобы уделять больше времени практическому вождению, ученики вынуждены тратить добрую половину времени на зазубривание пунктов Правил дорожного движения, которые к ним не имеют никакого отношения.

Зачем, например, претенденту на получение удостоверения категории «В», знать ответ на вопрос, что такое велосипед? Не пытайтесь представить себе два колеса, прикреплённые к раме. Воображение на экзамене в ГИБДД вообще неуместно. Велосипед – это «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой». А что такое дорожно-транспортное происшествие? Это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, или повреждены транспортные средства, груз сооружения». Ну, а кто такой водитель? Ни в жизнь не угадаете. Это не только «лицо, управляющее транспортным средством», то же гордое звание присваивается и… погонщику, «ведущему по дороге вьючных, верховых животных или стадо». Ну, а скажите на милость, в какой ситуации владельцу «легковушки» понадобится знать, что проезд через железнодорожные пути запрещён тракторным саням-волокушам без разрешения начальника дистанции пути? Или какой высоты должны быть борта открытого кузова, в котором перевозятся дети и кто должен получить разрешение на перевозку груза высотой более 4 метров?

Мой приятель – профессиональный водитель с 20 летним стажем – услышав всё это, задумчиво почесал затылок: «Если бы мне пришлось сейчас сдавать экзамен, я б его завалил».

Конечно, все это выглядит мелочью по сравнению с ни с чем не сравнимым чувством, которое вы испытаете, когда увидите рядом со своей фотографией надпись «водительское удостоверение». Эта эйфория ещё немного продлится в первые дни, когда вы будете небрежно распахивать перед девушками (юношами) дверцу своего личного автомобиля или снисходительно поглядывать из уютного салона на мокнущих под дождём пешеходов. Но это быстро пройдёт. На первом же перекрёстке, где вы ни с того ни с сего безнадёжно заглохли в самый час пик. Или при первом сильном морозе, когда вы никакими способами не сможете заставить своего "коня" сдвинуться с места. Или – не дай Бог – при виде лица первого водителя, которому вы разбили задние фонари. Да мало ли что. Но это будет уже совсем другая история.

Минобразования поторопилось

 Когда эта статья уже была опубликована, минобразования Карелии сделало неожиданное заявление о том, что действие лицензий автошкол-нарушителей не будет приостановлено. Вместо этого им лишь выдадут предписания об устранении выявленных нарушений.

- Мы немного поторопились, - пояснила начальник отдела лицензирования министерства образования Карелии Светлана Шамовнева, - комиссия, проводившая проверку действительно приняла решение о приостановке лицензий, однако, наши юристы нас поправили. По закону мы должны сначала выдать предписание об устранении нарушений, а если автошколы эти нарушения не устранят, то тогда у них будут приостановлены лицензии. Автошколам дан срок до 1 сентября.

 Алексей Укконе

P.S. Новые виды наказаний за нарушение ПДД. С сайта Drive.ru

Нарушение Действующий штраф (в рублях) Новый штраф (в рублях)
Управление транспортным средством (ТС) без регистрационных знаков 2500 или лишение прав на 1–3 месяца 5000
Управление ТС, не прошедшим государственного технического осмотра 50 или предупреждение со снятием номеров 200
Управление ТС водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) 700 – 1000 2500
Повторное управление ТС водителем в состоянии алкогольного опьянения или повторная передача управления такому лицу Лишение прав на 1,5–2 года Административный арест на 15 суток за исключением беременных, женщин с детьми до 14 лет, детей до 18 лет, инвалидов первой и второй групп, военнослужащих
Управление ТС водителем, лишённым прав 1500 Административный арест на 15 суток за исключением беременных, женщин с детьми до 14 лет, детей до 18 лет, инвалидов первой и второй групп, военнослужащих
Управление ТС водителем, непристёгнутым ремнем безопасности 50 или предупреждение 500
Превышение скорости движения на 10–20 км/ч 50 300
Превышение скорости движения на 20–40 км/ч 100 500
Превышение скорости движения на 40–60 км/ч 100–300 1000–1500
Превышение скорости движения более чем на 60 км/ч 300–500 либо лишение прав на 3–4 месяца 2000–2500 либо лишение прав на 4–6 месяцев
Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика 100 700
Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам 50 2000
Разговор по мобильному телефону без устройства Hands Free 0 300
Вываливание мусора в пределах придорожной полосы 0 1000–1500 для физических лиц

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей