Автобус в нагрузку

Аналитика. Обществоведение
14:05, 04 Апреля 2017

Как власти Пряжи больше года организуют перевозки людей.

- Вы только представьте себе, каково это по сугробам и грязи, в темноте, опасаясь бродячих собак, пройти 3 километра!..

Как думаете, о чем идет речь? Наверняка не угадали, если решили, что говорит это житель какого-нибудь забытого Богом тьмутараканского поселочка в Карелии. Слова эти принадлежат депутату Пряжинского городского поселения Людмиле Буевич. А идти 3 километра надо тоже по Пряже, от бывшей автостанции до северной части поселения, где сейчас находятся многофункциональный центр, архив, второй социальный центр, центр занятости населения и новый детский сад. Почему идти, а не ехать? Да просто потому, что никакие автобусы по Пряже не ходят. Хотя автобус, предназначенный именно для этих целей, в наличии, говорят, есть. Правда, видели его немногие. Странная история, в которой попытался разобраться журналист.

Приехал и заплакал

Несколько лет назад правительство республики, отреагировав на запросы местного населения, выделило несколько автобусов ПАЗ для внутрирайонных перевозок людей, живущих в отдалении от Петрозаводска. Попал такой автобус и в Пряжинский район. Но в это же самое время дороги в нем пришли в такое состояние, что организовать внутрирайонные рейсы оказалось просто невозможным. Администрация района все же сумела сделать несколько социальных рейсов, но для этого полученный автобус не пригодился, пошли в ход другие договоренности с перевозчиками. В то же время в северной части Пряжи появились сразу несколько социальных объектов, куда массово стали приезжать, в том числе, и из района, люди: за справками, за пособиями и в детский сад. А находятся все эти нужные социальные учреждения в трех километрах от центра Пряжи. И автобус был передан из районного владения в поселенческое – произошло это 1 декабря 2015 года. Да так и остался там, но в гараже.

- Люди пожилые приезжают, мамочки с колясками иногда, - говорит депутат Людмила Буевич. – Они же не знают, где все это, спрашивают: как пройти. Как услышат, что еще 3 км надо пешком осилить, некоторые просто плачут.

Людмила Петровна знает, о чем говорит: и сама живет именно в той северной части, и как депутат, постоянно слышит просьбы населения об организации автобуса:

- Я, как депутат, постоянно слышу жалобы, люди говорят, что ни депутаты, ни администрация поселения их нуждами не интересуется…

Дабы не было пустых наговоров на власть, я решила спросить у главы Пряжинского поселения Александра Карпова, а что он думает про эту проблему. Спросила – и с изумлением узнала, что… проблемы нет!

- Ну, не стоит по Пряже острой проблемы по перевозке! - уверенно говорит мне представитель власти. - Уже не раз Буевич это объяснялось, уже большинство депутатов все поняли, только она одна настаивает на автобусе.

Красиво сказал

Оказывается, нерентабелен автобусный рейс для власти. И потому его не будет.

- Чтобы отправить автобус, - перечисляет Александр Карпов, - надо пройти кучу процедур: постановка на учет, оборудование системой ГЛОНАС, обучение механика, регулярные медосмотры, содержание водителя, получение лицензии. Мы делали расчеты, это огромная для нас цифра, и еще штрафные санкции, если что не так, которые не знаем пока даже, во сколько выльются. Поэтому пока не получается. Мы подсчитали: даже если полный автобус будет ездить, он будет неокупаем.

Так, стоп! А какие это социальные проекты были окупаемы? И как быть с обещаниями, которые были даны руководителем учрежденного администрацией Пряжи, а значит, и самим господином Карповым муниципального бюджетного учреждения "Комфорт" Айдаром Яруллиным?  Дословно привожу его цитату из местной газеты "Наша жизнь" - статья появилась летом 2015 года, когда автобус еще находился в ведении района.

- Будет у нас и автобус "ПАЗ", население давно просит организовать по Пряже автобусное сообщение. Понимая, что местный маршрут никогда не будет рентабельным, возможно выполнение коллективных заказов на предоставление автобуса.

Получается, тогда власти поселения готовы были организовать рейсы по Пряже, строили определенные планы, давали публичные обещания, а как только получили, наконец,  вожделенный автобус, тут же отыграли назад.

"Третьим будешь?"

Глава поселения вполне убедительно рассказывает, правда, уже весной 2017 года, почему пошел на попятный:

- Если автобус будет ездить туда-сюда как по городу, мы вообще в трубу вылетим. Нужно понимать логистику: это не Петрозаводск, где это, возможно, и выгодно. И народ, когда обращался, думал, что проезд вообще бесплатным будет. А когда объявили цену (я сказал, что не меньше, чем в городе,  то есть, 25 рублей), все сказали: ну, тогда вообще не нужен этот  автобус.

Тут очень хочется сделать не лирическое отступление. Сейчас 3 660 пряжинцев, из которых пенсионеров больше половины, вынуждены пользоваться услугами такси. Жители района, которых в четыре раза больше – тоже. Им всем не нужен автобус, а нужно такси, которое как-то очень вовремя появилось в 2011 году? И до сих пор успешно действует, то есть, спрос на услуги стабильно есть. Стоит поездка в одну сторону 100 рублей. Зная об этом, спрашиваю главу поселения, который заверяет меня, что за 25 рублей люди ехать не хотят:

- И что, сейчас люди готовы по 100 рублей платить за такси, а 25 рублей за автобус не хотят?

Получаю ответ:

- Я не знаю, кто ездит на такси, но тротуары хорошие, многие пешком ходят. Кому надо на такси, по 25 рублей скинулись, такси еще и подождет их, и обратно увезет. То есть, не такая это острая проблема, я считаю.

Честное слово, так и вижу, стоят люди на пятачке где-нибудь и третьего-четвертого ждут – скинуться по 25 рублей на такси… Бред какой-то.

Депутат Людмила Буевич утверждает, что еще в начале этого года глава поселения Карпов был готов рассматривать вопрос о рейсе по Пряже:

- Были какие-то надежды: в сентябре прошлого года Карпов обещал нам организовать рейсы, и после Нового года обещал. Мы даже провели мониторинг, когда людям удобнее ездить. Ведь мы должны помнить, что у нас живут, в основном, люди преклонного возраста, которым очень сложно попасть в центральную районную больницу, в те же магазины. Там-то только один магазин расположен! В детский сад мы отвозим детей…

- А вот и не отвозят! – утешает меня Александр Анатольевич. - В прошлом году, когда там открылся детсад, обращались родители, которым туда неудобно отвозить было. Мы решали вопрос с директором садика, и все эти дети были переведены в центр, вопрос вообще отпал.

Наверное, истина где-то между словами депутата и главы поселения. Но почему же, если проблемы нет, люди до сих пор пишут обращения? И подписей под обращениями не одна-две – под сотню.

"Автобус должен ходить утром и вечером"

Глава райцентра, по его словам, все же пытается решать проблему, которой, как он утверждает, нет.

- Вот на данный момент я пишу письмо в "Карелавтотранс", там будет проводиться новый лот по пассажирским перевозкам по Карелии. Мы будем просить, чтобы те перевозчики, которые выходят на рейс Петрозаводск-Пряжа, не на автовокзале стояли 15-20 минут, а делали рейс по Пряже.

- В прошлом году мы договорились с частным предпринимателем, который на 8-миместном автобусе осуществляет перевозки Петрозаводск – Пряжа, они попробовали поездить и по Пряже, - рассказывает глава Пряжинского поселения. - Через неделю или две сказали: извини, никто не ездит. Причем, они даже бесплатно возили.

- Ничего удивительного! – проясняет ситуацию депутат Людмила Буевич. – Действительно, организовали летом прошлого года перевозки, но рейс такой неудобный! А потом заявили, что никто не ездит. Мы считаем, что автобус обязательно должен ходить утром и вечером.

Срок регистрации – полтора года?

Но вернемся к автобусу. Послушав сетования главы поселения на нерентабельность и тяжелое материальное положение Пряжи, я спросила:

- Вы делали подсчеты. О какой же неподъемной сумме речь идет?

- Это выльется нашему бюджету в 2 млн. рублей в год, это чтобы автобус ходил 2 рейса – утром и вечером по Пряже.

- А весь бюджет Пряжи сколько?

-  Бюджет у нас 12 млн. рублей, он не дотационный, пока живем на свои средства. Могу по расходам сказать: 5 млн. рублей только на ДК отдаем, плюс дороги, 1,5 миллиона съедает освещение, плюс коммуналка, мы только-только выходим на нулевые показатели, у нас у сотрудников администрации задержка пошла с зарплатой уже.

Сочувствую сотрудникам администрации… Но опять же ловлю представителя власти на оговорке.

"Александр Карпов ознакомил жителей и с бюджетными доходами, называя конкретные цифры и отмечая, что поселение живет на собственные средства, не получая дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. Так, доходная часть бюджета поселения в прошлом году (от авт. - в 2016 г.) составила 15098 тыс. рублей (в 2015 — 19440,6 тыс. рублей)" (газета "Наша жизнь").

Может, Александр Анатольевич уже от 15 миллионов отминусовал нужные ему на автобус 2 млн. рублей? Нет, не верится. Ведь переданный еще в декабре 2015 года ПАЗик даже не прошел регистрацию!

- Сейчас автобус находится на регистрации в ГИБДД, - говорит глава. Полтора года автобус находится не регистрации? Тут либо в ГИБДД на полтора года тяжело заболели все инспекторы, либо господин Карпов лукавит и зачем-то тянет время, даже не регистрируя автобус. Впрочем, сам он своих планов насчет ПАЗика не скрывает:

- Автобус стоит  в теплом гараже, нигде не гниет. Думали с депутатами сдать его в аренду ИП, но никто не берет, не хочет связываться, сейчас очень жесткие требования по перевозкам людей, тем более, детей. Будем решать, вплоть до того, что председателем Совета будет ставиться вопрос обратно в район отдать, чтобы они межпоселенческие рейсы устраивали, для чего он и был передан в свое время. Или, если примут депутаты, реализовать его в доход бюджета.

- Александр Анатольевич, ну, а зачем же вы вообще автобус брали, если не регистрируете его, в дело не пускаете?

Ответ главы цитирую дословно, при этом прошу вспомнить слова руководителя муниципального предприятия "Комфорт" Айдара Яруллина, которые приводила выше:

- Мы отказывались от автобуса, не хотели его брать, но администрация района передавала нам для нашего муниципального учреждения "Комфорт" по благоустройству трактор, а автобус дали в нагрузку.

Может, развить столь оригинальный подход? К примеру, сказать, что выбираются люди в главы поселений, а население достается им… в нагрузку. А что, нормальный такой истинно чиновничий подход.

Елена Ерошкина,
специально для "Столицы на Онего"

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей