Будет ли второй тур?

Аналитика. Политкухня
15:20, 31 Августа 2017

Мы проанализировали, как ведут избирательную кампанию кандидаты на должность главы Карелии, и позволили себе сделать некоторые выводы.

До выборов главы республики осталось десять дней. Мы проанализировали, как ведут избирательные кампании кандидаты, что интересного предлагают в своих агитационных материалах, сколько у них денег и сколько они уже успели потратить. Кроме этого, прочитали мнения экспертов и социологов, и на основании этого позволили себе сделать собственные выводы о шансах каждого.

"Низкая явка гарантирована?"

Большинство экспертов и социологов прогнозируют на выборах главы Карелии низкую явку – от 30 до 38%. Пессимисты называют совсем маленькую цифру – 25%. По этим прогнозам Карелия стоит на одном из последних мест в рейтингах регионов, где 10 сентября будут выбирать глав и губернаторов.

Согласно данным исследования, проведенного ФОМ в августе 2017 года, явка избирателей в единый день голосования в Республике Карелия может составить 38%. В Петрозаводске 38% опрошенных утверждают, что "совершенно точно примут участие в выборах". В городах и поселках городского типа явка прогнозируется - 42%, в селах и сельских поселениях - 33% (здесь и далее публикуются данные следующего социологического исследования – см. в окончании статьи).

Среди факторов, снижающих явку, социологи называют низкий уровень доверия к избирательной системе и органам власти; низкий уровень социально-экономического самочувствия жителей региона и низкую интенсивность ведения избирательной кампании кандидатами. Кроме этого, упоминают предсказуемость итогов избирательной кампании, сезон сбора грибов и ягод, время уборки урожая у дачников и выезд части зарегистрированных избирателей (студенты, вахтовые рабочие) за пределы региона.

Насколько нам известно, штаб Артура Парфенчикова прогнозирует явку 30-35%, при этом будет стремиться к крайнему высшему результату этой "вилки". По нашей информации, администрация президента в случае такого результата не будет делать выговор организаторам выборов в Карелии, так как уже отказалась от плана "70х70". Напомним, первоначально "выборным" регионам спускалось именно такое задание – 70 % явка и 70% - результат "за" кандидата от власти. Но этот план был очевидно невыполнимым для некоторых территорий, в том числе, и для Карелии.

Поднимать явку 10 сентября собираются одновременным проведением в районах республики и Петрозаводске мини-референдумов. Однако, темы для них выбраны явно неудачные (в Петрозаводске дискуссии по поводу столичного статуса уже всем оскомину набили), поэтому результат, скорее всего, разочарует. На наш взгляд, эти опросы вообще не будут играть никакой роли. Избиратели, которые собирались участвовать в выборах, и так придут голосовать, а кто не хотел идти, в любом случае останутся дома.

Рискнем предположить, что в итоге избирательные участки посетят около 35% избирателей. К тому, что уже было сказано социологами, добавим, что беспрецедентные меры для повышения явки в этот раз предпринимает Центризбирком Карелии во главе с Алексеем Бахилиным. Не кандидаты, а именно комиссия, ответственная за организацию выборов. Билборды, сайты, газеты, радио, ТВ, плакаты, листовки – буквально все форматы используются для того, чтобы заманить избирателей на участки. Эти титанические усилия наверняка возымеют успех. Конечно, в разы Центризбирком явку не повысит, но до уровня, когда в преддверии более важных – президентских выборов - никто не будет делать нагоняй из Москвы, дотянет.

Артур Парфенчиков. Слишком много Артура Парфенчикова  

Врио главы республики Артур Парфенчиков, безусловно, является фаворитом этих выборов. Это видно и по размаху его избирательной кампании, и по состоянию его избирательного счета. Судите сами. По данным карельского сайта Политических и социальных исследований, все вместе взятые кандидаты (семь человек) аккумулировали на своих счетах более 42 миллионов рублей, из которых 24 миллиона 452 тысяч (57,1 процентов) находятся на счёте кандидата Артура Парфенчикова.

По данным на 11 августа, Артур Парфенчиков уже потратил на свои выборы 20 миллионов 578 тысяч рублей. Как стало известно, спонсорами его кампании являются партия "Единая Россия", Карельский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития (тоже имеет отношение к "Единой России"), а также компания ВАД, которая занимается строительством и ремонтом дорог в Карелии.  

По нашим наблюдениям, у Парфенчикова, единственного из кандидатов, используется разветвленная сеть агитаторов, которая уже провела две волны обхода избирателей и готовится провести третью – мобилизационную (полевая сеть - самое дорогое удовольствие на любых выборах). Он выпустил три агитационных печатных материала (буклет и две газеты), заполонил всю республику билбордами (три варианта успел поменять) и разместил на государственном телевидении агитационный ролик. При этом Парфенчиков отказался от участия в дебатах, сославшись на частые поездки по районам и занятость на работе. На самом деле, правильно сделал – они ему не нужны, ведь врио и так не сходит с экранов телевизоров.

Вся кампания Парфенчикова строится на создании ему имиджа "своего" и "местного" – человека, который родился и вырос в Карелии и вернулся на родину исполнять поручение президента. А также на теме "рачительного хозяина", который "приехал, чтобы здесь остаться" и "наведет порядок". Этому соответствует и главный слоган его кампании "Порядок. Развитие. Результат".  

А еще обращает на себя внимание, что Парфенчиков ни в одном из агитационных материалов не упоминает "Единую Россию" – этот ход штаба тоже понятен, технологи хотят, чтобы врио был "губернатором большинства", а не только тех, кто традиционно голосует за партию власти.

Чем ближе 10 сентября, тем все больше чувствуется, что штаб "перекармливает избирателя". Слишком много стало Парфенчикова. Причем не всегда по делу. Если на первом этапе избирательной кампании еще могли существовать темы "Парфенчиков нашел гриб" или "Парфенчиков спас мальчика от дождя", то накануне выборов они уже не уместны.

Ирина Петеляева. Слив протеста или себе во вред?  

Ирина Петеляева пытается доказать, что на этих выборах является "кандидатом номер два". Это выражение правдиво в одном случае - если сравнивать бюджеты кандидатов. По официальным финансовым отчетам избирательный фонд Петеляевой второй по величине после Парфенчикова. А если приплюсовать деньги, которые идут в обход ее избирательного счета (такие тоже имеются, например, на издание газеты "Нам все ясно", которая занимается косвенной агитацией и сливом оппонентов), то она даже "кандидатом номер один" может называться - настолько богата.

По слухам, запланированный бюджет избирательной кампании Ирины Петеляевой - 50 миллионов рублей. Пока же ей дали чуть меньше. На избирательный счет кандидата от "Справедливой России" по состоянию на 11 августа перечислено более 15 миллионов рублей, из них 10 миллионов 588 тысяч Петеляева уже израсходовала. Официальным спонсором ее избирательной кампании является партия, которая ее выдвинула, однако, за такими деньгами, не исключено, стоит кто-то из олигархов, как это было в прошлые выборные циклы. Тогда за ней стояли скандально известные Роман Ванчугов (фигурант семейной криминальной истории с обманутыми дольщикамии) и Игорь Ананских (депутат Госдумы из "панамского досье",  имевший, по данным Фонда борьбы с коррупцией, 8 незадекларированных квартир в Майами (США).

Ирина Петеляева ведет финансово затратную и агрессивную рекламную кампанию и не жалеет денег на агитацию. Это и понятно, ведь ей нужно предоставить красивые отчеты об освоении бюджетов. По нашей информации, она выкупила самую большую долю эфирного времени на телевидении и выпустила наибольшее число агитационных роликов. Другой конек кандидата от "Справедливой России" - наружная реклама. В Петрозаводске чуть ли не с каждого уличного "телевизора" на нас смотрит Петеляева, везде крутятся ее ролики, в каждом районе города - плакаты, кубы, баннеры…

Очевидно, что все это стоит больших денег, но не факт, что эти колоссальные траты оправдают себя. На наш взгляд, содержательная часть избирательной кампании Петеляевой откровенно слабая. Можно подумать, что кандидат сознательно "сливает протест" - отворачивает от себя оппозиционно настроенных избирателей и подыгрывает Парфенчикову. Ее советники как будто начитались американских книжек по рекламе и изо всех сил стараются превратить Петеляеву в ведущую телешоу. В роликах она ведет себя как актриса – говорит театральным голосом, размахивает руками и загибает пальцы. Так и хочется сказать: "Не верю!". Даже такой важный формат выборов как дебаты штаб Петеляевой превращает в цирк, когда она в прямом эфире демонстративно кидается одеждой.

Интересно поразмышлять, зачем это делается. Вряд ли Петеляева, которая уже 20 лет в политике, не ведает, что творит. Рискнем предположить, что это часть плана, начало которому положила апрельская встреча Артура Парфенчикова с парламентской фракцией "Справедливой России". Напомним, что тогда карельские СМИ процитировали Петеляеву, которая пообещала Артуру Олеговичу любую помощь на выборах. И сейчас мы видим реализацию того обещания.  Добавим к этому, что штаб Петеляевой взял на себя функцию оголтелой критики КПРФ и забрасывания жалобами коммуниста Евгения Ульянова. Технологам Парфенчикова даже с этим не нужно заморачиваться.

Евгений Ульянов. Бедность – не порок.

Финансовые возможности коммуниста Евгения Ульянова не идут ни в какое сравнение с теми, что имеются у Петеляевой и Парфенчикова. По состоянию на 11 августа на его избирательный счет поступил 1 млн 698 тысяч рублей, из них осталось 525 тысяч. То есть совсем не много. Известно, что Ульянов разместил большой баннер на верхнем Чапаевском кольце в Петрозаводске, а также издал и распространил 4-полосный агитационный бюллетень и выпустил агитационный ролик. Кроме этого, он использует, пожалуй, самый дешевый способ агитации – плакаты в маршрутках.

Избирательная кампания Евгения Ульянова строится на лозунгах "Альтернатива есть!" и имеет ярко выраженный идеологический характер. Кандидат идет на выборы с программой, которая предлагает использовать опыт действующих губернаторов-коммунистов в других регионах, а также управленческую модель с опорой на социалистические принципы.  Эксперты оценили главную "фишку" избирательной кампании Евгения Ульянова – его поездку в совхоз имени Ленина в Подмосковье, где он заручился поддержкой "народного директора" Павла Грудинина и теперь показывает всем, "как это работает".  

Известно, что агитационных сетей в коммерческом смысле у КПРФ никогда не было, поэтому Ульянов может полагаться только на отделения партии в городах и районах, где местные коммунисты и сторонники работают на выборах "за идею". Понятно, что спрос с них не велик, все на голом энтузиазме держится. Впрочем, есть у Ульянова в таких "агитаторах" фигуры-тяжеловесы (уволенная с должности директора лицея №13 Галина Васильева и примкнувшая к КПРФ еще недавно главная "яблочница" Карелии Александра Спиридонова), которые могут основательно поднять рейтинг начинающего политика.

Ульянов популярен в Интернете, хотя и не ведет агитацию через свой аккаунт в соцсетях, для этого используются партийные сетевые площадки. По опросам в соцсетях он уверенно занимает на выборах второе место. Например, в опросе группы "Карелия решает" (его перепостили многие другие карельские группы), в котором приняли участие более полутора тысяч человек, выборы пройдут в два тура, у Парфенчикова – 29% у Ульянова – 14% голосов.

Заметно, что на выборы Ульянову элементарно не хватает средств, что не означает, впрочем, плохого результата на выходе кампании. У КПРФ – устойчивый электорат, плюс сам кандидат приложил немало усилий для того, чтобы выступить достойно. В том числе – участвуя в теледебатах, где Петеляева шокирует публику, а Ульянов спокойно и серьезно предлагает, как вывести республику из кризиса. Не случайно, и некоторые эксперты именно ему прочат второе место по итогам дня голосования и даже возможный выход во второй тур. Далеко не всё на выборах решают спонсорские миллионы.

Евгений Беседный. Вне зоны действия.

Евгений Беседный от ЛДПР на выборах тоже не шикует. Вся его избирательная кампания – это баннеры, которые привлекли всеобщее внимание, потому что изготовлены с ошибкой. На баннерах Евгений Беседный называется "кандидатом в губернаторы", хотя такой должности в Республике Карелия нет, и 10 сентября пройдут выборы главы. Скорее всего, в изготовлении наружной рекламы Беседному помогал федеральный партийный центр, который в такие детали, как правило, не вникает.

Зато кандидату от ЛДПР сделали неплохой видеоролик с записью голоса Жириновского. В нем Владимир Вольфович просит жителей Карелии поддержать Евгения Беседного.

Сам Беседный не особенно погружается в выборы и производит только минимальный набор действий, имитирующих избирательную кампанию. В разгар агитационного периода его вообще не было в городе, он уезжал на отдых и просил других кандидатов поменяться с ним местами на дебатах. Правда те, кого он просил, сами на них не ходили.

Все остальные. До финиша не дошли  

Еще три кандидата – Елена Гнетова (Партия Роста), Ольга Ильюкова (Патриоты России) и Николай Тараканов (Родина) на выборах вообще ничего не делали. И в итоге их фамилии вообще не попадут в избирательный бюллетень. Проект участия в избирательной кампании спойлеров закончился снятием их кандидатур.  В итоговом бюллетене мы увидим только четыре фамилии – Парфенчикова, Петеляевой, Ульянова и Беседного.

Главный вопрос, который сегодня обсуждают эксперты – будет ли на выборах второй тур? Социологи ФОМ, опираясь на данные середины августа, однозначно говорят, что выборы пройдут в один тур – рейтинг Парфенчикова составляет 56%. Мы оставляем за собой право сказать, что вероятность второго тура все-таки остается. Причем совсем не факт, что в него выйдет Петеляева.

Андрей Кузнецов

В статье использованы данные социологического исследования инФОМ
Республика Карелия. Выборы губернатора
Источник данных:   
Опрос жителей Республики Карелия 18 лет и старше.
Объем выборки: 1200 респондентов.
Метод опроса: интервью по месту жительства респондента.
Сроки проведения полевых работ: с 10 по 21 августа 2017 года.
Статистическая погрешность не превышает 3,9%.

В статье использованы фото из популярных карельских групп в социальной сети ВКонтакте. 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей