"Дальнобойщикам терять нечего, мы и так уже все потеряли"

Аналитика. Капитал
10:05, 20 Марта 2017

27 марта дальнобойщики Карелии присоединятся к всероссийской забастовке. 

Главное требование водителей большегрузов – полная отмена системы "Платон" либо ее пересмотр. "Нам до сих пор не объяснили, за что мы должны заплатить, какая форма ущерба нами наносится, в цифрах нам не было доказано ничего", - сказал в преддверии забастовки председатель Объединения перевозчиков России Андрей Бажутин.

"Платон", смени тон

В декабре председатель Союза профессиональных водителей и перевозчиков Карелии Сергей Падалка побывал в Общественной палате России. Тогда дальнобойщики попытались донести до ее членов, а также до чиновников из профильных ведомств, почему ни в коем случае нельзя поднимать ставку по системе "Платон".

- Нас никто не услышал, - констатирует Сергей Падалка. – Нам, а также представителям агропромышленного комплекса чиновники сказали: что вы занимаетесь ерундой? Включите "Платон" в стоимость перевозки. Представители агропромышленного комплекса объяснили, что в таком случае они не смогут выполнить задание президента и обеспечить импортозамещение, поскольку продукция станет слишком дорогой и не сможет конкурировать с зарубежной. В случае удорожания перевозки у производителей будет один выход – делать продукцию менее затратной, то есть снижать ее качество. По-другому не выжить. Во многих странах для сельхозпроизводителей предусмотрены льготы – на электроэнергию, на топливо. У нас этого нет...

Как ни крути, кризис в стране продолжается, предприятия закрываются, и перевозчики говорят о том, что им просто нечего возить, количество грузов снизилось в разы. К тому же "благодаря" санкциям был выбит большой международный сегмент – те, кто возил продукцию из Европы, остались без работы. Однако система поборов для водителей только ужесточается.

- Есть акциз на топливо, транспортный налог. А теперь еще и "Платон". Почему бы не оставить что-то одно? – недоумевает лидер карельских дальнобойщиков. – "Платон" для нас стал последней каплей, поскольку проблем в перевозках очень много. Люди готовы встать и не возить грузы вплоть до того, пока не опустеют полки в магазинах.

За "взвешенное" решение

К настоящему моменту прошли тестовые испытания автоматические комплексы весового контроля. Для эксперимента были выбраны маршруты в Вологодской области: Москва – Вологда, Вологда – Архангельск и Вологда – Санкт-Петербург. Именно на этих трассах больше всего нарушений. Сейчас по закону грузовики не могут перевозить более 44 тонн груза. За превышение более чем на 2% предусмотрен штраф - от 150 до 500 тысяч рублей. Сам комплекс – это две крупные металлические пластины вдоль трассы и больше четырех линий длинных датчиков поперек дороги. Над проезжей частью возвышается металлическая опора с тремя камерами и двумя гнутыми полукруглыми датчиками с постоянно горящими лампочками. Механизм работает по аналогии с системой контроля скоростного режима и формирует "письма счастья" непосредственно для большегрузов.

- У меня нет сведений, что карельские перевозчики платили эти огромные штрафы. Но тесты в Вологодской области показали, что за месяц было выставлено штрафов на 60 миллионов, - рассказал Сергей Падалка. – В принципе, мы выступаем за соблюдение весового контроля. Но он должен быть организован не таким безалаберным способом. Автоматический комплекс исключает вмешательство человека и коррупционную составляющую. Но он не учитывает множество факторов, которые могут повлиять на показания датчиков.

Таких факторов много. Например, при движении по федеральной трассе, непосредственно перед комплексом взвешивания, резко тормозит легковой автомобиль, за которым едет большегруз. Соответственно, тормозит и дальнобойщик, проезжающий в это время по датчикам, которые, собственно, и фиксируют перегруз.

- Вы никому не докажете, что перед вами тормозила другая машина и вам пришлось вслед за ней применить экстренное торможение, - уверен Сергей Падалка. – Нужно элементарно учитывать и дорожные условия. Перед комплексом либо на нем самом может появиться небольшая ямка или неровность – и в таком случае при взвешивании может возникнуть достаточно серьезная погрешность. Даже добропорядочных перевозчиков загоняют в крайне жесткие рамки.

По мнению лидера карельских дальнобойщиков, над разрешением ситуации должны думать люди, которые поставлены на руководящие посты в соответствующих структурах – Минтрансе, Росавтодоре.

- В этих организациях сидят люди, которые единственной задачей видят сбор денег, - уверен Сергей Падалка. – Им не важно, как это аукнется для нас. Они, конечно, грамотные, технически подкованные. Но никто из них не работал "в поле". Никто из них не сидел за рулем тягача. Никто из них не разговаривал с кем-либо из водителей. Предполагаю, что они не присутствовали даже на постах весового контроля. Это очень сильно выбивает из колеи...

Есть и еще нюанс: в соответствии с законодательством ответственность за перегруз несут перевозчики. Однако часто это просто физически невозможно: ведь он не осуществляет погрузку, и грузоотправители – частные компании – не допустят его на территорию своего склада.

- Фактически мы становимся заложниками этой ситуации, находимся между двух огней: проблемой сохранения дорог и возможностью перевозки груза, - считает Падалка. – В данный момент законодательство не совершенно в этом вопросе. У нас очень много разных контролирующих служб, однако, они контролируют что-то не то. Не надо далеко ходить: у нас в Карелии руководители Госавтодорнадзора находятся под следствием. Так пусть контролируют своих сотрудников, работают в этом ключе. Но нет, у государства другая задача – любыми путями собрать с людей денег. Это очень обидно. Люди негодуют, они дошли до точки, а их продолжают стричь, как баранов.

Тахографическое лобби

Еще важный момент. Дальнобойщики по закону обязаны соблюдать режим труда и отдыха. Образно говоря, они не должны ездить, "вставив спички себе в глаза".

- Но какой ценой нас заставляют соблюдать этот режим? – возмущаются водители. – Собственно соблюдение режима труда и отдыха сейчас никто не контролирует. Зато очень жестко контролируют наличие приборов, которые регистрируют этот режим – тахографов.

Практически на каждом транспортном средстве импортного производства стоит такой прибор – "родной", от производителя, способный контролировать режим. Однако в соответствии с приказом Минтранса России эти приборы "не считаются". Перевозчик должен заменить аналоговый прибор от производителя на цифровой тахограф отечественного производства. Обоснование – мол, водитель может корректировать показания аналогового прибора, а с цифровым этого сделать нельзя.

- Но ведь это полный бред! На цифровом устройстве скорректировать информацию еще проще, - уверяет Сергей Падалка. – Стоимость прибора-корректора смешная, около двух тысяч рублей, и все это есть в интернете. Однако мы все равно должны поставить новые тахографы, причем за свой счет. С установкой это стоит порядка 50 тысяч рублей. Мало того, в этом приборе должен стоять блок криптозащиты информации, который мы должны менять каждые три года. Каждые три года за это я должен отдавать 18 тысяч рублей, хотя стоимость самого этого блока – 12 долларов!

Вполне логично предположить, что обязательная замена тахографов – чье-то очередное лобби. По мнению водителей, вопрос соблюдения режима труда и отдыха замена приборов не решит. Его решит только тотальный контроль на трассах. Впрочем, и к самому режиму у дальнобойщиков много претензий. Здесь, считают они, не стоит ориентироваться на маленькую Европу, где за 8-часовой рабочий день водитель может пересечь несколько государств, а в реалиях России – лишь одну область. Если же в соответствии с таким режимом дальнобойщик повезет молочную продукцию из Санкт-Петербурга, например, в Новосибирск, за 6 тысяч километров, то "молочка" доедет дней через десять. И кому будет нужно такое молоко? Необходимо учитывать и качество дорожного полотна, и существующий трафик.

- Пересматривать этот режим на какие-то другие нормы не хотят, - говорит Сергей Падалка. – Нас не слышат и не хотят слышать.

Терять больше нечего

Эта забастовка ставит цель достучаться если не до руководства страны, то хотя бы до ведомств, которые преподносят дальнобойщикам всевозможные "подарки". По срокам забастовка будет бессрочной. Как это отразится на производителях, торговых сетях и населении?

С декабря 2015 года многие карельские дальнобойщики не выходили в рейсы в знак протеста против введения системы "Платон", примерно на 2,5 недели встало 30 процентов транспорта.  По сути, речь уже тогда шла о бессрочной забастовке. Вместе с коммунистами водители провели в Петрозаводске несколько пикетов и митингов. Население последствий не ощутило, зато сильно заволновались производители, на складах которых скопилось большое количество невывезенной продукции – молока, мяса и прочего. В свою очередь, ритейл также был в панике и пытался решить проблему наполнения собственных складов. Заводы остались без сырья, фермеры – без кормов и т.д. Но, к счастью, ситуация тогда быстро стабилизировалась.

Сейчас люди доведены до точки кипения. Многие готовы пойти на самые радикальные меры, вплоть до того, чтобы сжигать собственные машины на трассе. Разумеется, будут и штрейкбрехеры, и таким отдельные российские забастовщики готовы бить стекла в кабинах.

- Если нам пойдут навстречу, услышат и сядут с нами за стол переговоров, то мы найдем компромисс, - уверен Сергей Падалка. – Тогда никто не ощутит никаких негативных последствий. Если же нет – будем стоять. Терять нечего, мы и так уже все потеряли.

Марина КИВИРЬЯН

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей