Ирина Мирошник: о городе и о себе

Аналитика. Политкухня
10:34, 24 Июля 2017
фото: Леонид Николаев

Глава Петрозаводска дала "Столице на Онего" большое интервью, в котором рассуждает о городских инициативах и проблемах, рассказывает, какой город считает идеальным, почему ей нравится Финляндия и куда она ходит за хлебом.

Вопрос о столичном статусе Петрозаводска 18 июля в очередной раз обсуждался на заседании соответствующей рабочей группы, состоящей из депутатов Петросовета и специалистов городской администрации. Участники заседания пришли к общему мнению относительно функций, которые официально будут закреплены за Петрозаводском как за столицей. О столичном статусе, а также о самых главных городских проблемах мы поговорили с главой Петрозаводска Ириной Мирошник.

Театр начинается с вешалки

- Ирина Юрьевна, законопроект о статусе столицы практически готов для внесения на обсуждение в карельский парламент. Что содержит документ на данный момент?

- В проекте закона о статусе столицы Карелии мои коллеги из администрации прописали столичные функции. То есть именно те дополнительные нагрузки, которые исполняет Петрозаводск как административный центр.  Возьмем, например, объекты здравоохранения и профессионального образования – по закону это не вопросы местного значения. Но люди хотят, и правы в этом, чтобы к поликлиникам, больницам, вузам и техникумам, а также к учреждениям органов власти, культуры и т.д. были нормальные проезды, оборудованы безопасные тротуары, было освещение и транспортное сообщение, а это – уже наши, городские функции. Все согласны, что в городе, где не только живут петрозаводчане, но куда приезжают люди со всей республики, вся инфраструктура должна быть удобной. Город пополняется новыми жителями - многие переезжают в Петрозаводск по программе переселения из ветхого и аварийного жилья, кто-то ищет здесь возможность лучшей самореализации. Этим людям, как и петрозаводчанам, нужны новые детские сады и школы, велодорожки и места отдыха. Кроме того, город должен быть удобным и привлекательным для инвесторов, для туристов, в том числе и внешне. То есть, как говорится, театр начинается с вешалки - если впечатления о столице республики окажутся плохими, то сложно ожидать чего-то лучшего от всего региона.


Фото: petrosovet.info

Поэтому мы сформулировали столичные функции следующим образом: дополнительное финансовое сопровождение необходимо для города Петрозаводска как для административного, политического, экономического, культурно-исторического и научно-просветительского центра Республики Карелия.

При этом, отвечая на вопросы телезрителей в прямом эфире ГТРК, мы с депутатом Законодательного собрания Карелии Евгением Ульяновым пришли к пониманию, что уже никто не оспаривает дополнительные столичные функции Петрозаводска. Сложности в том, как это все осуществить. Во-первых, где найти источники финансирования, и во-вторых, как эффективно и рационально распорядиться средствами. То есть дискуссия находится в плоскости "где взять деньги и как их потратить".

- Пока рабочая группа не называет конкретные суммы. Однако, специалисты мэрии, наверняка, делали подсчеты. Сколько же, по-вашему, нужно дополнительных средств?

- Финансовую составляющую законопроекта мы пока сформулировали очень осторожно: "Порядок финансового обеспечения подлежит обсуждению". Мы не вправе диктовать, это можно сделать только совместно с регионом. Но, конечно же, специалисты администрации делали подсчеты. У нас есть различные варианты, мы анализировали опыт других территорий, примеры Мурманска и Архангельска, где уже действуют подобные законы и выделяются дотации из областных бюджетов. В Архангельске это, например, порядка миллиарда рублей в год, они предоставляются из областного бюджета в рамках различных программ, которые направлены на поддержку административного центра.

Естественно, проблем, накопившихся за многие годы, я смогу найти не то что на 500 миллионов, мы их сможем обосновать и на миллиарды. Но, понимая непростую финансово-экономическую ситуацию не только в городе, но и в республике, мы готовы и к скромным объемам финансирования. При этом будем стараться, чтобы это финансирование было как можно более эффективным. То есть, например, нужно направлять деньги не только на ремонт дорог, но и на разработку проектно-сметной документации, ведь в городе постоянно возникают новые потребности, например, связанные с расширением узких мест на проезжей части, застройкой и развитием новых территорий. Таким образом, подготовив проектно-сметную документацию, мы получим возможность участвовать в федеральных программах и получать более серьезные инвестиции.

Мы готовы к любым решениям со стороны Республики Карелия. Безвыходных ситуаций не бывает, но и легких путей тоже нет. Так или иначе – будем развиваться, будут новые идеи и решения.

Что болит у города

- Понятно, что вам досталось "наследство" с системными проблемами, которые не решались многие годы. Что нужно делать в первую очередь?

- Естественно, улучшить состояние улично-дорожной сети, и не только проезжей части, но и тротуаров. Это самые вопиющие и самые наболевшие для всех нас проблемы. Второй пункт - благоустройство. Дороги и благоустройство – то, с чем жители сталкиваются каждый день, поэтому это важно. Благоустройство – это парковые зоны, газоны, освещение, фасады домов, то есть то, что делает "лицо" любого населенного пункта. Третьим пунктом я назвала бы социальные объекты различной направленности – учреждения образования, здравоохранения, культуры, которые тоже нуждаются в достойном содержании.

- Вернемся к первой проблеме – дорогам, по которым есть конкретные вопросы. Что сейчас происходит с дорожным полотном, в частности, на Лесном проспекте, на улице Чапаева? Старый асфальт срезали, новый укладывать не торопятся. Водители рискуют попасть и в пробку, и в аварию.

- Понятно, что у водителей возникают сложности, и мы на сайте администрации стараемся оперативно предупреждать о таких работах с предложениями путей объезда. Но согласовать подрядчику проведение работ в дождь, в лужах, с нарушением технологий мы тоже не можем. К сожалению, работающий по контракту на ямочный ремонт подрядчик, не дожидаясь согласования, начинал укладывать асфальт с нарушениями. Такие работы мы принимать и оплачивать не будем.

Кроме ямочного ремонта идет полномасштабный ремонт семи улиц (напомним: это улицы Шотмана, Сулажгорская, Виданская, Халтурина, Торнева, Машезерская, Карельский проспект. – Прим. авт.). Там нет проблем – добросовестный подрядчик из нашего города в достаточно быстрые сроки проводит фрезеровку и начинает укладку асфальта, качественно и быстро.

- На дорогах вроде бы начала появляться разметка – "нарисовали" "зебры" на пешеходных переходах. Но на этом все закончилось, и водители продолжают ездить как попало…

- Городские службы не имеют возможности что-то подкрасить и нарисовать, это тоже работы подрядчика по муниципальному контракту в рамках Дорожного фонда, причем достаточно затратные. Мы стараемся наносить разметку, в том числе и пластиковую, которая более долговечна. Разметка появилась на самых острых, проходимых участках, но, к сожалению, мы не можем закрыть все потребности из-за отсутствия средств. Предусмотрены торги по этим видам работ. Мы планируем направлять на них все сэкономленные средства и продолжать обеспечивать безопасное движение.

- Будут ли сданы в установленный к 1 сентября срок детские и спортивные площадки, на которые выделило деньги правительство Москвы?

- Работы ведутся на всех площадках, принятые темпы позволят уложиться в сроки, на многих – даже раньше 1 сентября.

- Нынешнее лето не жаркое, но, тем не менее, горожане купаются – и на ключевском карьере, и в Песках. Между тем, это опасно. Появятся ли в Петрозаводске нормальные пляжи?

- Когда мы с Рашидом Гумаровичем Нургалиевым инспектировали строительство детских площадок, то побывали на набережной Варкауса. Выдался один из немногих жарких дней, на берегу отдыхали горожане, многие купались. Я тогда пояснила, что, если мы эти территории будем позиционировать как пляжи, то у нас возникнет большая ответственность, в том числе и финансовая, с точки зрения санитарных норм, норм безопасности. Основная проблема – негодное для купания качество воды. Самостоятельно, из городского бюджета, найти средства на это мы сейчас, как и в прежние годы, не можем. Но обязательно будем обращаться за помощью к спонсорам, искать варианты решения проблемы.

- Появились ли спонсоры, готовые отремонтировать разбитую лестницу в парке на улице Красной, где гуляет много горожан с детьми?

- Общая сумма работ достаточно внушительная – 1,7 миллиона рублей. Если в этом году не получится привлечь меценатов и благотворителей, то в следующем году постараемся внести парк (а также набережную, на которой снова провалился асфальт) в проект "Комфортная городская среда". Петрозаводский университет помог нам подготовить эскизы благоустройства парка, и, надеюсь, в 2018 году он будет благоустроен.

- Кроме того, в парке очень грязно, урны переполнены мусором.

- Я обращу внимание коллег на усиление контроля за чистотой. Конечно, хотелось бы организовать многократную уборку в городе в течение всего дня, но это дополнительные финансовые затраты, которые мы не можем позволить. Бывает так, что и урны стоят, а люди все равно мусорят рядом, или ветер и птицы разносят мусор. Мы обращаемся и к подрядчикам, и к муниципальным предприятиям с дополнительными просьбами об уборке, проводим экологические акции, то есть не успокаиваемся.

- У жителей города много претензий из-за отсутствия скамеек.

- Мы периодически закупаем скамейки и устанавливаем их в самых востребованных местах, люди обращаются к нам с устными и письменными просьбами – как по скамейкам, так и по урнам.

- Будет ли благоустраиваться проспект Ленина?

- В рамках того же проекта "Комфортная городская среда" в августе пройдет замена газонов и снос аварийных тополей на участке от улицы Энгельса до Куйбышева. Демонтируется несанкционированная реклама – кто-то убирает ее сам, с кем-то решаем вопросы в судебном порядке, где-то демонтируем сами. Давно назрела необходимость мощения тротуара современной плиткой, нужна покраска и подсветка фасадов. Эти вопросы мы неоднократно обсуждали с руководителем республики, Артуром Олеговичем Парфенчиковым, у которого есть желание и намерения помочь городу. Думаю, что при консолидированной поддержке, возможно, с поддержкой федеральных программ, проспект Ленина нам удастся привести в порядок.

- Знаете ли вы о состоянии городских окраин – СКЗ, Птицефабрики?

- Я в этих районах, безусловно, бываю. Когда трудилась начальником управления образования, ездила туда, ведь образовательные учреждения есть в каждом районе. Знала обо всех проблемах, поскольку школа и окружающая ее инфраструктура тесно связаны. Я и в этой должности понимаю, что неправильно заниматься только центром, и контролирую качество уборки, доступность транспорта в отдаленных районах, потому что это такие же полноправные части нашего города. К слову, у правительства Москвы, которое выделило деньги на детские площадки, была установка ставить их на самых проходных и видовых местах, где проживает побольше народу. Но нам удалось отстоять мнение, что площадки надо поставить даже на окраинах. Хотя там всегда острее стоит вопрос сохранности. Например, жители могут обидеться из-за очень скромного новогоднего убранства отдаленных районов, но, скорее всего, согласятся с тем, что украшения на елках очень быстро исчезают "благодаря" их же соседям-вандалам.

- Вам приходится принимать непопулярные решения, например, о закрытии 26-го автобусного маршрута...

- Да, мы принимаем непопулярные решения, но они направлены на важные цели и приоритеты. Электротранспорт – самый востребованный транспорт у населения, и мы должны создать все условия для его функционирования. Этим и было продиктовано решение по 23 и 26 маршрутам. И, как я неоднократно говорила, это не последнее решение, транспортная комиссия будет изучать работу и других маршрутов. Задача власти – минимизировать для людей последствия их закрытия, поэтому будут договоренности о доступности транспорта с перевозчиками других маршрутов.

- Многие гости удивляются старым и ржавым городским троллейбусам. Какова сейчас обстановка в МУП "Городской транспорт"?

- Предприятие по-прежнему находится в сложной и напряженной ситуации, без значительных дотаций из городского бюджета ему не справиться. Мы понимаем социальную важность троллейбусов, но не можем себе позволить обновлять троллейбусный парк. При этом рассчитываем на то, что помощь федерального центра может прийти в любой момент. Поэтому изучаем предложения по бесконтактным троллейбусам, которые смогут пройти по имеющемуся маршруту на электротяге, а далее, например, в районы новостроек, передвигаться на аккумуляторах. Электротранспорт надо сохранять, других вариантов у нас нет.

- По поводу образования. Вы заняли достаточно твердую позицию в отношении увольнения директора лицея Галины Васильевой. Однако министр образования Александр Морозов назвал увольнение законным, но нецелесообразным…

- Неправильно было бы с моей стороны легковесно принимать решение, чтобы потом менять его. Свое решение я очень хорошо продумала, оно не спонтанное. Я прекрасно осознавала, что Галина Васильева активно участвует в политике, и ее увольнение будет достаточно резонансным. Александр Николаевич Морозов оказался в непростой этической ситуации, он не может признать, что увольнение незаконно, и прокомментировал ситуацию весьма корректно.

Отдыхать будем потом

- Какой, на ваш взгляд, идеальный город?

- С моей точки зрения, - тот, в котором ты хотел бы жить. Для меня это город Петрозаводск. У меня никогда не стоял вопрос о смене места жительства. Я всегда любила и люблю наш город, мне в нем комфортно, я не ощущала его ни маленьким, ни недостаточным для развития. Если рассматривать более широко, то в идеальном городе должны быть три составляющих: комфорт, безопасность и возможность самореализации.


Rk.karelia.ru

Я люблю историю, в свое время сомневалась – стать историком или физиком (напомним – победила физика. – Прим. авт.). В свое время мне очень понравился Великий Новгород – с той точки зрения, как органично интегрирован исторический город в современный. Кроме того, он ближе к Средней полосе, и растительность там активнее и ярче. Фасады домов – в нужной цветовой гамме, и там нет южной архитектурной разношерстности. В Новгород мы не раз возвращались с семьей.

- Известно, что вам нравится Финляндия.

- Я люблю бывать там по двум причинам. Во-первых, по складу, характеру, темпераменту я северный человек, поэтому в своей среде мне удобнее, а Финляндия не отличается от наших природных, ландшафтных реалий. С точки зрения архитектуры и благоустройства все хорошо продумано и эффективно организовано, есть чему поучиться.

- Наши читатели отмечают, что нынешний руководитель республики практически не отдыхает – он постоянно на каких-то мероприятиях, встречах, на связи в социальных сетях. У вас такой же плотный график? Вы несколько дней смогли отдохнуть в Финляндии, планируете ли в этом году еще отпуск?

- В последние полтора году у меня не получается взять долговременный отпуск. По законодательству отпуск и у меня, и у Артура Олеговича Парфенчикова достаточный. Возможно, если кто-то из нас уедет надолго, в городе и республике ничего не рухнет. Все дело в личной ответственности. Мне не комфортно, если я понимаю, что острые вопросы требуют срочного решения, хочется их контролировать, участвовать в процессах. В таком случае мне и отпуск не в радость. Сейчас такой фронт работы, что понимаешь: отдыхать будем потом. Уверена, что и руководитель республики примерно так себя ощущает.

График у меня обычный для всех руководителей. Это совещания, встречи, решение вопросов. Я по натуре "сова", и мне легче задерживаться допоздна, чем приходить на работу к шести утра. Лучше завершить все дела, пусть самым поздним вечером. По выходным я стараюсь совершать объезды – по уборке города, на объекты строительства и ремонта. На выходные также остаются документы, их можно прочитать и обдумать в спокойной обстановке. С Артуром Олеговичем нас сравнивать не правильно, потому что у него "хозяйство" более обширное – республика и протяженная, и разноплановая. Мне попроще, все более локализовано. Работа, конечно, интенсивная. Но я привыкла к таким нагрузкам – еще со времени работы в управлении образования.

Запал не пропал

- Есть ли возможность пойти в кино, к подруге?

- На это времени не хватает. Все небольшое количество свободного времени отдаю  мужу и дочерям. И семья уже привыкла к моему достаточно интенсивному ритму работы. Чувство ответственности за полтора года работы не уменьшилось, добавились определенные компетенции, коммуникации, все это помогает в работе. Я с благодарностью принимаю критику, она тоже – фактор развития. Запал и настроение у меня не пропали.

- Кто в вашей семье ходит "за хлебом" в магазин?

- Мы с давних пор с мужем занимаемся домом сообща. Иногда я хожу. Все, как у других, здороваемся и общаемся с продавцами. Вряд ли в моей корзине найдется что-то интересное для интересующихся – я же хожу в обычные сетевые супермаркеты, где трудно удивить продуктовым набором. Конечно, меня узнают, и это вносит определенные сложности, но это не критично. Обе дочки уже замужем, но стараются чем-нибудь мне помочь по хозяйству. Обе окончили юридический факультет, трудятся в юриспруденции, одна в Петербурге, другая в Петрозаводске. Конечно, если бы мои дети были маленькими, такая работа для меня была бы невозможна.

- Разные петрозаводские градоначальники запомнились разными поступками. Кто-то – строительством фонтанов, кто-то скандальными сделками, кто-то – снижением стоимости проезда в транспорте. Чем бы хотела запомниться горожанам Ирина Мирошник?

- Мне, к сожалению, не представляется возможным реализовать какой-то популярный и выигрышный проект, не задумываясь о завтрашнем дне. И не хотелось бы, чтобы с последствиями популистских действий потом долго пришлось справляться муниципальному предприятию и городскому бюджету. Возможно, я не права с точки зрения политики и пиара, но я не могу себе позволить такие ходы.

Для меня сейчас важно активное озеленение Петрозаводска и благоустройство как можно большего количества мест для отдыха. В Финляндии мне понравились шаровидные ивы, и вице-мэр по ЖКХ Юлия Мизинкова, пообещала, что осенью мы посадим такую аллею. Мы уходим от тополей и высаживаем более безопасные породы деревьев. Решаем текущие, в том числе и в прямом смысле, проблемы: ливневая канализация в городе не справляется со своими функциями, но 7 миллиардов на ее реконструкцию мы не найдем. Однако мириться с этим из-за отсутствия денег – неправильно. Поэтому мы купили каналопромывочную машину, которая будет откачивать самые глубокие и "плачевные" лужи, тем самым минимизируя дискомфорт для горожан.

Фонтаны, набережная и прочие вклады в благоустройство очень востребованы и долго остаются в памяти – я это осознаю. Но финансовые возможности ограничены. Поэтому я пытаюсь найти золотую середину. Чтобы имеющимися ресурсами все-таки достичь заметных результататов.

Беседовала Марина Кивирьян

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей