999 руб.
/
1500 руб.
-33%
Экономия 501 руб
1999 руб.
/
2500 руб.
-20%
Экономия 501 руб
4990 руб.
/
5850 руб.
-15%
Экономия 860 руб
499 руб.
/
790 руб.
-37%
Экономия 291 руб
Аналитика. Политкухня
10:58, 10 Октября 2017

Катастрофическое непонимание

В споре о том, кто должен стать новым уполномоченным по правам ребенка в Карелии, политолог Олег Реут видит "катастрофическое непонимание" функций этой должности. 

- Право, не стремился высказываться на тему сравнительно активно развернувшейся предвыборной кампании по определению того, кто станет новым уполномоченным по правам ребёнка в Карелии. Однако сами обстоятельства подталкивают в сугубо публицистическом ключе обозначить несколько существенных моментов, обратить на них внимание читателей "Столицы на Онего".

Согласно распоряжению главы Республики Карелия о кандидатах на должность уполномоченного по правам ребёнка от 3 октября 2017 года, на общественное обсуждение представлены следующие кандидатуры:

- Барташевич Светлана Евгеньевна;
- Бойченко Лариса Дмитриевна;
- Пальцева Елена Сергеевна;
- Сараев Геннадий Александрович. 

Фактически только два соискателя номинации – Елена Пальцева, медиаюрист, член Общественной палаты Карелии, и Геннадий Сараев, руководитель исполкома "Единой России" в Карелии – являются реальными конкурентами. Так получилось, что достаточно неплохо знаю обоих кандидатов на занятие государственной должности.

С Еленой познакомился пять-шесть лет назад на семинаре, организованном для петрозаводских журналистов. Она – признанный в регионе практикующий юрист, значительную часть своего рабочего времени уделяющий защите прав сотрудников редакций и блогеров. Приятный в общении собеседник, открыто и искренне высказывающийся по проблемам, существующим, например, в судебной ветви власти. Мы живём неподалёку друг от друга на Первомайском проспекте и иногда "пересекаемся" для обмена мнениями о текущих делах и общественно-политических событиях.

Геннадия знаю более пятнадцати лет, хотя сравнительно плотно общаюсь с ним лишь последние два года. Это связано с общественным внепартийным наблюдением за выборами, проводимыми в Петрозаводске и в республике. В отличие от коллег, которые сразу ставят для себя бан на контакты с функционерами партии власти, стараюсь идти на диалог. И к чести собеседника должен отметить, что он никогда не высказывал даже минимального недовольства опубликованным за моим именем. Ироничных и нелицеприятных высказываний в адрес реготделения "Единой России" было более чем достаточно, но, повторюсь, ни разу даже косвенно Геннадий не продемонстрировал негативной реакции.

Не хотел бы публично выражать свою симпатию к одному из конкурентов. Тем более, не вижу в этом особого смысла, поскольку, в соответствии с республиканским законом об Уполномоченном по правам ребенка, глава Карелии Артур Парфенчиков в срок до 20 октября должен внести в Законодательное собрание предложение об одном кандидате на должность уполномоченного. До этого момента кандидатуры на должность уполномоченного представлены на общественное обсуждение, важнейшим элементом которого станет публичная дискуссия, запланированная на 19 октября в петрозаводской "Точке кипения".

Общественное обсуждение предполагает, прежде всего, обсуждение со стороны общественников, работающих в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних в республике. Полагаю, что в Карелии не так много деятельных неправительственных организаций и благотворительных фондов, занимающихся системной работой по защите прав детей, все друг друга знают довольно хорошо и уж точно представляют, кто не просто достоин стать уполномоченным, но и наилучшим образом справится с этой работой. Несколько удивительно, но в публично-медийной составляющей общественного обсуждения наиболее активны совсем другие граждане.

Так, например, удалённая уже почти два года назад со своей должности экс-глава Петрозаводска Галина Ширшина написала предельно короткое сообщение по электронной почте, в котором "выразила поддержку" одному из участников предвыборной кампании. Известно, что свои мнения о кандидатах представители общественных объединений и депутаты Законодательного собрания Карелии должны представить в письменном виде до 11 октября в адрес Министерства РК по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями. В принципе именно так и поступила Ширшина, хотя и не представила ни одного аргумента в обоснование своей позиции. Немаловажно и то, что, отправив с mail.ru сообщение, она сделала скрин и выложила его у себя в фейсбуке, вероятно, ориентируясь на сбор лайков, шеров и репостов.

Депутат Заксобрания по Сегежскому избирательному округу Андрей Рогалевич, пытающийся развивать свой YouTube-канал "Карелия. Другой взгляд", предпочёл записать двухминутное видеообращение. При этом он прямо заявил, что не имеет желания "акцентировать внимание на профессиональных и деловых качествах" поддерживаемого им кандидата, так как "другие могут сказать в поддержку больше, нежели об этом может сказать" сам Рогалевич.

Формат видеообращения, но на этот раз почему-то в адрес главы региона, стал предпочтительным и для Александра Гезалова, экс-петрозаводчанина, помощника депутата Государственной думы Ольги Баталиной (фракция "Единая Россия"). По его мнению, поддерживаемый им кандидат обладает "гражданским сердцем" и может ни много ни мало "значительно изменить ландшафт детства в Республике Карелия".

Надо отметить, что пока по количеству просмотров ролик москвича в два раза уступает аналогичному показателю сегежанина, и уж тем более остаётся неясным, увидел ли его "главный зритель" республики, которому, собственно говоря, и делать непростой выбор при внесении в региональный парламент предложения о кандидате на должность уполномоченного.

Весьма своеобразно решил высказаться и Максим Тихонов, экс-руководитель пресс-службы Заксобрания Карелии. В фейсбуке он написал претендующий на эмоциональность пост, в котором со знанием дела констатировал, что "подавляющее большинство случаев ущемления наших прав исходит от власти – от её органов и конкретных представителей". С такой постановкой проблемы можно было бы согласиться или, по крайней мере, начать обсуждать, но дальнейший поворот в авторских размышлениях стал этому препятствовать. Тихонов заявил, что "детский правозащитник не должен иметь никакого отношения к власти и её структурам", даже "просто рядом стоять не должен". Это действительно кажется абсурдным, так как уполномоченный по правам ребёнка – должность государственной гражданской службы. Обеспечение деятельности уполномоченного полностью осуществляется за счёт республиканского бюджета. Его работа и функционирование аппарата финансируется региональными властями, перед которым он отчитывается. Республиканский детский омбудсмен не может "не иметь никакого отношения к власти", поскольку он и есть власть, он и есть чиновник, чьи возможности, как правило, сводятся к реализации права подавать запросы другим чиновникам. Более того, очевидно, что тот "детский правозащитник", который не "стоит рядом" с властью не может на эту власть никак влиять.

Конечно, приведённые примеры публично-медийной дискуссии, развернувшейся в социальных сетях в формате видеообращений и индивидуальных постов, в какой-то степени способны оказать влияние на символические рейтинги двух основных кандидатов. Но не стоит забывать и того, что в Законодательном собрании Карелии большинство (24 из 36) депутатов формирует фракция политической партии "Единая Россия", а председатель республиканского парламента Элисан Шандалович является руководителем реготделения "ЕР". В конечной инстанции судьба кандидата полностью зависит от результатов депутатского голосования.

Это совершенно не девальвирует практики артикуляции симпатий тех, кто обоснованно или не очень рассматривает себя в качестве лидеров общественного мнения. Однако в развернувшихся спорах самым принципиальным моментом является катастрофическое непонимание того, кем в функциональном отношении должен стать уполномоченный по правам ребёнка в Карелии. Нападающим на органы власти при малейшем попустительстве равнодушных и коррумпированных чиновников? Правозащитником, для которого права ребёнка находятся на первом месте? Аудитором детских домов, интернатов и подворотен? Тонким психологом, способным выстроить диалог с несовершеннолетним, способным вызвать доверие к себе? Преобразователем "ландшафта детства"? Или же государственником, готовым менять республиканское законодательство, работать не с последствиями отдельных трагедий и несчастий, а с общественными институтами? Фактически это борьба не только двух кандидатов, но и множества моделей работы, столь необходимой становящемуся всё более активному гражданскому обществу.

Олег Реут, политолог, публицист

Комментарии

Александр Гезалов
2017-10-10 12:36:22
Историк Олег Реут видимо не понимает очевидных вещей-эту должность не должен занимать человек с политическим намерением и имеющего рычаги давления на него со стороны власти.По поводу ланшафта.Как известно ланшафты делают дизайнеры и чем больше дизайнер освобожден от властных и политических давлений тем он более эффективен.Я 10 лет работаю с Уполномоченными по правам ребенка во многих регионах России и могу сказать ответственно, что вопросами "здоровья детства" в регионах решают качественно как раз люди вне политических стульев.И имеющие юридические знания.Имеющие поддержку в обществе и СМИ.А те, кто приходит на эту должность по блату или из под ковров обычно ничего толкового не добиваются.Страшнова как раз показатель такого человека.Статья не дающая никого качественного анаЛИЗА качества дел и жизни семей и детей в регионе.И оценку кандидатов которым под силу решить сложную задачу - защиту интересов.детей и семей в Карелии.И где тут политология..личный взгляд..и очень скудный...
анти
2017-10-11 16:22:51
Александр Гезалов, не пристало человеку вашего уровня вести себя публично так мелкотравчато. "Слова не мальчика, но мужа" - не про вас. Как был безграмотным тамадой, так и остался. Уважения Елене Пальцевой ваш комментарий точно не добавляет. Лучше уж Г. Сараев, у того хоть с культурой все в порядке.
Николай
2017-10-10 12:47:08
Увы, но многие назначения в нашем чиновничьем государстве - конъюнктура, приводящая к должностям соглашателей и ж..лизов.
А хотелось, чтобы к власти приходили и люди, которые при принятии решений задумывались бы об интересах наших граждан, а не только о том, как на них посмотрят вышестоящие начальники.
Уже видно, что общество (журналисты, нко, просто активные люди) в подавляющем большинстве поддерживают Пальцеву, которая по своей деятельности юриста уже многим доказала свою принципиальность и профессионализм. (Несколько опросов на разных сайтах сми показывают, что у Пальцевой по 60-65% голосов, против 10-15-20% ближайших кандидатов...).
Будет крайне возмутительно, если власть проигнорирует очевидную позицию общественности и поддержит своего коллегу из ЕР.
Гезалова поддерживаю!
Екатерина
2017-10-10 16:04:13
Николай, Будет крайне возмутительным, если то, что происходит в интернете в отношении кандидатов посчитают, как общественную поддержку какого-то кандидата и не поддержку других. Я считаю, что на государственную должность человек назначается не по количеству лайков в интернете не известно каких граждан и граждан ли вообще, а по делам его и уровню его профессионализма и опыта - как на любую государственную службу. Мне кажется, что в интернете идет необоснованные оскорбления кандидатов, не имеющих фамилию Пальцева. Это похоже на бред. А вроде взрослые люди. Это же не конкурс детских рисунков: проголосуй за моего, чтобы выиграл.
ненец
2017-10-10 17:48:26
Екатерина, Я считаю, что на государственную должность человек назначается не по количеству лайков в интернете не известно каких граждан и граждан ли вообще, а по делам его и уровню его профессионализма и опыта - как на любую государственную службу. Вы знаете, Екатерина, заменить Ваше "назначается" на моё "выбирается" и я буду совершенно согласен с Вашей формулой.
Из этих четырёх кандидатов нет подходящей кандидатуры. Что бы там Ширшина не говорила. Она ещё "зелёная".
Олег Реут
2017-10-10 18:18:01
ненец, Процедурно это не выборы в том смысле, что после обсуждения 19-го октября Глава РК внесёт в ЗС лишь одну кандидатуру, в отношении которой будет голосование «за» или «против». Более правильно это было бы определять как «событие электорального типа».
ненец
2017-10-10 18:58:13
Олег Реут, красивое пустословие, батенька.
Базис прав ребёнка лежит в плоскости материального положения родителей. А с этим в Карелии(остальную РФ во внимание не принимаем) большой дифицыт. Педагоги поголовно не понимают своего предназначения, гордо прячась за красивым "дать Знания". Оставим пока тему, хотя, архиважную!
Моё мнение по вопросу: Дети - это будущее общество! Проморгаем сегодня - потом будем расхлёбывать. Первоочередная задача, поднять уровень жизни всех Карельцев, особенно неполных семей( я знаю о чём говорю) с детьми. Президент, назначая Парфенчикова Губернатором, и ставил перед ним целью " Подъём благосостояния людей". Может кто-то сомневается?
Поэтому Парфенчикову и курировать эту тему. Помошника сам себе выберет. Но спрос с него!!!
Ненец.
Басс
2017-10-10 13:44:24
А я думаю, что крайне не этично "поливать" одного кандидата и льстить другому. При том, что везде уже написано, кого из кандидатов поддерживают блогеры и журналисты. Очевидно, что поддержка этой общественности, никак не связана с той общественностью, которая работает с детьми и решает реальные проблемы, а не фуфло всякое пишет, чтобы рейтинги себе поднять.
Олег Реут
2017-10-10 14:06:42
Искренне жаль, что Вы, Александр, переходите на личность автора, а не обсуждаете текст. Это – публицистика, авторский взгляд, с подчёркнутым отказом «публично выражать свою симпатию к одному из конкурентов». Ответом на статью может быть Ваша статья. Именно так формируется пространство публичного диалога.
кир
2017-10-10 14:28:32
Интуитивно чувствую, что Елена Пальцева может и должна быть защитником детей. Многие дети из детских домов и не знают этой жестокой жизни, когда их прессуют не по детски, ущемляют и отбирают квартиры.
Екатерина
2017-10-10 16:15:31
Александр Гезалов, на каком основании вы считает, что другие кандидаты не подходят, что они не справятся? Вы хорошо знаете других кандидатов? Почему вы считает, что политические предпочтения могут мешать защищать детей? На каком основании вы решили, что другие кандидаты по блату? У вас есть факты? Я не прочла ничего вразумительного про опыт Е. Пальцевой в отношении ее опыта "улучшения положения детей". Про блогеров и журналистов слышала, а вот про детей нет. Я знаю двух из 4-х кандидатов лично и знаю, что у них есть реальные дела и хорошие результаты работы именно в отношении "здоровья детства". Голословие, конечно, может помочь, но не в благом деле, Александр.
Старый дед щукарь
2017-10-10 16:48:32
Олего настоящий писарь, я пару абзацев в день пишу, а Олего целыми рассказами, вот бы мы с тобой поработали, зря в губеры не собрался!
ненец
2017-10-10 18:17:32
Согласен с Олегом Реутом; "непонимание катастрофическое". Политологом тоже.
grigorjev
2017-10-10 19:07:38
Мракобесие всюду. Республика ниже плинтуса, обворованная. Численность населения катастрофически сократилась. Карелов вытравили. А некие недо... играют в политику, не владея простой грамотой. Мракобесие.
ненец
2017-10-11 09:12:39
Сидящий в околотке безвинный Алиханов, перечёркивает всякие благие намерения и дискуссии о "ПРАВЕ" в Карелии. Мой конкретный вопрос Губернатору (по имени не обращаюсь, не заслужил ещё): Когда в Карельской Губернии можно будет говорить о правовом образовании?
О.Реут, будте добры, передайте Губернатору.
кир
2017-10-11 15:29:09
ненец, иди и передачу принеси подсудимому. Ты чего преклоняешься перед богатеем и предателем страны, которая его приютила?
ненец
2017-10-11 18:45:00
кир, Ты идиот! Извини.
Гость

Аналитика

18.10.2017 14:32
Обществоведение
В Соломенном неизвестные обокрали церковь Сретения Господня. Пропали золотые украшения, которые люди принесли к чудодейственной иконе Казанской Божией матери в благодарность за исцеление.
16.10.2017 09:18

Чтиво

16.10.2017 11:12
Личное мнение
Почему будущая президентская кампания вгоняет петрозаводскую интеллигенцию в депрессию и отчаяние.
12.10.2017 16:27

Опрос

Вы пойдете в кино на "Матильду"?