"МегаФон" изнутри: как устроена одна из крупнейших в России мобильных сетей

Аналитика. Капитал
10:28, 10 Июля 2017

Мобильная связь и интернет давно стали привычной частью нашей жизни, однако мало кто представляет, как операторы управляют сетью и какой труд стоит за тем, чтобы мы с вами всегда были на связи.

"Столице на Онего" удалось побывать в Едином центре управления сетью (ЕЦУС) компании "МегаФон" в Санкт-Петербурге и взглянуть на работу оператора изнутри.

По словам директора ЕЦУС Валентина Полозенко, "МегаФон" в настоящее время имеет порядка 70 миллионов клиентов, более 140 тысяч базовых станций и почти 200 тысяч километров оптического волокна.

"Из Центра мы видим состояние всей сети в режиме реального времени. Здесь производится мониторинг сети и ИТ, здесь же находится техническая поддержка клиентов", – говорит Полозенко.


Валентин Полозенко, директор ЕЦУС

Изнутри ЕЦУС похож на диспетчерскую аэропорта. С огромным монитором, заполненным информацией о текущем состоянии сети. Главная особенность Центра заключается в том, что он не только осуществляет круглосуточный мониторинг состояния сети "МегаФона" по всей России, но и управляет всем оборудованием (голосовая и пакетная коммутация, транспортная сеть, сервисные платформы – всего более 300 тысяч элементов).

Как отмечает Полозенко, создание в 2015 году подобного центра позволило максимально упростить управление и мониторинг сети, повысить надежность и качество предоставляемых услуг.

"На работу телеком-сервисов может повлиять событие, предсказать которое невозможно, – например, экскаватор где-то оборвал кабель, – рассказывает Полозенко. – В 99% случаев услуги начинают автоматически работать, проще говоря, "через другой кабель". Но возможны ситуации, когда этого не происходит. Тогда в работу сети вмешиваемся мы, устраняя последствия ЧП. А потом уже устраняется и причина ее возникновения".

Функционал центра распределен между двумя площадками в Санкт-Петербурге и Самаре. В случае непредвиденных ситуаций (это природные катаклизмы, техногенные аварии и другие форс-мажоры) время передачи управления всеми системами составит всего 15 минут. Центр в Санкт-Петербурге занимается Москвой, Северо-Западом, Центральной Россией и Уралом. В зону ответственности самарского отделения входит Дальний Восток, Сибирь, Волга и Кавказ.

"Это выглядит не очень логично с точки зрения географии, но сделано по двум причинам. Нужно разделить нагрузку равномерно, чтобы обе площадки имели примерно одинаковый объем задач", – объясняет Полозенко.

В Санкт-Петербурге находится главный оперативный дежурный, отвечающий за все технические функции, ему помогает оперативный дежурный в Самаре. Группа экспертов работает круглосуточно и ежедневно – в режиме 24/7. В "МегаФоне" их называют "докторами".

В сутки в Центр поступает до 17 млн информационных сообщений. Все события отфильтровываются, обрабатываются и передаются для принятия решений.

"МегаФон" обеспечивал связью Кубок Конфедераций по футболу, который недавно проходил в том числе в Санкт-Петербурге. Как отмечают в компании, приток новых клиентов и болельщиков, приехавших в Россию поддержать сборные своих стран, не повлиял на работу сети или качество услуг.

Так, на стадионе "Санкт-Петербург Арена" было реализовано уникальное технологическое решение, которое позволяет обеспечивать связью до 80 тысяч человек.

"Система уникальная. Я второго такого решения в мире не знаю. Уникальность в том, что радиомодули расположены за периметром чаши стадиона. Изначально они должны были располагаться как можно ближе к антеннам, но мы вынесли их за пределы объекта, чтобы кондиционирование и охлаждение модулей происходило за счет атмосферного воздуха. И достойно внимания то, что оборудование может обслуживать 80 000 абонентов – это сравнимо с населением таких городов Ленинградской области, как Гатчина или Всеволжск", – рассказывает Евгений Бабахин, руководитель по инфраструктуре "МегаФона" в Санкт-Петербурге.


Евгений Бабахин, руководитель по инфраструктуре

Выполняя обязательства в рамках партнерства с "Национальным Центром Информатизации" для бесперебойной работы сети на стадионе "Санкт-Петербург Арена" "МегаФон" установил более сотни приемопередатчиков, подключенных к 450 антеннам. Оператором проложено свыше 40 км кабелей, смонтирована аппаратная для размещения оборудования – ее общая площадь 250 кв. м. Словом, сделано все, чтобы абоненты даже при полном стадионе были на связи и в интернете.

К слову, в рамках контракта с "Национальным центром информатизации" компания "МегаФон" обеспечила телекоммуникационной инфраструктурой не только "Санкт-Петербург Арену", но и другие объекты в городах, где также проводился Кубок Конфедераций, предложив не только оптимальное соотношение цены и качества, но и комплексный подход в работе над проектом. В целом при подготовке к чемпионату в Москве, Казани, Сочи и столице на Неве были задействованы 11 тысяч километров волоконно-оптических линий связи, установлены более 1,5 тысяч антенн на стадионах, организовано радиопокрытие на более чем 80 объектах проведения Кубка, из которых 60 (стадионы, гостиницы, операционные центры, тренировочные площадки, места продажи билетов, стойки FIFA в аэропортах и на транспортных станциях) были модернизированы и обеспечены indoor покрытием.  Оператор предоставил на всех объектах мероприятия каналы связи, услуги мобильной передачи данных, телефонной связи, развернул гео-разнесенную DWDM-сеть с независимыми друг от друга элементами, которая позволила обеспечить качественное ТВ-вещание со стадионов до Международного вещательного центра в Санкт-Петербурге, и организовал ISDN-телефонию, которая позволила комментаторам проводить свои репортажи. Кроме того, "МегаФон" троекратно зарезервировал сеть, что гарантировало ее отказоустойчивость и обеспечило постоянный мониторинг созданной инфраструктуры. А для мониторинга своего оборудования, установленного на объектах, использовалось собственное решение Life Control.

В результате многоуровневая инфраструктура компании позволила создать лучшую телекоммуникационную экосистему для болельщиков, участников и организаторов соревнований, а сам Кубок Конфедераций стал хорошей тренировкой перед Чемпионатом мира по футболу 2018 года.

По итогам чемпионата матчи Кубка Конфедераций посетило более 600 000 болельщиков, треть из которых – абоненты инфраструктуры "МегаФона". В общей сложности за прошедшие матчи на всех стадионах, принимавших Кубок Конфедераций, в сети "МегаФона" фанаты проговорили более 1,2 млн минут – это больше 2 лет беспрерывных разговоров. Общий интернет-трафик достиг примерно 20 Тб.

Средняя скорость на стадионах в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи составила около 20 Мбит/с на загрузку и 35 Мбит/с на скачивание. Максимальный рекорд скорости в 181 Мбит/с на загрузку был поставлен на матче 18 и 25 июня в сети 4G на стадионе "Фишт". Самый популярный матч среди абонентов инфраструктуры "МегаФона" состоялся в Санкт-Петербурге между сборными Новая Зеландия – Португалия.

Лидером по потреблению трафика стал Instagram. Для трансляций болельщики предпочли YouTube и Facebook, самым популярным мессенджером был WhatsApp.  Самыми большими фанатами футбола среди россиян оказались москвичи. Среди иностранцев наибольшее количество роумеров, зарегистрированных в сети компании, оказалось из Чили, на втором месте – Франция, на третьем – Великобритания.

 

Госкорпорация "Ростех" назначена единственным исполнителем проекта по созданию инфраструктуры связи и ИТ для Чемпионата мира по футболу  2018 и Кубка Конфедераций 2017. Реализует проект дочерняя компания "Ростеха" — "Национальный Центр Информатизации". "МегаФон" выиграл тендер НЦИ на предоставление телеком-инфраструктуры на объектах проведения этих масштабных спортивных мероприятий.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей