]]>
]]>
Интернет-газета
]]>

Прямая речь

16.03.2009

"Государственно-монополистический капитализм препятствует развитию всего живого и нового для простого человека"

"На сессии Петрозаводского городского совета, состоявшейся 12 марта, представители фракции "Единая Россия" настаивали на включении в повестку дня проекта решения "Об утверждении комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа до 2025 года". Считаю, что депутаты правильно не включили в повестку дня сессии этот вопрос.

В проекте программы, в частности, сказано: "занижение цен на энергоресурсы приводит к их расточительному использованию и отставанию в освоении энергосберегающих технологий, а искусственное сдерживание роста энерготарифов отнюдь не гарантирует ускорения промышленного развития и повышения благосостояния населения". Получается, что депутатов призывают создавать проблемы для потребителей энергоресурсов в коммунальном секторе и для населения, примерно также как это только что сделали, ссылаясь на федеральное законодательство, региональные власти, резко повысив тарифы для малого и среднего бизнеса. Причем реализуется это под благовидным предлогом – нужно заниматься энергосбережением.

Действительно, в Федеральном законе от 30 декабря 2004 года No 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к общим принципам регулирования тарифов и надбавок относится, в частности, "стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса". Однако простым повышением тарифов для потребителей указанной цели добиться невозможно (несмотря на положения закона об источниках финансирования производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса – по установленным тарифам). Если у потребителя есть средства на решение вопросов энергосбережения, то успех возможен, но только временный.

Следующий этап роста тарифов "съедает" все предыдущие экономические выгоды, и выравнивание становится невозможным без увеличения стоимости товаров собственного производства, сокращения штатов и объемов выпускаемой продукции. Стимулирование энергосбережения должно предполагать не только и, главное, не столько повышение тарифов, а, наоборот, финансовую поддержку внедрения новых экономичных технологий. Эта возможность, несмотря на нечеткость федерального законодательства относительно указанного стимулирования, все же в нем завуалировано присутствует и может быть реализована при вынесении органом регулирования решения о недоступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса (п. 9 ст. 11 ФЗ от 30.12.2004 No 210-ФЗ). При таком стимулирующем подходе, считаю, что повышение тарифов в жилищном секторе, то есть для населения, при определенных условиях, не будет гарантией проведения мероприятий по экономии потребляемых энергоресурсов.

Ведь если деньги от потребителей за оказанные услугипоступают, их не обязательно тратить на снижение издержек. Просто, повышая тарифы, можно получать дополнительные прибыли, думать о преимущественном расширении производства и только. Что, собственно, сейчас и предлагается в проекте программы при отсутствии ясных показателей энергетической и экологической эффективности мониторинга инвестиционных программ. Кроме того, следует учесть общую пассивность и неподготовленность новых собственников помещений многоквартирных домов в области ЖКХ в целом и в сфере энергосбережения, в частности. В этой ситуации целевое тимулирование энергосбережения со стороны муниципального и государственного бюджетов могло бы быть наиболее эффективным и обеспечило бы выполнение тратегических решений в этой области, уже принятых на федеральном уровне.

Еще один важный момент связан с монополизмом компаний, предоставляющих соответствующие услуги. Известно, что тарифы в некоторых западных странах формируются в том числе благодаря диверсификации источников энергии. При этом принципы демократии позволяют потребителю самому выбирать, какую энергию (в каком соотношении) и, соответственно, по какой цене потреблять – гидро-, ветровую, солнечную и т.д. В руки населения дан механизм поддержки компаний, обладающих определенной долей мощностей на основе альтернативных источников. Вместе с тем, благодаря стремительному снижению стоимости нетрадиционных энергоресурсов, эти источники становятся все более привлекательными для потребителей и в экономическом плане. В нашей стране построен государственно-монополистический капитализм, препятствующий развитию всего живого и нового для простого человека, в том числе независимых от крупных монополистов источников энергоснабжения. Прежде всего, возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Пока не помогает даже Указ Президента оссийской Федерации от 4 июня 2008 года No 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".

Возможна ли диверсификация в системе коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа до 2025 года, к примеру, в части тепло- и электроснабжения? Учитывая современные тенденции в мире, думаю, мало кто сомневается. А это значит, что все будет зависеть от ряда факторов, в том числе: желания существующих энергоснабжающих компаний и органов власти развивать соответствующие энергосберегающие направления, развития демократических тенденций в части возможного появления независимых поставщиков энергетических ресурсов на основе ВИЭ, обеспечения условий для свободного выбора потребителями предлагаемых энергетических ресурсов или отказа от этих ресурсов в случае автономизации энергоснабжения".

 
Дмитрий Рыбаков, руководитель "Ассоциации зеленых Карелии"

о тарифной политике и демократии:

13.03.2009

"Мы больше не можем распоряжаться своей дешевой энергией"

"Когда-то у нас была очень дешевая электроэнергия за счет того, что мы получали ее от наших гидроэлектростанций. Но с 2006 года по федеральному закону вся электроэнергия ушла на оптовый рынок, и мы больше не можем распоряжаться своей дешевой энергией. Тариф, который формируется на оптовом рынке, выше, чем тот, который мы имели раньше. Для того чтобы мы не покупали такую дорогую электроэнергию, правительство России выделило нам примерно 2,5 миллиарда рублей. В 2007 году мы получили на эти цели из федерального бюджета около 970 миллионов рублей, в 2008 году - 800 миллионов, в 2009 мы получим 400 миллионов, в 2010 году - 200 миллионов, а в 2011 году мы вообще ничего не получим. Ценовая зона Северо-запада будет единая, и все категории потребителей Карелии станут платить за электроэнергию столько же, сколько платят в других регионах, где тариф сегодня выше, чем в нашей республике. На Северо-западе население уже нигде не платит меньше двух рублей за киловатт".

 
Юрий Ахтарин, председатель Госкомитета Карелии по энергетике и регулированию тарифов

о причинах удорожания электричества:

13.03.2009

"Правительство Карелии заставляет малый бизнес переносить свое производство в другие страны"

"Вы только вдумайтесь: у нас сейчас тариф на электроэнергию для малых предприятий на 25 процентов выше, чем в Финляндии, где часть электроэнергии - российская! Зайдите на сайт любой финской энергокомпании и рассчитайте в режиме реального времени свою цену на потребляемые киловатты.

Я зашел и получил тариф для малого бизнеса 6-7 евроцентов. И это окончательный тариф, с доставкой! Меньше 3 рублей! А нам пришлось платить 3 рубля 80 копеек.Правительство Карелии фактически заставляет малый бизнес переносить свое производство в другие страны. Республиканские чиновники, конечно, могут сказать, что во всем виноваты федеральные власти и за все ответит Путин. Но это не так: регулируемый тариф на электроэнергию в Карелии устанавливает республиканский комитет по энергетике и регулированию тарифов.

Почему карельское правительство не поинтересовалось у малого бизнеса, готов ли он субсидировать Кондопожский ЦБК или Надвоицкий алюминиевый завод? Я вообще считаю, что такая легкость повышения тарифов в Карелии обусловлена тем, что тарифы у нас устанавливают чиновники, которые далеки от бизнеса".

 
Евгений Журавлев, первый заместитель главы Петрозаводского городского округа

о региональных тарифах на электроэнергию:

6.03.2009

"Повышение тарифов на электроэнергию – губительно для малого и среднего бизнеса"

– Я согласен со всеми предпринимателями, подписавшими письмо к Владимиру Путину. Повышение тарифов на электроэнергию – губительно для малого и среднего бизнеса. Знаю, что на некоторые предприятия пришли квитки, по которым нужно платить в два раза больше! Мы, производственники уже привыкли к ежегодному подорожанию электроэнергии на 15-20 процентов, но чтобы в два раза! Такой рост тарифа серьезно увеличивает цену продукции, она становится неконкурентоспособной по отношению к такой же из других регионов. Во время кризиса и так сложно со сбытом, и так множество объективных сложностей у производственников, зачем же ставить карельский бизнес в заведомо более сложные условия, чем у конкурентов?

Карельское правительство приняло на мой взгляд очень неразумное решение. И что делать руководителю производства, если фирма будет работать в убыток? Закрывать цеха, увольнять людей?

Я понимаю, что рост цен на электроэнергию неизбежен: электросети изношены и они требуют средств на обслуживание, ремонт, реконструкцию. Республиканские власти приняли решение – оставить практически старые цены на электроэнергию для крупнейших производств: Кондопожского ЦБК, Надвоицкого аллюминиевого завода, Костомукшского ГОка. А чтобы компенсировать это, подняли тарифы для остальных предприятий намного больше. Причем сделали это кулуарно, без обсуждения с общественностью, без предварительных слушаний, без каких-либо разъяснений. Власть вообще отвыкла от диалога с обществом. Я разговаривал со своими коллегами, всех возмутило поведение премьер-министра Карелии Павла Чернова на заседании правительства. Какое право имеет чиновник говорить таким тоном: «Все, свободен!» Это просто неприкрытое хамство по отношению к людям, которые этого чиновника наняли на работу.

Мне часто приходится по делам ездить в соседнюю Финляндии. Там тоже немало проблем в связи с мировым кризисом, однако власти делают все, чтобы помочь малому и среднему бизнесу. Невозможно даже представить, чтобы там власти подняли так тарифы! Потому что в Финляндии думают о том, как будут выживать граждане страны в трудное время, думают о сохранении рабочих мест, о том, чтобы у людей была заработная плата. Невозможно даже представить, чтобы финский чиновник публично нахамил какому-то гражданину – он тут же вынужден был бы подать в отставку.

Я уверен, что есть и другие пути решения проблемы тарифов. Зачем губить фирму по производству спортинвентаря, если их товары сегодня покупают? Зачем вынуждать пищевиков поднимать цены на свою продукцию – ведь это тут же ударит по карманам всех жителей республики? Зачем ставить на колени весь малый и средний бизнес, который кормит множество карельских семей?

Я уже инициировал рассмотрение вопроса по росту тарифов на комиссии по экономике петрозаводского городского совета, а 12 марта мы выносим его на сессию. Мы намерены пригласить специалистов государственного комитета РК по энергетике и регулированию тарифов, руководителей средних и малых предприятий, членов правительства. Нужно серьезно разобраться в этом вопросе и принять верное решение. Уже отправлены запросы в другие регионы, чтобы выяснить, как там подошли к этой проблеме.

Мы с моими коллегами в комитете по экономике едины во мнении: правительство республики обязано было спрогнозировать ситуацию по росту тарифов. Можно было проработать систему дотаций, дополнительного стимулирования для тех, кто пострадал от роста тарифов: налоговые льготы, льготы по аренде, льготные кредитные линии. Чтобы как-то компенсировать возросшие затраты. Ведь речь идет о тысячах рабочих мест. Рост безработицы в республики уже пугающе высок. А что будет завтра?

Я уже переговорил с некоторыми депутатами карельского парламента, своими единомышленниками – они готовы поддержать Петросовет в нашем стремлении сохранить малый и средний бизнес республики. Считаю, что правительство Карелии обязано прислушаться к мнению предпринимателей и депутатов. Если же этого не произойдет, думаю, Петросовет и Законодательное собрание должны будут обратиться в правительство России. Нас избирали для того, чтобы мы защищали интересы людей.

 
Олег Фокин, председатель Петросовета

о ситуации, возникшей на предприятиях Карелии после решения республиканского правительства повысить тариф на электроэнергию в два раза:

5.03.2009

"Если нынешнее положение дел не изменится, малый бизнес исчезнет из строчек отчетности".

"Если нынешнее положение дел не изменится и не найдет отклика у федеральных органов власти, то фактически понятие малый бизнес как таковой исчезнет из строчек отчетности. Но такой же вопрос встанет и перед крупным бизнесом, ведь только для Сегежского ЦБК цена вопроса составляет сейчас более 250 миллионов рублей. А для других крупных предприятий, которые в январе почти не вели производственной деятельности, стоимость электроэнергии выросла в 2,5 раза".

 
Михаил Юринов, министр экономического развития Карелии:

о росте цен на электроэнергию:

Страницы:767778798081828384858687888990
]]> ]]>