Медики открыли новое воспалительное заболевание

20:07, 24 Августа 2016

Новости партнеров

В списке потенциально смертельных аутоиммунных заболеваний появилось новое название — отулипения.

Исследователи американских Национальных институтов здравоохранения (NIH) совместно с коллегами из Великобритании и Турции изучили детей с тяжёлыми воспалениями, идентифицировав у них ранее неизвестное аутоиммунное заболевание, пишет Life. Учёные выяснили, что его развитие связано с работой гена OTULIN, участвующего в регуляции иммунитета. Детальное описание новой, редкой и потенциально смертельной болезни — отулипении — авторы представят в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а публичное сообщение об открытии сделано в пресс-релизе NIH.

Расположенный на пятой хромосоме ген OTULIN участвует в регуляции роста сосудов и запуске воспалительной реакции в ответ на инфекцию. Нарушения в его функциональности могут приводить к тому, что иммунная система начинает "срабатывать" в ответ на присутствие собственных клеток и белков организма, развивая аутоиммунную реакцию. У четырёх исследованных медиками детей из Пакистана и Турции это вылилось в сильное воспаление, повреждающее кожу и суставы. Проведя секвенирование их ДНК, учёные подтвердили, что все четверо несут мутации в обеих копиях гена OTULIN, снижающие его активность.

Посредником в развитии последующих событий выступает небольшой, но чрезвычайно древний белок убиквитин, встречающийся у всех эукариот — и во всех клетках нашего организма в том числе. Он играет важную роль в регуляции активности других белков и их деградации: специальные ферменты-убиквитинлигазы присоединяют убиквитин к белку-мишени, что, в зависимости от различных обстоятельств, может, например, просто отключать его или служить меткой для протеаз, уничтожающих ненужные или повреждённые молекулы.

Белковый продукт гена OTULIN участвует в работе большого комплекса LUBAC (Linear Ubiquitin Assembly Complex), который проводит присоединение убиквитина к мишеням. У детей с повреждённым геном OTULIN происходит неконтролируемое накопление таких "меченых" молекул, что запускает усиленный синтез сигнальных цитокинов и развитие системной воспалительной реакции аутоиммунной природы.

Целевого лечения отулипении пока не существует, однако медики показали, что её симптомы можно эффективно снимать препаратами, которые применяются при других аутоиммунных воспалениях, таких как ревматоидный артрит или псориаз. Речь идёт прежде всего об антагонистах фактора некроза опухоли (TNF) — одного из ключевых цитокинов. Связываясь с клеточными рецепторами TNF, такие препараты ослабляют работу сигнальных путей, ведущих к воспалению.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego