На встрече московского критика Глеба Ситковского с представителями театров Карелии возник спор о спектакле, поставленном в Санкт-Петербурге.
Напомним, Глеб Ситковский возглавил жюри республиканской театральной премии "Онежская маска". Несмотря на плотный график (примерно за неделю необходимо посмотреть около 20 спектаклей), критик нашел время пообщаться с местным театральным сообществом. Встреча с представителями карельских творческих коллективов состоялась в Доме актера в среду.
Ситковский входит в жюри и экспертные советы сразу нескольких театральных премий и фестивалей, включая "Золотую маску". Возможно, потому-то и разговор он начал с упоминания этой национальной театральной премии, рассказав также о спектаклях, которые, по его мнению, наверняка возьмут награду.
Одним из спектаклей-номинантов, которые произвели на критика сильное впечатление, оказалась "Гроза" Островского, поставленная 55-летним Андреем Могучим (БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург). Гроза в спектакле Могучего почти не прекращается: герои фактически живут внутри нее, и, по сути, как выразился Ситковский, сами являются "людьми грозы". А общаются при этом – почти что стихами.
"Хрестоматийный текст Островского вдруг превращается из прозы в поэзию. Все актеры произносят свой текст нараспев. Иногда это похоже на рэп", - отметил он.
Рассказ о необычном прочтении классического произведения неожиданно спровоцировал дискуссию среди участников встречи.
"Я не видел этой "Грозы". Но пьеса Островского пропитана православием, - отметил писатель, драматург, театральный обозреватель Борис Гущин. - Есть ли православные моменты в "Грозе" Могучего?"
Получив от Ситковского ответ, что "там этого нет", что автор спектакля "пытается уйти еще дальше – в язычество, в архаику", - Гущин констатировал:
"Такая трактовка Островского мне глубоко чужда".
Критик возмутился: как же можно сделать такой вывод, даже не посмотрев спектакль?
"Я глубоко возражаю, категорически не согласен, чтобы говорить о спектакле, не видя его. Я рассказать могу все что угодно, а все-таки его надо увидеть, и у вас родится совершенно другой образ спектакля. Я считаю, что наши беды, все эти скандалы с "Тангейзером", все эти цензурные запреты идут оттого, что люди осуждают спектакль, который не видели. Как правило, те, кто видел, никаких претензий к спектаклю не предъявляет. А те, кто не видел, вдруг поднимают шум до небес!" - воскликнул он.
"Это не мое. Но я не собираюсь запрещать", - парировал Гущин.
Подробнее о встрече – вот здесь.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание