Чтиво. Личное мнение
13:11, 28 Августа 2007

Страх и ненависть не в Лас-Вегасе

Александр Фукс, обозреватель газеты «Карельская Губерния»

Годовщина кондопожских событий, господа. На месте пресловутой «Чайки» с помпой и какой-то наигранной веселостью открыли учреждение для молодежи. Построили новый рынок. Посадили и отпустили Плиева. Судят тех, кого обвиняют в убийстве, и тех, кого обвиняют в погромах. Власти вполне искренне говорят о том, что не делят людей по национальному признаку, что все мы, в сущности, россияне, а даже, если кто и приезжий, то тоже неплохой человек. В общем, все хорошо. Только как-то не очень.

Разговариваю как-то с другом. Умный, интеллигентный, разносторонний, любит Ирландию и мотоциклы – одним словом не урод.

- Каждый раз, - говорит, - когда проезжаю мимо рынка, жалею, что нет у меня на мотоцикле пулемета. Я бы чурбанов этих прямо там на месте гасил.

- Объясни, - пытаюсь я постичь истоки такой суровой ненависти, - что они тебе сделали?

- Ты что, тупой или претворяешься, - отвечает. – А чего они стоят и на языке своем птичьем лопочут. И семечки лузгают. И на асфальт плюют.

- А мы не лузгаем что ли? – спрашиваю. – Или не плюем?

- Мы дома, - отвечает, - а они в гостях. Пусть и ведут себя, как в гостях.

То есть, человек люто ненавидит других людей не за то, что они «сожгли его родную хату» или «спалили всю его семью», не за то, что они маньяки-чекотилы, а за то лишь, что они в гостях семечки кушают, и язык у них на его слух неприятный.

- Саня, - говорит мне друг-журналист, - ты, просто, в армии не был. Да, они когда в стаи собираются, страшней чумы становятся. Друг друга защищают. Да, я счастлив, что хотя бы, в День Десантника в их маленьких свиных глазках я могу страх увидеть.

Все, что он смог им предъявить, это то, что они, в отличие от нас, не дают друг друга в обиду.

- Я в поезде ехала, - говорит девушка-филолог. – Хачик один меня в купе звал. Персиком называл, комплиментами сыпал, а когда я с чуркой этим идти не захотела, матом послал. Вот, такое у них отношение к женщине.

Ее родной русский муж безо всякого предварительного «персика» по мордасам лупцевал и матом каждый вечер, напившись, разговаривал, но за ним она не замечала. А тут заметила, обобщила и выводы сделала.

Да, блин, девять человек из десяти по всей нашей необъятной родине пропитаны совершенно органичной ненавистью к инородцам. Каждый поступок приезжих, возводя в абсолют и каждого их отморозка, обобщая до целого народа.

- Только кавказец мог устроить гонки на дороге, - убежден еще один карельский журналист, - только мусульманин мог совершить смертельное ДТП и скрыться с места преступления. Славянин бы никогда так не поступил.

И ведь он убежден в этом. Он верит в это и готов делиться своими соображениями с народом через свое средство массовой информации.

- Я не хочу, чтобы у меня во дворе бегали эти черненькие дети, - объясняла мне моя бывшая сокурсница. – Я против них ничего не имею, но я же к ним в Армению не лезу.

Да, в Армению она не лезла, но в Финляндию эмигрировала и сидит там на пособии, сотканном из денег финских налогоплательщиков, и разговаривает там на чужом для финнов языке. И, думаю, очень возмутится, если узнает, что финны не хотят, чтобы в их дворах бегали ее черненькие, по сравнению с финнами, дети.

В Штатах, где периодически живу я среди наших эмигрантов, выходцы из России, конечно же, разговаривают друг с другом на своем грубом, по мнению американцев, языке. Да еще самих американцев на этом самом языке постоянно называют тупыми идиотами. И не смущает нас, что мы понаехали и что находимся в гостях. А американцы, при этом, улыбаются. И не разу за все годы ни я, ни кто другой из наших не почувствовали там хоть сколько-то предвзятого к себе отношения. Но сами мы, меж тем, не преминем напомнить гостям, что они в гостях.

Дело не в Кондопоге. Не в этом отдельно взятом карельском городе. Не в том, что там кто-то кого-то видел на черном «Мерседесе» без номеров. Сдается мне, этот черный «Мерседес», во многом, плод народного воображения, наподобие какого-нибудь черного рыцаря или черного прапора. Дело в том, что кондопожские события могли и могут произойти в любой точке как нашей республики, так и всей страны.

- Вы спросите на рынке, - говорили мне кондопожане, - вам там каждый скажет, как чеченцы их захватили, цены регулировали и продохнуть не давали.

Я спросил.

- Что за чушь? - сказали торговцы. – У нас всего семь чеченских женщин работало. Так же, как и мы по 12 часов стояли. Как и мы в Москву за шмотками ездили. И цены нам никто не устанавливал. У нас же один из самых свободных рынков в Карелии был.

- Ерунда, - ответили мне те, кто на рынке не работал. – Это чеченцы их запугали.

Страх чужих – совершенно естественная черта человеческого организма. Это, как говорил Остап Бендер, медицинский факт. Сознаваться в собственном страхе человеку унизительно, и мозг преобразует страх в ненависть, услужливо пытаясь подогнать причины этого трущобного чувства. Вопрос в том, насколько мы сможем устыдиться этой ненависти. И, по идее, государство обязано просвещать, успокаивать, объяснять – одним словом, удерживать болезнь в стадии ремиссии. Но, кажется, государство наше как раз заинтересовано в том, чтобы ненависть эта жила и проявлялась.

По Первому, самому что ни на есть государственному каналу придворный глашатай Михаил Леонтьев целый час рассказывал нам о том, что чеченцы – это народ, который понимает только язык силы. То есть, государство исподволь дает нам понять, что весь без исключения чеченский народ одинаково дик, и разговаривать с его представителями бесполезно. Их можно только убивать.

Бывший военком написал в петрозаводскую мэрию письмо с требованием закрыть овощной ларек рядом с военкоматом, так как в нем торгуют «лица с явными признаками кавказской национальности». По идее, мэрия должна была объяснить военкому, что «кавказской национальности» в природе не существует, что в цивилизованном обществе за такие слова лупят канделябрами, и что национальность, в принципе, не может служить поводом для лишения людей работы. Но мэр города этого не сделал, фактически, обозначив свой взгляд на эту проблему.

Хозяева многих ночных заведений города запрещают людям с кавказской внешностью приходить туда. Не тем, кто как-то плохо проявил себя в прошлом, а всем без исключения. И некая добрая, честная, принципиальная работница мэрии убеждена, что это правильная мера. Власть словно бы подтекстом дает нам понять, что ненавидеть некоторые народы можно. Ведь лучше существующий в нас запас агрессивности направлять во вне, уводя тем самым его от себя. Впрочем, мы это еще в школе проходили. Да, не запомнили.

Комментарии

Алла
2007-09-17 23:27:50
Да уж, общая тональность откликов ожидаемая вполне... Радует хотя бы, что хотя бы двое нашлись, Бестужева и Саныч, поддерживаю вас! Александру Фуксу спасибо за статью. Вообще, ужасно удручает то, что происходит в нашем обществе. Фукс прав - ладно бы, пьяные гопники кричали "бей черных". А то ведь интеллигентные вроде люди... Дошло до того, что я среди своих знакомых вообще "национальной" темы в разговорах избегаю. Потому как знаю: стоит завести эту пластинку, как разумно и вполне адекватно рассуждавший до этого человек начинает говорить какими-то лозунгами в стиле Белова-Поткина. Это же надо, как Lucky, договориться до того, что ЛЮБОМУ мусульманину убить человека раз плюнуть, если он "неверный"! Вы что, серьезно думаете, что, скажем, карельский муфтий Бардвил или председатель общества вайнахской культуры Матиев ТАК относятся к человеческой жизни?!! (привела их в пример потому, что, полагаю, они самые известные представители ислама в Карелии). Потом этот набивший оскомину тезис про какую-то разницу культур, которая якобы настолько велика, что уж и жить рядом представителям этих культур невозможно. Так давайте всех, блин, в национальные резервации загоним. Бурятов в Бурятию, друга степей калмыка в эти самые степи, и пусть носа не высовывает... Про чеченцев понятно. Русских.. Уж не знаю, в какие-нибудь границы древней Московии... А что иначе делать, если, как утверждает Lucky, "Я же не буду ничего внушать кавказцу потому что вероятность быть убедительным – ничтожна мала. Мы разные. У нас разные культуры. У нас разное воспитание".Остается разойтись по разным "квартирам" и загородиться железными дверьми, так, что ли? Я не знаю, может быть, у всех участников этого форума, кто пеняет кавказцам на какое-то их вызывающее поведение, есть личный опыт, породивший подобную неприязнь. Может быть, на каждого из вас, господа, на ночных улицах Петрозаводска еженедельно кидаются дикие абреки с ножами, обзывая "русскими свиньями"... Мне, наверное, везет, а может, я живу в каком-то другом городе. Поверите - не раздражают меня кавказцы. Не больше, во всяком случае, чем русские, это точно. Овощи-фрукты покупаю у азербайджанцев в палатке возле дома - милейшие люди, всегда внимательны и вежливы. В "маршрутке", на которой я часто езжу, работает водителем чеченец, очень общительный товарищ, мы с ним часто по дороге вполне нормально беседуем. И как-то без всякого напряга обходимся без взаимных оскорблений. В соседнем подъезде живет армянская семья, каждое утро во дворе сталкиваемся, здороваемся... Словом, почему-то мне попадаются вполне приличные люди с адеватным поведением. Может, с двух раз догадаетесь, почему?
Юра Этумян
2007-09-05 01:32:08
Ты не Бестужева,а бестыжея.Во ты гониш
bestuzheva
2007-09-04 13:24:31
Graf, - Ну так и я говорю, что не надо обобщать. Русские, чеченцы, карелы, - все бывают разные. Хорошие, плохие, злые, добрые. Поэтому-то не надо заранее всех судить по акценту/носу/цвету волос или религии. А то все, кто с кавказа и мусульмане, - хачи и преступники, а мы, православные блондины, зашибись какие безгрешные. К тому же те, кто тут на форуме ругает кавказцев за то, что они агрессивные мусульмане, видими в школе пропустили мимо ушей то, что, например, армяне и грузины - христиане, а никакие не мусульмане, и никогда ими не были. А российские мусульмане в большинстве своем все-таки не агрессивные, а умеренные, женщин в паранджу не запаковывают и религию свою на каждом углу не пропагандируют все же. И гонения все, получается, строятся исключительно на том, что просто они на нас не похожи внешне и говорят с акцентом, - как А.Фукс и пишет в статье.
Graf
2007-09-04 00:00:58
Bestuzhevoj: chechency byvajut raznye- objasnjaju-> Pervye chechency priehali ne kak bezhency, a kak biznesmeny. Nachnjom s togo. Bezhency ne smogli by pereeehat' ottuda sjuda. Kstati seichas zhizn' tam ne takaja uzh i plohaja. Dlja bezhencev :). Dlja biznesmenov ne fakt. Drugoe delo, chto biznesmeny perevezli svoi semji kak bezhencev i oni sebja chuvstujut zdes' ne ochen' ujutno iz-za togo, chto ih rodstvenniki pomogshie im pereehat' vedut sebja nedostojno ih velikoj nacii. Eto edinstvennoe dopolnenie. V ostal'nom vy rassuzhdaete gramotno.
Столица на Онего
2007-09-03 16:58:07
В рубрике "личное мнение" могут публиковаться ЛЮБЫЕ авторы. У кого есть, что поведать народу - милости просим.
горский еврей
2007-09-03 16:40:53
На мой взглядстатья А.Фукса ”Страх и ненависть не в Лас-Вегасе ”является провакационной:Моё мнение,что её пора убрать из темы,т.к.Она как раз таки и направлена на разжигание межнациональной розни.
Саныч
2007-09-03 15:26:47
Тепреь - для Фукса. Александр, пишите еще. На злобу дня у нас много чего можно написать, а Ваш язык читать очень приятно и полезно. Пишите. Это Ваше. И уже Наше.
Саныч
2007-09-03 14:48:09
для bestuzheva. Очень приятно было почитать Ваши комментарии. Честно. Подписываюсь под любым Вашим словом. Мира Вам и удачи. Мое мнение в общем такое: среди "приезжих" много людей авантюрных (понятно, что людей с высокой моралью из дома просто так не вытащишь), которые склонны к всяким рода асоциальным действиям. НО: процент преступлений - только по пьяни если брать - среди "русских" гораздо выше, и это просто статистика. Попробуйте оспорить. И нечего на рожу пенять...
bestuzheva
2007-09-02 19:13:06
b_statistiki, - Уж не знаю, проливали ли где-либо кровь те десантники, которые громят прилавки, напившись водки. Настоящие военные никогда не пойдут мстить мирному населению, какой бы национальности те ни были. Мой отец был военным летчиком, и военных я навидалась по самое не хочу, как доблестных офицеров, так и быдла. Так вот по-прежнему уверена, что все те, кто идет на день десантника бить кому-либо морду(кавказцу или просто прохожему, это уж кто под руку попадется) - пьяная гопота. А настоящие доблестные военные, которых, как вы посчитали, я тут оскорбила, хотят мира, и не тронут невинного человека, - будь то молоденький призывник в армии или торговец на рынке. Они в день десантника поминают дома товарищей. А не бегают по рынкам, засучив рукава. То, что вы оправдываете насилие в день десантника(всем известно, что в этот день на улицу выходить опасно, я вот всегда боюсь за своих родных, хоть они и не кавказцы), - это я объяснить себе совсем никак не могу.
Роман
2007-09-02 18:43:16
другой земле. В Эмиратах там, в Турции, в Узбекистане, наконец. Что касается неуважительного отношения "кавказцев" к "русским". Я абсолютно точно об этом знаю, т.к. я сам нерусский. Причем, ну очень нерусский. Мой ник на этом форуме "Nerusskiy". Я не знал, что отобразится не он, а поле "имя". Я часто общаюсь с людьми самых разных национальностей. И чеченцами, и дагестанцами разных национальностей, и армянами, и азербайджанцами, и таджиками, и узбеками. И действительно считаю, что не только "русские" неправы в отношении к ним. Хотя существования фактов национализма в России, и то, что это - зло, не отрицаю. Я вырос в России, и знаю, что быть нерусским не всегда приятно. Но, тем не менее, в целом, особенно среди людей старше 25-30 лет, отношение к людЯм разных национальностей в России нормальное. А приезжим из других регионов следовало бы быть скромнее и уважительнее к местному населению.
Гость

Аналитика

22.05.2017 10:35
Капитал
Отличительная черта современного производства – владение новыми технологиями. А технологии реализуют люди. Как это происходит в сфере автосервиса, мы показываем через рубрику "Один день из жизни ПКФ "Слово".

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?