999 руб.
/
1500 руб.
-33%
Экономия 501 руб
1999 руб.
/
2500 руб.
-20%
Экономия 501 руб
4990 руб.
/
5850 руб.
-15%
Экономия 860 руб
499 руб.
/
790 руб.
-37%
Экономия 291 руб
Чтиво. Личное мнение
15:21, 26 Сентября 2007

Размер не имеет значения?

Александр Фукс, обозреватель газеты «Карельская Губерния»

Дело было так. Зимой у нас переставала зажигаться колонка. Батареи грели слабо, мы коченели, но и ванной было не отсидеться, потому как эта дрянь-колонка не зажигалась. А еще в молочный магазин, находившийся в нашем доме, молоко завозили раз в день и понемногу. Пожилые женщины садились по утру возле магазина, тем самым занимали очередь и ждали завоза. С остальными молочными продуктами было еще хуже. В минуты появления молоковозки человеческая змейка по периметру обтекала стены магазина, вылезала на улицу и тянулась на пригорок. В сторону магазина «Мясо-рыба», в котором не было ни мяса, ни рыбы. Зимой, в мороз, часа по два мне приходилось стоять с литровой баночкой «под сметану» в руках. Часто сметана заканчивалась до моей с ней встречи. Слово йогурт было нам не знакомо. Никаких вырезок, буженин или карбонатов никто из моих ровесников никогда не видел. Однажды, помню, в «Победе» показывали американское кино под названием «Невероятные приключения Дика и Джейн». Там безработные, все потерявшие, опустившиеся за грань бедности супруги рассуждали, что им опять придется довольствоваться сосисками. На этих словах зал начинал нервно хохотать. Ибо для советского зрителя сосиски являлись деликатесом и редким лакомством. За женскими сапогами велась охота. Сразу не рвались только итальянские и югославские, но стоили они больше зарплаты, в продажу их «выбрасывали» чуть ли ни раз в квартал и, кажется, только в Москве. Джинсов не было вовсе, а газеты называли их пережитком капитализма. Дороги были кривыми, горбатыми, избитыми и невменяемыми. Советский автомобиль «Жигули» считался роскошью. Горячая вода была коричневой и воняла. Из конфет продавался лишь ирис «Кис-кис» и сосалки «Барбариски». И так по всей нашей великой, необъятной, гордой и могучей стране. Шестая часть суши, одним концом упиравшаяся в Тихий океан, а другим, отхватившая пол-Европы жила таким странным образом. А рядом с нашим городом, буквально, в нескольких часах езды находилась маленькая страна, которая жила совершенно по-другому. А где-то были другие маленькие страны, в которых почему-то не воняла вода, были чистые туалеты, продавалось двести сортов сыра, и люди носили яркую, качественную одежду. До нас доходили легенды, что их пенсионеры катаются по миру, а для инвалидов в каждом доме имеются лифты. И тогда я впервые подумал, что не понимаю, в чем кайф этих бескрайних границ.

Блин! Тот же климат, те же озера, та же зима на полгода, а дороги ровные, и крыши в домах не текут. Голландия находится ниже уровня моря, а они там как-то так организовались, что наш Петр к ним учиться ездил. После Второй мировой они там пухли от нищеты, отказались от масла, полностью отрядив его на экспорт, косяками уезжали куда-то в Новую Зеландию, а к началу семидесятых там уже никто не мечтал о югославских сапогах и не стоял в очереди за сметаной. Там уже было хорошо. И швейцарцам хорошо, и люксембуршцам, даже микроскопическому Лихтенштейну лучше, чем нам. И зачем тогда вся эта необъятность? Размер ведь не может являться самоцелью. В нем должна быть какая-то польза. Польза для живущих в этом размере людей.

Чу! Опять замерз приморский край. Что-то не срослось на Курилах. Каряки вымирают. О чукчах вспоминают только в связи с анекдотами. В ста километрах от Москвы — начало 20 века. А деревни и вовсе уснули в веке 18. Нет пользы-то от размера. Разве только гордость. Ведь жалеем же, что отдали когда-то Аляску. Теперь она чужая. Богатая, сытая, туристическая и обустроенная. А могла быть наша. Причем, каждый понимает, что в этом случае, там жили бы бедные, несчастные, забытые люди. И все равно жалеем. Потому что, могло быть наше, а так не наше. Японцы хотят Курилы? Фиг вам! Наши Курилы. И все равно, как живут там люди. Какая разница? Главное, что на карте этот кусочек тоже закрашен нашим цветом. Когда речь зашла о выкупе финнами карельских территорий, финны, говорят, подсчитали, что на восстановление инфраструктуры им придется потратить еще больше денег, чем на покупку этой земли. То есть, то, что досталось нам в результате Северной войны, мы гордо довели до состояния клинической смерти. Словно насмешки ради, живой, наглядный пример, немым укором торчащий перед глазами: вот земля, которую мы не завоевали, а вот — которую завоевали. И зачем оно нам надо? Просто, чтобы было.

Можно, конечно, полагать, что именно сейчас все меняется. Советская власть напутала с формой собственности. Общее означало ничье, вот никто ни о чем и не заботился. А теперь построят дороги, очистят воду, надают лекарств пенсионерам, выкосят бурьяны, вымоют туалеты, отремонтируют дома. Верить, конечно, хочется, но на моей памяти уже было столько реформ и программ, и ничего принципиально не менялось. А ведь еще можно полистать учебник истории или почитать стишок. «Страна была обильна, порядка ж нет как нет». Это Алексей Констанинович Толстой еще в 1868 году написал про всю историю государства Российского...

Впрочем, поймите меня верно. Я не призываю к продаже или раздариванию нашей территории. Это бред и утопия. Ни одна страна добровольно не откажется от своего куска. И разговоры по поводу исторических границ пусты и бесперспективны. То, что до 40 года было ваше, стало наше, а до 17 и остальное было наше, а раньше — шведское или литовское. А когда-то здесь жили саамы. А тут турки и монголы. И у поляков, между прочим, есть свой интерес. К границам какого века нас так может затащить? В общем, абсолютно бесперспективное занятие. То, что есть, должно оставаться. Вопрос в том, зачем? Не для того же, чтобы раздуваться от гордости при виде глобуса, а чтобы иметь от этого реальные, человеческие выгоды. У нас же совершенно смещены приоритеты. Для нас важнее попереживать из-за потери военной базы на Кубе, поубиваться по поводу непочтительности Грузии, понегодовать из-за финнов, которые, гады такие, покушаются на наши хибары. А о дорогах, туалетах и лифтах для инвалидов мы подумаем завтра. Или послезавтра. Или когда время будет. Государство для нас всегда остается важнее, живущего в нем человека. А мне хочется, чтобы было наоборот. Чтобы мы больше переживали по поводу чистоты нашей воды, а не о том, чтобы Сортавала, не дай Бог, не стала современным финским городом.

Комментарии

Роман
2007-10-15 00:27:45
D_ak, чтобы нас обоих не уводило в сторону от предмета дискуссии, перечитайте последний абзац статьи. (я только что перечитал :)). Насколько я понимаю автора, он совсем не призывает к раздаче территорий. И, конечно, я соглашусь с Вами в том, что в случае раздела территории РФ межнациональные, межрегиональные и прочие конфликты разных заинтересованных групп с высокой степенью вероятности приведут к большим бедам. И автор тоже вроде это же отмечает. Просто, насколько я пониманию автора (и о чем я говорю) - это то, что мы слишком озабочены скажем так, имперскими амбициями. Тем, что мы самые большие, самые ядерные, самые сильные и страшные. Что мы все равно страшнее и ядернее всяких там Америк и прочих врагов (хотя с чего это они нам враги?). А мелочь всякую европейскую мы вообще могем одним плевком утопить. Поэтому пусть сидит там и не тявкает всякая Прибалтика и Польша. (Это не значит, что я поддерживаю последние действия этих стран в отношении РФ). Просто для того, чтобы быть самыми вышеперечисленными, деньги нужны. А нам есть, на что их потратить. И лучше деньги и силы тратить не на ВПК, а на улучшение жизни населения. И в качестве главной заботы государства и основы патриотической идеологии брать интересы человека, жителя, гражданина, а не мощь государства в части внешнеполитических вопросов. Вот, насколько я понимаю, о чем идет речь в статье.
D_Ak
2007-10-13 15:09:35
Уважаемый Роман. Не правильно я написал. Извините. Глупо получилось Постараюсь объяснить По территории Конечно, я приплел такие важный и сложный показатель как "качество жизни" .Это конечно, глупо с мой стороны. Но было поздно. Любой экономист это обсмеёт. Да и не только экономист , но и геймер в «экономическую стратегию». Но я решительно против того чтобы смешивать БЫТОВЫЕ вещи и территориальную целостность. Претензии по воде и дорогам надо предьявлять уж не глобусу и контурной карте. Фукс сделал примитивную подмену, а вы купились будто он думает о благополучии страны.. Эта манипуляция (ещё раз повторяю) очень не свежая и старая. Было уже. Проходили. «Не победили бы в войне – пили бы «Баварское»». Вот - уровень этой статьи. ( Для любителей немецкого пива- «Полярная звезда» - «Русский должен умереть» - на закусочку) Меня взбесило то, что абсолютно то же самое слышал в начале 90-х. Тогда "разобрали" страну СССР. Дороги лучше стали? вода? У новой власти было временя сравнимое по срокам реформ Л. Эрхарда после войны и д.р (Можете поискать эти материалы. Крайне рекомендую : "Как поднимались другие страны", отличная статья бывш. премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю («Преодолеть вековое скотство можно!»), "Урок для России"(С.Голубицкий) о Южной Корее. Но это так, для интереса. Возможно это все Вам известно) Интересная штука - только в последнее время "медведь" зачесался (только чуть), как это сразу за беспокоило всяких насекомых в его шерсти. А раньше то сидели тихонечко и пускали слюньку. У нас другая страна,, кстати! И Советской Власти уж 20 лет скоро будет как нет. А опять поднялся тот же псиный вой - "Не слишком ли у нас большая страна!" По "зачистке" Примеры перед глазами: Косово, Прибалтика, Чечня , Таджикистан, Приднестровье (рефрижератор с выпускниками школы забыли?) Стала слабее Югославия - и вот вам Босния и Хорватия . Что такое Югославия? Европа. До Австрии и Италии совсем недалеко. "Цивилизация" рядом!! А творилось такое, что ,казалось, вернулись времена графа Дракулы. Стала слабее Сербия плюс ошибки в нац. политике - получите Косово. Русских в Прибалтике, например особо "сильно" и не "трогают"? Угу. Выдали "паспорта" , как еврееям в Рейхе повязку со звездой Давида, чтобы отличить когда НАДО БУДЕТ. Но пока есть Россия - ничего "особо гадкого" с ними не будет. Видите ли, Россия - даже теперь слишком сильная и крупная держава, что бы с ней уж совсем не считаться. .Это несмотря на её бестолковое руководство. По этому пока только получаем плевки. Пока. Кто будет гарантировать и отстаивать ваши права, если Россия развалится, в случае нац. и религиозных конфликтов? А то что эти конфликты обязательно будут это совершенно ясно. США ? Как в Ираке. (Воюют все !!). Евросоюз? Это как в Палестине и Косово? (Ага. по плану Ахтисари – делим поделенное. Ходим в церковь под конвоем , т.е простите, под охраной патруля. Ничего. Свобода. Демократия. ) Фукс, если Что Случится, отсидится в Лас- Вегасе , печально смотря на глобус….А в «глобус» в это время будут зарывать и зарывать. ИТОГО: Всё Имеет значение .
Роман
2007-10-11 23:40:00
D_ak, я не очень понял логики Вашего поста. Конечно, размер территории страны и благосостояние ее населения никак не взаимосвязаны. Автор статьи об этом как раз и говорит. И разговор-то идет о том, что мы слишком озабочены укреплением роли нашего государства в мировой политике, тратя на это большие деньги и усилия, вместо того, чтобы тратить деньги и силы на рост собственного благосостояния (благосостояния населения). А почему на территории РФ должна быть "зачистка", если Российского государства не будет, или оно будет слабее, меньше и т.п., не понимаю. Поясните.
D_Ak
2007-10-09 13:52:17
Уважаемый Роман . Я не о межнациональных конфликтах, а о том что не будет России - всем хана. Никакой Финляндии, и "как в Америке" здесь никто делать не собирался и несобирается , как и раздавать две "Волги". Будет просто зачистка. Я Фукса за язык не тянул, он сам написал эту шизоидную дурку про "размер" и т.д . Пока он устраивал свои личные дела в США , нашу страну резали в прямом и переносном. И теперь опять таже самая глупость прёт с экранов и страниц. Размер территории к состоянию дорог , благосостоянию и качеству жизни её населения никакого отношения не имеет и никогда не имел. Это РАЗНЫЕ вещи. Такие вопросы может смешивать и ставить только ХАМОБЫВАТЕЛЬ с торчащим куском колбасы изо рта. А если воспользоваться выражением Путина (кстати по нац. вопросу) - "дурак или провокатор"
Роман
2007-10-07 23:34:54
По поводу первой статьи - без комментариев. Я думаю, можно найти миллион вариантов таких же статей от второй стороны конфликта. Все-таки война была. Хотя, мое мнение по поводу кавказцев можно найти в отзывах к первой статье А. Фукса. По поводу второй. Полный текст интервью Вацуевой можно прочитать по этой ссылке http://www.ostankino.ru/news/text-923.html. В принципе, если специально ничего там не выискивать, то ничего особенного там и нет. Если послушать отзывы русских "о нашей загадочной и великой душе", которой вишь ли больше нет ни у одной другой (недоразвитой) нации в мире, то все прочие европейцы и американцы тоже имеют право очень даже обижаться. А об отношении к русскоязычным людям свысока у почти всех "нерусских" я уже высказывался. Но, честно говоря, не хотелось бы уходить с обсуждаемой темы в тему национальных конфликтов.
D_Ak
2007-10-06 16:46:23
Агапову и всем У него не только "каряки замерзают", но и "выдры голодуют.." Это не опечатка. Это оговорка. По Фрейду. Плевать он хотел и на коряков и на карелов и на русских и на американцев. Это довольно ясно, если почитать предыдущюю тягомотину обозревателя "Карельской губернии" про "страх и ненависть не в Лас-Вегасе" У него другое на уме... Кстати, советую найти в сети статьи "Я русский , живший в Грозном" и "Насчет Асет и русофобских бесед", прочтите и подумайте к какому дьяволу он еще и в адвокаты записался. Подумайте,что вас ждет в случае распада России. "5-й поселок" - это в лучшем случае.
Роман
2007-10-05 22:42:56
Современный энциклопедический словарь: Патриотизм (от греч . patriotes - соотечественник, patris - родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Просто я не вижу противоречий между определением и "раздачей земель". Поэтому и спросил. Любовь к Карелии или Петрозаводску не противоречит тому, что ее президентом могла бы быть Тарья Халонен. :)
юля
2007-10-05 19:26:29
Роману... Патриотизм - это любовь к Родине, если вы не знали. Вы во многом правы, но даже если несчастная дотационная Карелия останется одна, как перст и станет очередным "лоскутком в одеяле", которое когда-то именовалось Россией (просто представим), народ будет воровать, халявничать и ныть на предмет "а-а-а-а, Иванов зарабатывает больше чем я, потому как он по блату пролез куда-то там". А что этот Иванов не жрал водку во дворе, а учился - никто не говорит. Надо менять отношение к работе, к учебе и т.п.
Роман
2007-10-02 22:52:37
Пожалуйста, выразитесь яснее. В духе патриотизма - это как? Что есть патриотизм в Вашем понимании? По поводу раздачи земель. Карелия (и это очень позорно) при несчастных 700000 населения и территории, значительно большей, чем у многих государств Европы с населением в несколько миллионов человек, является дотационной республикой. Т.е. нас кормят люди из Башкирии, Тюмени и проч. Дальнейший текст, конечно, ужасно радикален, но... Вопрос. Зачем России Карелия, а Карелии - Россия? Будь Карелия частью Финляндии, и пенсионеры в России не тратили бы на нас своих денег, и жители Карелии жили бы лучше. Аналогично с Курильскими островами, Калининградом и Дальним Востоком. Территориальная целостность РФ имеет положительное значение только для представителей органов государственной власти. Т.к. это территория, на которую распространяется их власть. И, понятно, в структуре управления территориями в другом государстве места Путину и его Едру не найдется. Но мне почему-то не очень от этого грустно.
юля
2007-10-02 19:48:14
Хм-м-м... Сложно однозначно ответить. Мне кажется, что раздавать земли нельзя ни в коем случае, но суть не в этом. У нас народ ведь какой: слямзить, что плохо лежит, халавку найти. Тот же техосмотр пройти - через знакомых. Посмотрите - сейчас рушатся заводы, фабрики. Но ведь когда-то кто-то их строил и создавал! Сейчас никто никому ничего не гарантирует, хотя, как мне кажется, в последнее время стало поспокойнее. (Вспомните 90-е)! Земли отдавать нельзя. Надо воспитывать детей в духе патриотизма, прививать нравтсвенность. Может быть, их поколение сможет хоть чуть-чуть что-то исправить.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

20.10.2017 11:09
Тема недели
Сторона защиты попросила полностью оправдать Девлета Алиханова, так как в его деле нет ни состава, ни события преступления.
18.10.2017 14:32
16.10.2017 09:18

Чтиво

20.10.2017 15:43
Без политики
Недавно мне предложили написать о колонии строгого режима №9, что находится в микрорайоне Птицефабрика. Недолго подумав, согласилась.
12.10.2017 16:27

Опрос

Вы пойдете в кино на "Матильду"?