Чтиво. Личное мнение
10:36, 01 Ноября 2007

Искусство сталкивать лбами

Валентина Калачева, замдиректора МОУ «ООШ № 4» г. Петрозаводска, внештатный сотрудник НИЛ христианской (православной) педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук

Странное чувство возникает при чтении материала «Православные идут к вам», помещенного на сайте «Столица на Онего». С одной стороны, нельзя на него не ответить – уж больно взрывоопасная предлагается тема, связанная с межконфессиональными отношениями, и явно провокационно  задеваются в ней чувства православных верующих. С другой – не знаешь, как ответить на обвинения журналиста, не разбирающегося в том, о чем он пытается размышлять с ученым видом знатока. Но, пожалуй, самое главное, автор статьи вообще не заинтересован в отражении истинной картины описываемых им событий.

Поэтому отвечаю только по одной причине: статья явно направлена на разжигание вражды между религиозными объединениями Карелии. А это нас, православных, больше всего и тревожит, поскольку, в отличие от журналиста «Столицы на Онего», мы действительно хотим строить добрососедские отношения с людьми разных вероисповеданий и национальностей.

Итак, проследим за мыслетворчеством журналиста, пытающегося убедить своих читателей в коварных замыслах православных, которых автор с оттенком пренебрежения называет «представителями церкви». Так вот, оказывается, православные в Карелии, предупреждает журналист, несмотря на бдительность либеральной прессы, «уже научились находить обходные пути к душам не только школьников, но и их родителей», и что «Основы православной культуры» навязываются детям насильно в обязательном порядке. В качестве примера, естественно, называется все та же Петрозаводская  школа № 4.

Ну, во-первых, успокоим взволнованного своим открытием автора: эксперимент по преподаванию культурологического предмета, с которым школа знакомила прямых наследников величайшей мировой культуры – русской, православной, успешно завершен еще три года назад. Во-вторых, да будет известно журналисту, в своей практике школа № 4 не предоставлена сама себе. Ее педагогический коллектив руководствуется международными и российскими законами, а также нормативными актами – Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», письмами Минобрнауки, посвященными преподаванию «Основ православной культуры», распоряжениями Министерства образования Карелии и Управления образования администрации города Петрозаводска. Это к слову об «обходных путях».

К тому же экспериментальная деятельность школы постоянно курируется Управлением образования, контролируется всеми вышестоящими над школой инстанциями. Мало того, полтора года назад школа проходила аттестацию, где вопрос преподавания «ОПК» также тщательно изучался комиссией: просматривались все документы, включая экспериментальные учебные программы, мониторинговые исследования, Концепцию школы, Концепцию и планы воспитательной работы ОУ. Никаких нарушений, вроде бы, не обнаружено. Или автору журналистского трезвона этого мало? А может быть, с его точки зрения, православные лучше бы смотрелись за колючей проволокой? Ее-то, пока еще словесную, усиленно плетут некоторые средства массовой информации. И особенно старается сайт «Столица» на Онего».

Гонители «Основ православной культуры» никак не хотят замечать того, что предложенный школам курс является всего лишь культурологическим кружком, а не религиозным, на который никого нельзя «загнать». Дети его могут посещать только тогда, когда их родители напишут заявление на имя директора школы. И причем писать его они должны ежегодно. То есть если родители решат, что их ребенку не обязательно углубляться в данный предмет, то в любой момент они могут отказаться от внеклассного кружка, программа которого рассчитана на 9 лет. То же самое касается экскурсий, внеклассных мероприятий и всего прочего, что касается подробного знакомства ребенка с историческим прошлым своего родного края и его богатейшей культурой.

«Общераспространенные школьные конкурсы и викторины преподаватели наполняют религиозным содержанием», — не унимается автор. Спешим успокоить журналиста, так болезненно реагирующего на все духовное. Конкурс «Святые заступники Руси» проводился, между прочим, на основании приказа Министерства образования Карелии. Иначе и не могло быть, поскольку высокий нравственный подвиг святых – лучший пример для подрастающего поколения. Или журналист предпочитает, чтобы его дети учились на примерах жизни людей типа маньяка Пичужкина? А чем не устраивает автора статьи конкурс «Гренадеры, вперед! Вера. Флот. Отечество. Адмирал Ушаков», призывающий школьников к высокому и благородному, и который проводится общественными организациями? Чем пугает тема общешкольного конкурса «О, дивный остров Валаам»? Тем, что дети узнают, наконец, богатую историю заповедного острова? Или, по мнению автора, школьники Карелии обязаны знать, прежде всего, марки пива отечественных и зарубежных производителей, хорошо разбираться в модных брендах и особенно в вопросах секса? И этого, видимо, по мнению автора, с них довольно! Какая русская культура?! О чем вы говорите? Разве большевики не стерли ее с лица земли? Искореним! Не позволим!

Буквально удручают результаты беглого контент-анализа статьи, автор которой изо всех сил пытается уличить православных во всех крамольных мыслях и действиях, непозволительных для, так называемого, свободного либерального общества. Свобода свободой, словно подчеркивает автор, но православным в таком обществе места нет. Уж больно они журналисту несимпатичны. А поэтому священники у него произносят «полушутливый слоган», «используют современные пиар-технологии в своих целях». Слышатся автору и «возмущенные окрики православного большинства», раздражает «вмешательство церкви в светское образование» и особенно волнует то, что «церковь пытается прислониться к государственному плечу», а тем более «формировать «правильное представление» (?) рассчитывает с помощью государства».

Абсолютно неадекватно переданы в статье и термины, прозвучавшие в выступлениях участников научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов. Вместо слова «философия» автор произвольно употребляет слово «образование», вместо «формирование» — «воспитание», вместо такого понятия, как «реализация концепции», — термин «эксперимент», а вместо «культура» — «вера» и т. д.

Изобилует статья и явными передергиваниями. Вот типичные примеры. «Лучшим показателем такой работы, – пишет журналист, –  Валентина Калачева считает то, что дети, изучающие православную культуру в школе, вовлекают в это и своих неверующих родителей». Этот угрожающий вывод о вовлечении взрослых в «криминальное деяние» сделан журналистом из рассказанных на конференции нескольких случаев из школьной практики. Родители поведали учителям, что научились у своих детей правильному поведению в православном храме и узнали о святых, во имя которых построены карельские монастыри.

А вот следующий пассаж в статье: «На вопрос, как же быть с воспитанием чувства патриотизма у приверженцев других религий, – пишет автор, – отец Геннадий (Кузькин. — В. К.) ответил не задумываясь: «Когда мы говорим о патриотизме, мы должны говорить о православии. А всякие муфтии и азербайджанцы сами научатся». Но ведь на самом деле было сказано другое. Священник всего лишь отметил, что представители мусульманского мира имеют свои методы воспитания патриотизма, которые не являются предметом рассмотрения на данной конференции и о которых православные, как следует, не осведомлены. Но в его речи не звучали слова «всякие муфтии». Автор их заложил в текст, как самодельную бомбу. А вдруг рванет!

«Кто-то из участников, – продолжает свои смелые обличения автор, – высказал крамольное предложение поучиться патриотизму у жителей Италии, где католические святые пользуются общенародной любовью и каждый школьник знает названия всех главных храмов страны. Будьте патриотичны! Наши тоже знают, — возмутился отец Геннадий. — А своих святых у католиков нет. Они почитают святых, которые были до того, как католики впали в ересь и отделились от христианской церкви. Это настоящие святые. А все католические святые, которые были признаны таковыми после отделения, не настоящие. Настоящие святые только у нас».

Автор статьи силится слепить из православного священника экстремиста. Хотя ситуация, о которой рассказывает журналист, выглядит совсем не так, как описал ее столь предвзято автор. Преподаватель КГПУ Наталья Николаевна Дубинина, выступая на конференции, рассказала о своем недавнем посещении Италии и заметила, что любой итальянский школьник знает своих католических святых и храмы, построенные в их честь. В отношении древних храмов Рима и Венеции, посвященных святым апостолам, отец Геннадий уточнил: не в честь итальянских святых, а в честь святых, принадлежащих всему христианскому миру. И добавил, что после разделения Церквей, последующие святые католической церкви уже не рассматриваются как православные святые. Но ведь это предмет сугубо богословского разговора, а не разоблачительных инвектив журналиста, буквально требующего при помощи подобных цитат публичной кары для столь уважаемого среди православных верующих священника.

Складывается впечатление, что статья «Православные идут к вам» писалась только с одной целью – очернить и опорочить православных, чтобы разъединить, наконец, Карелию с Православием, а среди верующих разных конфессий посеять смуту.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чужой среди своих

 

 

Алексей Укконе, журналист

Известный прием: когда нет аргументов или нет желания говорить по существу обсуждаемой темы, можно заменить их эпитетами по поводу личности автора. Поэтому и ответ мой будет о личном. О моем личном отношении к Православию.

Валентина Александровна, наверное, будет очень удивлена, когда узнает, что автор, стремящийся, по ее мнению, «очернить и опорочить православных», полностью разделяет догматы православной веры и верит в ее таинства, следует традициям Русской Православной Церкви и старается придерживаться основных правил воцерковленной жизни, несколько лет служил в православном храме помощником в алтаре и на клиросе, а отпуск проводил трудником в монастыре.

Именно православное мировоззрение и заставило меня взяться за эту тему. Потому что больно смотреть, когда определенная группа людей, присваивает себе право говорить от имени всей Русской Православной Церкви, свое собственное мнение выдает за точку зрения Церкви, выдает заблуждения за истину и тем самым создает о ней ложное представление в обществе, настраивает светское общество против Православия, против всего, что мне дорого и для меня свято.

А теперь они приходят в школы с курсами православной культуры, и свои искаженные представления навязывают детям. Они говорят, что обучение идет добровольно с согласия родителей, но при этом призывают сделать его обязательным. Говорят, что изучают «культуру», но не отказываются от толкования вероучения. Школьники приходят на занятия добровольно с искренним интересом к предмету изучения. А учителя тоже добровольно и искренне рассказывают им о Православии так, как они его понимают, основываясь на личном опыте и на литературе, которая этот опыт подтверждает. Усомнится в правильности этого понимания, предложить другую литературу, означает – стать врагом Православной церкви.

Конечно, нельзя обобщать. Среди учителей и священников, которые ведут в школах такие курсы, есть действительно умные, образованные, и главное, с глубоким опытом веры, люди. Но я таких встречал единицы. Они редко участвуют в таких дискуссиях, не желая провоцировать конфликт со своими собратьями по вере, которые агрессивно воспринимают любое инакомыслие.

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, какое впечатление на него в подростковом возрасте произвела лекция знаменитого православного богослова: «То, что он говорил, привело меня в состояние ярости. Он говорил, как говорят с маленькими зверятами, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Еванглии, от чего как раз мы шарахнулись бы: кротость, смирение, тихость – все рабские свойства, в которых нас упрекают. Он привел меня в такое состояние, что я решил обнаружить есть ли у нас дома Еванглие, проверить и покончить с этим. Я сел читать и между началом первой и началом третьей глав Еванглия от Марка, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола стоит Христос… Помню, что тогда я откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут – значит, я знаю достоверно и лично, что Христос воскрес, а значит, все что о нем говорят – правда».

Я хочу, чтобы мои дети пережили именно такой опыт встречи с Христом. И не хочу, чтобы их кормили «сладким» Православием, или густо перченным «православным» национализмом и псевдо-патриотизмом, пресными цитатами из «Добротолюбия» и прогорклыми воспоминаниями о «величии православного государства». Я отвечаю только за своих детей, только их имею право чему-то учить, да и то с большой осторожностью. Я хочу, чтобы они остались верны Православной Церкви и не хочу, чтобы их кто-то заставил ее возненавидеть. Поэтому я никогда не доверю их православное воспитание учителям с взглядами, подобными тем, которые высказывались на конференции. Даже если они трижды кандидаты педагогических наук и внештатные сотрудники института православной педагогики.

Комментарии

Птз
2007-11-03 16:59:27
В насильно планируемое введение курса «Основ ПК» обязательно надо добавить несколько глав, в которых перечислить все преступления, которые совершила РПК и ее адепты за несколько веков своего тоталитарного правления, за так называемые века «БОЛЬШОГО ТЕРРОРА». Школьникам учителя ОПК должны рассказать главное, - что все мифотворчество бралась с «потолка» с земель Израилевых, а жертвы религиозного террора были реальные и их было много миллионов. Обязательно совершить экскурс в историю, - от кровавого насильственного крещения Руси и сжигания не подчинившихся, до издевательства попов над светским населением Валаама, которое попы превращают в концентрационный лагерь. Этот «богоугодный остров» войдет в отечественную историю как концлагерь для «рабов божьих» под названием «Архипелаг ВАЛААМ». Народ должен знать всю правду, а не отдельные мифы созданные самими мифотворщиками.
Олег Яровой
2007-11-03 15:41:42
Г-жа Калачева, я Вам расскажу об одном педагогическом приеме «толерантности» из учительского опыта Валаама. (Из хроники конца 1990-х гг., ведется с 1989 г. по сей день) Ваш патриарх наведывался на остров почти ежегодно и к каждому приезду власть ему готовила подарок – дарили очередное здание поселка. Люди накануне обсуждали, что на этот раз «ему от нас отдадут». Обсуждалось это в магазине, на кухнях, на рыбалке, везде. Стали говорить, что «когда ничего не останется, тогда ему и нас отдадут». Одна маленькая пугливая девочка слышала все это и однажды, перед приездом патриарха, мать, учительница, застала ее плачущей. - Что случилось? - Ему нас ЗАВТРА отдадут? - Да что ты, завтра к нам приедет Мойдодыр! На следующий день нарядная и с цветами вместе с другими детьми она встречала своего Духовного лидера. Жилое здание (т.н. Зимняя Гостиница) была передана патриаршему монастырю республиканской властью (С.Катанандов) почти два года назад, причем вместе с семьями, по «Списку обременений», ранее выданные людям ордера на жилье были аннулированы. Сейчас это дело принял к рассмотрению Европейский Суд по правам человека.
Kalacheva
2007-11-03 10:27:10
При том количестве рабочих мест и специальностей, которые у меня есть на сегодняшний день, школа - это скорее крест, чем источник каких-либо земных благ. Если Вы видете массу альтернатив нашей школе, где бы дети могли получать то же, что у нас, я за Вас рада. Я пока вижу иное. С уважением, В. Калачева.
Олег Яровой
2007-11-02 22:49:58
Г-жа Калачева, стыдитесь. Не за школу Вы боитесь, а за свое рабочее место. Но не бойтесь, потерять работу – это не так страшно как кажется. Человек живуч! Вот валаамских учителей жалко: если закроют школу – считай «амба», выселят в Сортавала – тоже «ага», там свои учителей в очередь стоят. Сельские школы, которые закрывают, жалко. А Вас с директором не жалко. Когда в угоду Вашему патриарху ликвидировали государственные учреждения на Валааме, а их сотрудников назвали «избыточным населением», люди не сломались. Выжили: мужчины, научные сотрудники, научились печки класть, женщины с детьми за сувенирный прилавок в дождь и ветер встали, картошку посадили, рыбачить стали, поехали на материк на заработки. Один кандидат наук пошел разнорабочим на лесопилку, директор лесхоза – сторожем на склад в две смены. Были и те, кто спился (немногие). А всем надо было детей растить, не до соплей было. А было это в 1992-93 гг. И все 90-е годы люди боролись с голодом, безденежьем. Дети узнали, что есть такая ягода виноград, который монахи едят. Гнобили людей, морили как тараканов, место для монастыря расчищали. Послали Вашему патриарху телеграмму: «Дустом не пробовали?». Выжили. А ведь это остров – это Вам не Петрозаводск. Теперь намного легче, особенно в большом городе. Всякий труд почетен. Не бойтесь, не пропадете.
Kalacheva
2007-11-02 18:54:23
Дорогие друзья! Как-то странно мне читать отзывы на свой материал — как Алексея, так и читателей сайта «Столица на Онего». Моё возмущение было направлено только на одно — на искажение реалий в статье Алексея по поводу конференции и школы № 4. Всё. Я не касалась личности автора, его отношения к обязательному и факультативному введению «ОПК» в школьную программу и др. вещей, которые здесь обсуждаются. И написала я по той простой причине, что для школы публикация материала Алексея может иметь печальные последствия, от которых мы устали. Нам надоело писать объяснительные во все инстанции, особенно о том, чего мы не совершаем. Приведу простой пример. В прошлом году корреспондент «Русского Newsweek`а» берет интервью у наших детей, спрашивает: «Какие религии вы знаете, кроме христианства?». Дети кричат: «Иудеи, мусульмане, язычники». Через некоторое время на Международной конференции «Толерантность — искусство жить вместе» встает глава карельских мусульман и говорит: «Вот мы тут в московской прессе почерпнули, что в школе № 4 учат, что мусульмане — это язычники. Нам это крайне неприятно и оскорбительно». Все вокруг: «Ай-ай-ай! Как нехорошо!». Благо, разобрались потом. Журналист «так понял» и сделал соответствующие выводы. И таких примеров за 5 лет практики — десяток. По поводу преподавания «ОПК» проясню некоторые моменты. Во-первых, мы против его обязательного преподавания, особенно при таком разнообразном программном, учебно-методическом и кадровом обеспечении, которое не поддается контролю. Программы на сегодняшний день делятся на следующие категории: догматические (типа «Закона Божиего»), литургические (на основе праздников годового календарного круга), исторические, аксиологические (ценностные, типа учебника «Основы нравственности» Янушкявичюса и Янушкявичене), культурологические (об иконописи, архитектуре и пр.). В школе № 4 все программы адаптированы под контингент обучающихся и имеют культурологический, аксиологический, литургический или исторический характер. Догматические программы мы не берем, так как от них вреда больше, чем пользы. Достаточно вспомнить состояние духовного образования во второй половине XIX века. Таким образом, дети познают религиозную культуру: например, нравственный смысл Нагорной проповеди, какие храмы их окружают, какие праздники православные отмечают и почему, какие святые просияли в Карельском крае и т. д. Наша задача — устранить культурный вакуум у школьников, часть из которых никогда не видела «Троицу» преподобного Андрея Рублева и не слышала знаменного распева. Если кто-то из детей захочет большего — на то у нас есть центр во имя преподобного Александра Свирского, воскресные школы и т. д. И у нас учатся дети, которые посещают «ОПК» и при этом ходят в какую-нибудь воскресную школу. Одно другое дополняет. Почему на конференции я возмутилась высказыванием, что Православие — это солнышко, цветочки и любовь? Потому что я против сусальности и фольклоризации православной культуры, диких стишков и сценариев на тему «Боженьки», которыми напичканы многие пособия по «ОПК». Занятия по «ОПК» добровольные. Подчеркну это еще раз. Как дети ходят в кружки? Записываются, куда хочется, и ходят. Так и на «ОПК». Просто у нас в школе накоплен некоторый педагогический опыт в этой области, и некоторые люди специально отдают своих детей в школу № 4, чтобы они изучали «Духовную музыку», «Духовную живопись», праздновали праздник Покрова, а не Хэллоуин. Отсюда и массовость. В этом году — 36%, в прошлом — 34 % контингента обучающихся школы. 74 % родителей относятся положительно к введению этнокультурного (русского) компонента образования. Во-вторых, действительно не хватает педагогов по «ОПК». Не знаю, как в России, а в Карелии их в достаточном количестве нет точно. Поэтому обязательное введение «ОПК» в школьную программу несет в себе угрозу профанации православной культуры и Православия как такового. Польза от обязательного введения «ОПК» одна — унификация программы, пособий, подготовки педагогов. Потому что сегодня преподавать в принципе может любой учитель, задекларировавший себя православным христианином и написавший программу дополнительного образования по «ОПК», получившую одобрение на научно-методическом совете и утвержденную директором. Можно и не писать, а принести готовую — их сейчас сотни. Вот это проблема. Далее. Конференция была странной, здесь я с Алексеем соглашусь. Свое мнение о ней опубликовано на «Русской линии» (http://www.rusk.ru/st.php?idar=112140 ). Больше мне добавить нечего. И последнее. Мы с Алексеем не враги и не идейные антагонисты, как тут пытаются некоторые представить. По крайней мере, у меня в его отношении никаких негативных чувств и мыслей не было и нет (чего не могу сказать о его материале). И отдельное спасиБо за поддержку Александру Гезалову. Вот уж кто действительно только своим примером распространяет православную культуру! Благодарю за внимание. Валентина Калачева.
Птз
2007-11-02 16:46:50
Гаспада и товарищи, если объективно сравнивать позиции божников и безбожников (мракобесов и атеистов), то историческая правда все-таки на стороне атеистов и они более убедительные. Сама история, многочисленные факты из нее подтверждают правоту атеистов, то есть здравый смысл на их стороне.
олд
2007-11-02 11:04:06
Браво, Алексей! Позиция истинно верующего человека. Верующего, то есть не нуждающегося в насаждении чего-то извне. А люди, яростно пытающиеся навязать свое мнение (люди с блеском в глазах, как я их называю), могут вызвать лишь сожаление. По-моему, тот, кто яростно насаждает веру окружающим, вряд ли истинно верит сам. Верующий человек не нуждается в толпе сторонников, или посредников в лице разных субъектов в рясах или без оных. И те, кто сегодня носится с православием как с писаной торбой, приносят ВЕРЕ больший вред, нежели гонители ее. А нынешняя церковная верхушка (ЗАО "Христос-инкорпорейтед" - не иначе) и иже с ними у меня лично вызывают лишь чувство брезгливости: жирные, холеные, с бегающими маслянистыми глазками, погрязшие в интригах и пороках. Эти - пастыри?! Эти, которые вбухивали миллиард рэ. в день (!!!) в возведение никому не нужного храма лужка-строителя, вместо того, чтобы поставить сеть детских приютов? Эти, разъезжающие в пульманах. в сопровождении ФСО-шников? Ну тогда, как говорится, "каков поп, таков и приход"... А истинная вера существовала и будет существовать. Как бы не старались те, кто, кто прикрывается ею как щитом, пытаясь скрыть либо свою несосотятельность, либо (что гораздо чаще) грехи тяжкие! Аминь! :)))
Гезалов Александр
2007-11-02 08:14:16
Уважаемая Валентина! Слежу за тем, как протекает общение на заявленную Вами и Алексеем тему! Мы с Вами много и часто говорим о том, что происходит в обществе, почему так много проблем, социальной напряженности! Почему так много разных мнений на ту или иную проблему! Чаще всего от раздельности общества, людей! Единого мнения никогда не было и будет! Лозунг разделяй и властвуй, живет и работает! Для России он особенно актуален! Разделение во многом, порождает разделение и в малом! Отчасти я согласен с Алексеем, но только потому, что ЭТО ЕГО ЛИЧНАЯ ПРАВДА, и он имеет на нее право! У каждого, кто пишет тут, есть своя правда, ИСТИНА одна! Пока мы не дорастем до того, что будем иметь общное, общественное понимание ИСТИННОСТИ, все так и будет, и дорастем ли, а надо ли? Сегодня прав тот, чаще, кто богат, но истинно(а) ли это?! Валентина! Могу сказать Вам слова восхищения, за то, что Вы находите силы и смелость писать о том, о чем сотни промолчат, промычат! Для этого надо иметь силу воли и духа! У Вас это есть! Спаси Вас Бог за это! Но все же, мы нередко говорим, что делать?! Валя, надо просто делать дело, хорошо и честно! По мере сил! На днях мы достроили в СИЗО № 1 еще один храм, 6 ноября будет престольный праздник! Когда я прихожу на территорию зоны, из окон мне кричат молодые ребята, когда храм достроится..чтобы его посещать! Думать о том, фальшь в их словах, или просто попытка "примазаться к вере" чтобы обрести какие-то материальные блага, не мое дело! Просто, храм вернулся через СТО лет, и он этим людям нужен! Надо просто его созиждать, не только материально, но и духовно, в себе!! Пока это не под силу обществу, но если Вы, я, еще кто-то, будет делать хорошо, от души, Христа ради дело, то многое изменится! Желаю этого, верю в это! Свято! С уважением, ко всем мнениям, Александр Гезалов.
fil
2007-11-02 01:13:53
Вера - дело интимное и личное - но христиане открыто исповедуют Христа-и не убоятся никаких не то, что шпилек и подколов, а вещей, гораздо страшне ,чем неудобные вопросы и иронию. Мягкое и толерантное отношение к человеку - скорее атрибут либерального сознания. Ревностное отношение к Богу и чистоте учения в статье Алексея было истолковано неверно Ув. Валентиной Калачевой, как протест против преподавания самой православной культуры - хотя речь идет именно о качестве и высоте, о поднятии морального, интеллектуального и религиозного уровня предмета - НЕБЕЗРАЗЛИЧНОГО Алексею. Почему Валентина Калачева не "узрела" этой патетики - вопрос не только к ней. Есть ощущение легкой провокации и в самой статье Алексея. В конце концов, православный БОГ не чистый пассивный объект познания, но активная творческая Личность - мог бы и послать Валентине дар различения Духов. . Ув.Серега ....... Может я и ошибаюсь, но в форуме атеисты и вовсе участия не принимают (за исключением реплики QuinK). Спасибо за предварительную здравую оценку ситуации на Валааме в целом. Филипп.
Серёга
2007-11-01 21:11:57
И по теме. Основная масса возражений против ОПК снимается одним волшебным словом - факультатив. По типу изучения ислама в школах южных российских регионов, которое идет там не первый год, и ни один либерал и вольнодумец почему-то еще не начал бить тревогу.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

26.05.2017 16:37
Тема недели
Жители Петрозаводска на общественных слушаниях решили, что "лицо" города должно измениться.
24.05.2017 11:31

Чтиво

26.05.2017 09:28
Без политики
Привод и ходовая часть: выбор двигателей, коробок передач и система полного привода.

Опрос

Поддерживаете ли вы воссоздание часовни на площади Кирова?