Не уповать на капусту и аиста

Чтиво. Личное мнение
12:00, 13 Ноября 2007
Загрузка...

Владимир Берштейн, психотерапевт-конфликтолог

Как недавно стало известно, в Государственной Думе намереваются обсудить вопрос о введении в школах программы сексуального просвещения. По примеру других европейских стран. Имею право высказаться по этому поводу, поскольку в самом начале своей врачебной деятельности несколько лет занимался сексопатологией и являюсь одним из учеников выдающегося отечественного учёного-сексопатолога профессора Георгия Степановича Васильченко.

В нашей стране примерно с 30-х годов прошлого века и по сей день понятие «секс» в восприятии граждан носит двусмысленный оттенок с акцентом неприличия. И это несмотря на обилие эротики, в том числе самой низкопробной, прущей буквально из всех щелей. А, может, как раз поэтому? Но даже в застойные 70-е, когда на экране постельная сцена, в которой героиня в ночной сорочке с бретельками томно клала голову на обнажённую грудь партнёра, символизировала апогей советской эротики, даже тогда мне не чинили препятствий в проведении сексуального просвещения старшеклассников. А нынче эта тема достигла аж всероссийского законодательного уровня!

Часть проблемы мне видится в смешении двух понятий — воспитание и просвещение. Да, с уровнем сексуальной воспитанности у нашей молодёжи дела не ахти. И хотя возраст вступления в половую жизнь в России не ниже, чем в других развитых странах, он очень снизился применительно к стандартам традиционной русской и недавней советской культуры. Кроме того, в стране большое количество абортов у несовершеннолетних. Несколько лет назад в Швеции я беседовал на эту тему с социальным работником. Она сказала, что на подведомственной ей достаточно большой территории за пять (!) лет было три (!) случая аборта у девочек младше 17 лет. Не владею этой статистикой по Карелии, но предполагаю, что ситуация несопоставимо не в нашу пользу. За этими фактами стоит, прежде всего, сексуальная безграмотность. Кстати, напомню: в шведских школах проводят практические занятия по использованию презервативов. Могу только вообразить, что я выслушал бы в свой адрес, и в какую пропасть рухнула бы моя репутация, предложи я ввести подобное в школах Петрозаводска. Так что ни в коем случае не предлагаю! Зачем? Ну, лишены наши школьники возможности учиться у инструктора на муляжах. Эка беда! Пусть учатся друг у друга на себе.

Редкий день теперь проходит, чтобы не звучал многократно термин «нравственность» со всевозможным словесным гарниром. Разумеется, сексуальные отношения входят в это понятие. Но уверяю: невозможно сделать нравственным человека сексуально непросвещённого.

Необходимо разъяснять молодёжи, что секс выполняет не только функцию продления рода и не только функцию удовольствия, но ещё и присущую исключительно человеку функцию общения. Причём, общения глубоко интимного, а значит, самого трепетного и ценного. Так что не надо смолоду обеднять себя, привыкать обесценивать уникальные отношения, сводя их к случайным, эмоционально тусклым «перепихиваниям» (простите за вульгаризм). Кто-то должен объяснить подростку суть неизбежной юношеской гиперсексуальности и её последствия. Кто-то должен рассказать девушке, что природу не обманешь. И если 14-15-летнего юношу буквально затапливают половые гормоны, с которыми он порой сладить не в силах, то его сверстница охвачена всего лишь сексуальным любопытством. Искренне не понимаю, что плохого произойдёт, если девушка будет знать, что её сексуальность раскроется намного позже, чем у парней, и что от преждевременно начатой половой жизни она не испытает никаких «радостей неземных». А ради удовлетворения любопытства и из нежелания прослыть среди подруг белой вороной вряд ли стоит терять девственность, не дождавшись настоящей любви. То есть, совершить этот поступок, конечно, можно. Небо на землю не рухнет, никакой драмы не произойдёт, особенно при гарантии избежать беременности и болезни. Так что, повторяю, можно. Но вот целесообразно ли? Ведь любая девушка в любом возрасте обычно тяготеет к зрелой, «взрослой» любви. А парни лет до восемнадцати, как правило, на неё просто неспособны. У них всё поглощает желание! Как пел Булат Окуджава по совсем другому поводу, «так природа захотела, почему — не наше дело».

Есть ещё масса крайне необходимых сведений и рекомендаций, с которыми человека следует знакомить вовремя, чтобы он потом, в семейной жизни, не вкусил горьких плодов своей безграмотности. Не знаю, каково положение сейчас, но во времена моей сексологической практики тяжёлые дисгармонии в интимной жизни у подавляющего большинства супружеских пар были связаны исключительно с их незнанием элементарных вещей.

В рамках рассматриваемой темы смею утверждать, что существует закономерная последовательность: знания формируют воспитанного человека, который становится нравственной личностью. Так что, по моему глубокому убеждению, сексуальное просвещение в школе необходимо! Ведь сексуальные отношения и сопряжённые с ними половые акты отменить невозможно. И как только подросток вступит в определённый возраст, он будет к ним активно стремиться и уговаривать юных представительниц противоположного пола. И очень многие уговорят очень многих. Что и происходит ежедневно. Ни запретами, ни запугиванием, ни нотациями, ни, тем более, замалчиванием мы, взрослые, ничего не добьёмся. Нам остаётся одно: апеллировать к разуму тех, на кого мы хотели бы оказать благотворное влияние. Это поможет им руководствоваться в своём сексуальном поведении не только инстинктом. А для этого надо дать знания!

Так что обсуждать имеет смысл не проблему «просвещать — не просвещать», а вытекающие из неё три других: в каком возрасте целесообразно начинать, по какой программе, и кому это поручить. Я не готов давать развёрнутые рекомендации. Особенно касательно возраста, поскольку не знаю уровня осведомлённости современных детей в сексуальных вопросах и не являюсь возрастным психологом. По программе могу высказать одно существенное мнение: она не должна содержать ни малейшего намёка на назидательность и морализаторство. А заниматься таким специфическим и деликатным просветительством должны люди, пользующиеся авторитетом у ребят и, безусловно, специально подготовленные. Здесь для примера буквально штрихом коснусь очень скользкой и почему-то весьма чувствительной в России темы гомосексуализма. Отношение к нему сформировано в основном невежеством в этом вопросе. Скажем, один из депутатов Госдумы прошлого созыва на всю страну с агрессивной категоричностью объявлял гомосексуализм едва ли не заразным заболеванием. Разумеется, этого «знатока», если и допускать к процессу сексуального просвещения, то исключительно с докладами об успехах нашей динамично развивающейся экономики.

Считаю, если сексуальное просвещение нашего подрастающего поколения будет налажено грамотно и цивилизованно, оно поспособствует укреплению нравственности в обществе!

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей