Владимир Берштейн, психотерапевт-конфликтолог
|
Как недавно стало известно, в Государственной Думе намереваются обсудить вопрос о введении в школах программы сексуального просвещения. По примеру других европейских стран. Имею право высказаться по этому поводу, поскольку в самом начале своей врачебной деятельности несколько лет занимался сексопатологией и являюсь одним из учеников выдающегося отечественного учёного-сексопатолога профессора Георгия Степановича Васильченко.
В нашей стране примерно
Часть проблемы мне видится в смешении двух понятий — воспитание и просвещение. Да, с уровнем сексуальной воспитанности у нашей молодёжи дела не ахти. И хотя возраст вступления в половую жизнь в России не ниже, чем в других развитых странах, он очень снизился применительно к стандартам традиционной русской и недавней советской культуры. Кроме того, в стране большое количество абортов у несовершеннолетних. Несколько лет назад в Швеции я беседовал на эту тему с социальным работником. Она сказала, что на подведомственной ей достаточно большой территории за пять (!) лет было три (!) случая аборта у девочек младше 17 лет. Не владею этой статистикой по Карелии, но предполагаю, что ситуация несопоставимо не в нашу пользу. За этими фактами стоит, прежде всего, сексуальная безграмотность. Кстати, напомню: в шведских школах проводят практические занятия по использованию презервативов. Могу только вообразить, что я выслушал бы в свой адрес, и в какую пропасть рухнула бы моя репутация, предложи я ввести подобное в школах Петрозаводска. Так что ни в коем случае не предлагаю! Зачем? Ну, лишены наши школьники возможности учиться у инструктора на муляжах. Эка беда! Пусть учатся друг у друга на себе.
Редкий день теперь проходит, чтобы не звучал многократно термин «нравственность» со всевозможным словесным гарниром. Разумеется, сексуальные отношения входят в это понятие. Но уверяю: невозможно сделать нравственным человека сексуально непросвещённого.
Необходимо разъяснять молодёжи, что секс выполняет не только функцию продления рода и не только функцию удовольствия, но ещё и присущую исключительно человеку функцию общения. Причём, общения глубоко интимного, а значит, самого трепетного и ценного. Так что не надо смолоду обеднять себя, привыкать обесценивать уникальные отношения, сводя их к случайным, эмоционально тусклым «перепихиваниям» (простите за вульгаризм).
Есть ещё масса крайне необходимых сведений и рекомендаций, с которыми человека следует знакомить вовремя, чтобы он потом, в семейной жизни, не вкусил горьких плодов своей безграмотности. Не знаю, каково положение сейчас, но во времена моей сексологической практики тяжёлые дисгармонии в интимной жизни у подавляющего большинства супружеских пар были связаны исключительно с их незнанием элементарных вещей.
В рамках рассматриваемой темы смею утверждать, что существует закономерная последовательность: знания формируют воспитанного человека, который становится нравственной личностью. Так что, по моему глубокому убеждению, сексуальное просвещение в школе необходимо! Ведь сексуальные отношения и сопряжённые с ними половые акты отменить невозможно. И как только подросток вступит в определённый возраст, он будет к ним активно стремиться и уговаривать юных представительниц противоположного пола. И очень многие уговорят очень многих. Что и происходит ежедневно. Ни запретами, ни запугиванием, ни нотациями, ни, тем более, замалчиванием мы, взрослые, ничего не добьёмся. Нам остаётся одно: апеллировать к разуму тех, на кого мы хотели бы оказать благотворное влияние. Это поможет им руководствоваться в своём сексуальном поведении не только инстинктом. А для этого надо дать знания!
Так что обсуждать имеет смысл не проблему «просвещать — не просвещать», а вытекающие из неё три других: в каком возрасте целесообразно начинать, по какой программе, и кому это поручить. Я не готов давать развёрнутые рекомендации. Особенно касательно возраста, поскольку не знаю уровня осведомлённости современных детей в сексуальных вопросах и не являюсь возрастным психологом. По программе могу высказать одно существенное мнение: она не должна содержать ни малейшего намёка на назидательность и морализаторство. А заниматься таким специфическим и деликатным просветительством должны люди, пользующиеся авторитетом у ребят и, безусловно, специально подготовленные. Здесь для примера буквально штрихом коснусь очень скользкой
Считаю, если сексуальное просвещение нашего подрастающего поколения будет налажено грамотно и цивилизованно, оно поспособствует укреплению нравственности в обществе!
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание