Чтиво. Личное мнение
17:40, 11 Декабря 2007

«Зачем школьникам изучать языческий культ?»

Валентина Калачева, кандидат педагогических наук

«На пороге древнего мироздания» –  так называется многолетний музейно-образовательный проект, посвященный 150-летию открытия петроглифов Карелии.

Создан он такими уважаемыми организациями, как Карельский государственный краеведческий музей, Институт истории, языка и литературы Карельского научного центра РАН, Петрозаводский Дворец творчества детей и юношества. Среди авторов проекта именитые ученые, деятели культуры, педагоги.

Надо сказать, что авторский коллектив постарался на славу. Пособие для учителя и учеников 3-11 классов выполнено на высоком научно-методическом уровне, снабжено богатым иллюстративным материалом. Сочетание музейных и педагогических ресурсов дает возможность эффективно решать задачи проекта, связанные, как ни странно, не только с формированием у школьников исторического сознания и их экологическим воспитанием. В проекте ставится еще одна масштабная задача. Духовная. Школьникам предлагается такая передовая форма обучения, как «погружение в мир магии и духов» и даже посвящение в языческую инициацию. Пособие предлагает карельским ученикам, в большей массе своей наследникам православной культурной традиции, разгадать загадку «беса», «полностью перевоплотиться» в первобытного человека, заняться охотничьей магией, принять деятельное участие в камлании шамана над больным и изучить погребальный обряд (отправление умершего в мир мертвых). Словом, под вывеской изучения древних пластов культуры юное поколение сознательно вводится в практику языческого культа. Зачем?

Изображение беса. Фото с сайта http://culture.karelia.ru/
Изображение беса. Фото с сайта http://culture.karelia.ru/

Обратимся непосредственно к школьному пособию, в котором красочно описываются языческие ритуалы с ублажением беса для достижения земного благополучия. «Рассмотрим, к примеру, композицию петроглифов на оконечности Бесова Носа (характерное название, кстати). В ее центре – «антропоморфная фигура «беса», которая явно относится к земному миру (…). Прообразом для фигуры «беса» могли быть чурбанообразные идолы, подобные найденным при раскопках торфяниковых стоянок каменного века (…). Чтобы получить защиту от злых духов и поддержку у добрых духов, древние жители Карелии делали им подношения и даже совершали жертвоприношения (…). Петроглифы (особенно) Онежского озера играли, подобно рисункам на бубнах, определенную роль в древних шаманских обрядах»…

В школьном пособии подчеркивается, что ученые, посвятившие свои труды изучению петроглифов, пока не могут сделать на их счет основательных выводов и называют наскальные рисунки «загадкой науки» (доктор исторических наук Ю. А. Савватеев). И тем более естественно, что ученые, изучающие магию древних людей, не усматривают в ней духовного элемента. Ну, шаманил древний колдун над больным, в бубен бил, бормотал непонятные тексты. Понятно, что во времена глубокой древности людей врачевали магическими способами. Для ученых шаманские ритуалы что-то вроде народных песен и плясок. А поэтому в пособии детям предлагается осваивать практически небезопасные с духовной точки зрения языческие обряды. Для глубокого, так сказать, проникновения в учебный материал. «Мы предлагаем посетителю открыть такой «ритуальный» вход, пересечь Границу и совершить вместе с нами условное путешествие, «прыжок в прошлое», в «Мир природы», «Мир духов», «Мир мертвых». Странную, однако, задачу ставят перед своими читателями авторы пособия. Говоря на языке гадалок-ворожей, зазывающих на страницах местных газет своих потенциальных клиентов, они берут на себя роль духовных наставников юношества.

Но, судя по Конституции РФ, наше государство, вроде бы, не провозглашено языческим и столь глубокое освоение маргинальной культуры – не первоочередная задача государственной школы в Карелии, почему-то слишком чутко реагирующей на идеологический заказ Запада, а не на потребности российского общества, содержащего ее на налоги своих граждан. Поэтому еще раз хотим предупредить православных родителей о бдительности в отношении современного образования.

Источник: http://eparhia.onego.ru/

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Комментарии

Серёга
2007-12-17 12:38:58
Прежде чем судить человека, попытайтесь понять его мировоззрение. Для православного любые контакты с миром магии и колдовста, санкционированные педагогами, сродни распространению в школьных буфетах героина в стильных пакетиках. Чем красочнее пакетик, тем он опаснее. Да, вот такая точка зрения. С ней можно не соглашаться, но впадать по этому поводу в излишнее эмоциональное возбуждение и использовать лекскику - бред, фанатичка и так далее, как минимум, неумно.
Тимофей
2007-12-17 11:35:22
Axel. Наука лишь изучает и открывает людям законы уже созданные Творцом. Мир в падшем состоянии из-за его царя (человека). В искаверканном состоянии невозмоно определить первоначальное сотворенное состояние мира. Это все равно, что по фикалиям изучать анатомию человека. В православной России наука прославляла Бога и давала людям знания на их пользу для накопления опыта, просвещения и духовного возрастания. Нынче же моден коммерческий подход ко всему. За деньги люди способны попирать Законы Бога и глушить в себе совесть. По большей части это из-за самой поганой страсти человека – гордыни, иногда от невежества, ну и бывают сознательные служители зла. Люди не хотят осознавать, что верят они в Создателя или не верят. Все равно всех ждет телесная смерть (душа вечна), а после этого суд и воздаяние по деяниям. "Что посеешь, то и пожнешь."
Axel
2007-12-14 17:58:35
Было бы правильно запретить на уроках химии и физике проведение опытов. Ведь дети могут решить, что мир создан не по божественным, а по каким-нибудь другим законам. Или того хуже - стать учеными!!!
Алекс
2007-12-13 10:40:04
Защитники "Основ православной культуры" говорят, что это надо изучать, потому что это история России, и дети обязаны ее знать. Но разве культура древних жителей России, создавших петроглифы, не является тоже нашей историей?
Алекс
2007-12-13 10:39:22
Защитники "Основ православной культуры" говорят, что это надо изучать, потому что это история России и дети обязаны ее знать. Но разве культура древних жителе
Piter
2007-12-12 18:31:31
Уважаемая госпожа Калачева! С пониманием отношусь к Вашей озабоченности по части духовного воспитания молодого поколения России. Тем не менее, объясните мне, человеку, получившему воспитание и образование в условиях атеистического государства, в чем состоит опасность изучения языческой культуры, чем языческая культура опаснее православной. Если я правильно понимаю, каждый человек волен верить, кто-то в созидателя, кто-то в марксистко-ленинскую идеологию и т.д. Что же здесь такого, если молодой человек испытает на себе, что такое быть первобытным человеком. Ну испытает, попробует, но уже на следующее утро сделает выводы и в школу пойдет вполне нормальным современным школьником. Во всяком случае большинство молодых людей сделает так. Если же кто-то и увлечется, то это его выбор и его проблема, значит общество, школа и родители что-то сделали не так, недосмотрели. Не переживайте, уважаемая Валентина, в мире и обществе есть более серьезные и опасные явления. Например, проблема связанная с "культурой поведения на автодорогах". Вот где опасно, вот отчего гибнут ежегодно десятки тысяч граждан России, вот где потери, в том числе и налогов.
Гоша
2007-12-12 16:50:49
ЦИТАТА: "...судя по Конституции РФ, наше государство, вроде бы, не провозглашено языческим и столь глубокое освоение маргинальной культуры – не первоочередная задача государственной школы в Карелии..." Однако, судя все по той же Конституции РФ, наше государство в равной мере не провозглашено православным. У нас нет, по счастью, государственной религии. А раз так, то объясните, пожалуйста, госпожа Калачева, которое из Ваших высказываний и мнений истинно? Нынешнее - когда Вы, по сути, клеймите и шельмуете людей за то, что они пытаются в максимально интересной форме дать детям уроки собственной истории, или прошлое, когда Вы клеймили автора статьи на "Столице" за то, что он не поддержал Вас в Ваших методах "продвижения православия" в души школьников. Ведь видно, что и то, и другое - явление одного порядка. С маленькой разницей. В школах не пытаются ввести предмет "основы языческой культуры", приводить на уроки шаманов и т.п... ЦИТАТА: "...а не на потребности российского общества, содержащего ее на налоги своих граждан..." Еще раз простите: потребности российского общества Вы лично как-то изучали, или просто Вам очень хочется считать, что они (потребности) именно в повсеместном насаждении православия, вычеркивании всех остальных пластов культуры и истории и выращивании манкуртов?
Goga Palkin
2007-12-12 15:47:03
Г-жа Калачева бьет все рекорды по мракобесию. Один "заказ Запада" чего стоит. Никак не могут смириться наши ултра-православные, что государство у нас отделено от религии. От всех религий. "Православные родители, будте бдительны" - каково? Уважаемая г-жа Калачева! Представить себя первобытным человеком и погрузиться в мир духов и магии детям стоит только по одной причине: потому что это ИНТЕРЕСНО. Очень странно объяснять такие элементарные вещи кандидату педагогических наук.
Саныч
2007-12-12 10:27:24
Официальная религия - они же как дети. Ревнуют к каждой посторонней сиське. Обижаются, локтями толкаются.
Лиля
2007-12-11 22:26:24
Была я на этой выставке и хочу защитить музей (хотя никакого отношения к нему не имею). Отличная экспозиция! одна из самых продвинутых в нашем городе. И никто никого не заставляет выполнять ритуалы, погружаться в миры духов и т.п. В брошюре четко написано: "находки культового характера ... помогут посетителю понять, каковы были представления древних жителей Карелии об окружающем мире, времени, ...в чем смысл совершаемых ими ритуалов." А статья - бред какой -то религиозной фанатички. О! да автор еще и кандидат педагогич. наук! вот такие "педагоги" действительно опасны для детей.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

26.05.2017 16:37
Тема недели
Жители Петрозаводска на общественных слушаниях решили, что "лицо" города должно измениться.
24.05.2017 11:31

Чтиво

26.05.2017 09:28
Без политики
Привод и ходовая часть: выбор двигателей, коробок передач и система полного привода.

Опрос

Поддерживаете ли вы воссоздание часовни на площади Кирова?