Давайте смеяться, чтобы не заплакать

Чтиво. Личное мнение
08:40, 26 Августа 2008
Загрузка...

Максим Ефимов, председатель Карельского отделения «Молодёжной правозащитной группы», издатель:


«Такого художественного явления, как русская срамная частушка, вероятно, нет на всём белом свете. Это наше богатство. Его держали про запас, чтобы оно, как вино долгой выдержки, достигло совершенства. Читатель улыбнётся и засмеётся, открывая для себя ещё одну, ханжески замалчиваемую грань культуры своего народа».

Недавно изданный при моём участии сборник непристойных частушек вызвал самые разные оценки и суждения, в том числе и на мой счёт. Упреки в антиклерикализме, развращении нравов и безвкусице – одни из самых распространённых. Одними своими знакомыми я был пригвождён к позорному столбу, другие – зауважали, третьи вручили мне газетную публикацию под названием «Молитва лечит – мат калечит».

И всё-таки хочется думать, что больше тех, кто поддержал издание сборника, видя в этом культурном проекте, прежде всего, понимающее, адекватное отношение к русскому устному народному творчеству, к его не самым стыдливым формам.

Известный далеко за пределами Карелии этнограф Константин Кузьмич Логинов профессионально отнёсся к сборнику как к собранию фольклорных текстов, который тоже может быть кому-то интересен. Эсхрология (ритуальное сквернословие) была нормативно обязательной в случаях, когда, например, за кем-то гналась нечистая сила – надо было маскироваться под своего, ругаясь на чём свет стоит. Известно, что ряженые – посланники иномира – частенько сквернословили. А вообще, в народе существует недвусмысленная этическая оценка брани, которая связывалась с теургическим эффектом: мужик выругается – земля вздрогнет, женщина выругается – престол под Богородицей зашатается. Тем не менее, высокое и низкое уживаются в народном сознании.

Тяжело человеку быть всё время опутанным социальными нормами, вот и вырывается он из рамок, матерясь. Сам К.Логинов матерился только в детстве, когда хотелось похулиганить. Забирался с мальчишками на дерево в лесу и распевал матерные частушки в темноте, а то и просто ругался матом да так, чтобы было подальше слышно.

В студенческой компании без конца просили читать Баркова – удовольствие-то какое! Как выпендрился поэт! Сегодня Константин Кузьмич – православный христианин. Ругается редко и по делу, то есть непроизвольно, ударив по пальцу молотком или за рулём, когда какой-нибудь идиот создаёт аварийную ситуацию. Но потом кается на исповеди.

Собравший и проиллюстрировавший своими эротическими рисунками сборник матерных частушек заслуженный работник культуры Карелии, художник-карикатурист Дмитрий Москин ждал звёздного часа сборника больше десяти лет. Дмитрий Николаевич – замечательный дизайнер, человек большой культуры, лицо музея-заповедника «Кижи», в обычной жизни не бранится. Он считает, что этот сборник не сделает хуже подростков, каждый второй из которых матерится на улице, а, напротив, может быть, сделает лучше, поскольку молодёжь заинтересуется происхождением мата, его смысловой нагрузкой и тем, почему это табуированная лексика. Все желающие могут соприкоснуться со стихией народного юмора, ведь русская душа раскрывается по-разному, а не только через плач. Частушки не принижают того, кто их читает. Чем человек образованнее, культурнее, чем глубже он знает жизнь людей, фольклор, тем больше он ценит такие явления, как частушка. И в отличие от современной массовой смеховой культуры, которая предельно примитивна, тупа и даже деструктивна, народное творчество имеет дело с какими-то важными пластами бытия. Знакомство с непристойной частушкой – дело личное. Но молодёжь нужно всё-таки вовремя ознакомить с такого рода фольклором, чтобы она знала ему цену и не употребляла обсценную лексику всуе. Для самого художника ценность народной культуры ещё и в том, что она питает его индивидуальное творчество.

Доктор философских наук Юрий Владимирович Линник с таким же энтузиазмом отнёсся к сборнику, считая самым древним фольклором достославную матерщину, относясь к ней, как к реликту заклинаний, обращённых к Матери-земле. «Наши пращуры силой слова хотели повысить её производительную функцию. Эволюция часто инверсирует начальные смыслы, превращая почитаемых богов в нечистую силу, а священные заклятия – в отборную брань. Матерные частушки иногда похожи на дразнящие мини-юбки. Мы знаем, какую роль бесстыдная нагота играла в Элевсинских мистериях – очень похоже, что заветные частушки творят схожую мистерию: напрягают фаллос и зажигают вульву. Вроде как частушка озорует. А на самом деле служит жизни – её продолжению».

Никто не отрицает, что обсценная лексика, как и всё на свете, обоюдоостра. И именно поэтому необходимо знать предназначение и сферу употребления мата. Я противник мата, в котором есть агрессия и злоба, человеконенавистничество. Мат не должен использоваться для связки слов или вместо слов. Но я сторонник смехового аспекта мира, народно-смеховой, карнавально-праздничной культуры, ритуального смеха, ибо это первичная форма человеческой культуры, особое состояние возрождения и обновления. И мат, употребляемый к месту, может служить этим целям! А о пользе смеха знают все! Так давайте смеяться, чтобы не заплакать!

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей