Чтиво. Частная жизнь
13:03, 23 Июня 2009

Тоня Юфа: "Калевала" — закрытая для меня тема"

Похоже, на Тоне Юфа семейная традиция иллюстрировать «Калевалу» оборвется. По крайней мере, сейчас дочка и внучка знаменитых художников не находит вдохновение в карело-финском эпосе. Новое поколение Юфа выбирает современное искусство. Вообще, родиться с такой известной фамилией и не стать художником, практически невозможно. Так что можно сказать, что судьба Антонины была предопределена, хотят этот представитель художественной династии отличается строптивым нравом и яркой внешностью. Каждое ее появление на публике – это маленький перформанс, центром которого становится сама художница. То она с лиловыми волосами, то с голубыми, то абсолютно лысая. Она словно арт-объект ,сошедший с яркого живописного полотна или с экрана видео-арта. Это тоже своеобразный вид творчества, хотя сама Тоня признается, что не придает какого-то особого значения своим экспериментам с внешностью. Просто она не может по-другому. Настоящий художник проявляет себя во всем как творческая личность. И тем интереснее наблюдать за Антониной Юфа, потому что это сразу три художника: один удивляет зрителей в публичных местах своим внешним видом, другой – в графических работах, а третий – в ярких фотографических автопортретах.


– Тоня, на тебя не давить груз семейных художественных традиций? Уж слишком не похоже то, что ты делаешь, на работы Тамары и Маргариты Юфа. Не пытаются тебя мама и бабушка наставить на путь истинный?

– Иногда спрашивают: чем ты занимаешься? Когда я была маленькой, они много со мной занимались рисованием. А потом произошел какой-то перелом, и я поняла, что надо идти своей дорожкой.

– Визуальный язык Тамары и Маргариты Юфа очень похож. Неужели эта среда, художественная традиция, которая все время культивировалась, не оказали на тебя влияния?

– Конечно, оказали! Может быть, без этого я бы и не стала художником. Дело не в том, что один визуальный язык хороший, а другой плохой. У каждого он свой. Был определённый промежуток времени, когда я совсем перестала рисовать, за это время многое изменилось . И когда я снова вернулась к этому занятию, то все уже было совсем по-другому. Я осознала, что я – это я, я сама по себе, а мои родные сами по себе. Я иногда слышу советы о том, что мне стоило бы продолжить семейную традицию заняться «Калевалой». Но это абсолютно не моя тема. То ли сам эпос уже приелся, то ли лично мне он не интересен, но «Калевала» – для меня закрытая тема.


– Когда ты почувствовала себя художником?

– Осознание этого пришло недавно… совсем неожиданно… вообще я мало раздумывала на эту тему, не очень люблю давать всему определения.

– То есть ты себя осознаешь художником перед листом бумаги или за печатным станком. А город тебя знает как творца совсем с другой стороны. Любой твой поход в булочную или кафе превращается в паблик-арт, ты творишь буквально одним своим появлением на улице. Иногда в этом акте творчества ты проявляешь себя ярче, чем в графических листах… Многие художники мечтают, чтобы на них обращали внимание, натужно придумывают, чем бы выделиться из толпы, а у тебя это получается очень естественно.

– Может, со стороны это и выглядит как удачный PR-ход, но я никогда не задумывалась о том , что я как-то не так выгляжу. Для меня это совершенно обычно. Ну, конечно, люди иногда удивляются, когда узнают, что еще я делаю офорты.

– Твоя внешняя жизнь как-то проявляется в воем творчестве?

– Скорее, проявляется моя внутренняя жизнь… К моим внешним проявлениям ближе мои фотографии. А к внутренней жизни – графические работы.


– В начале нашего разговора ты сказала, что вдруг поняла, что у тебя своя дорожка. Какая она?

– Современное искусство.

– А тема? Что тебя волнует больше всего?

– Я просто подхожу к листу и начинаю рисовать. Я не беру образы из жизни, это мои придумки, мои личные заскоки. У меня все в жизни строится на противоречиях. Я это очень хорошо чувствую и мне порой любопытно наблюдать за самой собой. Мне интересна вечная борьба.

– Ты занимаешься довольно непростым делом – тиражной графикой. Получается, с виду такой нежный цветок, а приходится возиться в красках, в грязи, что-то царапать на металле, травить кислотой. Почему все-таки графика? Это дань семейно традиции, где все занимаются графикой?

– Нет, тем более офортом в нашей семье занимаюсь только я. Мне очень нравится сам процесс. Когда долго не могу попасть в мастерскую, начинаю тосковать. Это не та грязь которой стоит бояться.


– Каково быть молодым художником в Петрозаводске?

 – Да замечательно! Две работы сделал – и ты уже известен! Но на самом деле здесь болото. Не зря же все молодые хотят уезжать из Петрозаводска. Я тоже хочу. Здесь все слишком медленно, спокойно, тихо. А хочется динамики. Я себя чувствую по-другому в больших городах. Там больше стимулов развиваться.

Записала Юлия Утышева

Комментарии

entrepreneur
2009-06-29 16:03:35
Даже обсуждая аспекты исскуства и культуры русские умудряются перелаяться и нахамить друг другу. Прямо как в старом анекдоте "алё, это прачечная?"
hallo
2009-06-26 21:34:50
Detective, высшее. спасибо за "щенка" - повеселило!) учить я вас (тут можно обратиться к вам "кобель", раз уж мы с вами общаемся по иерархии отцы-дети, но я не настаиваю), конечно, не собираюсь, это глупо. просто как-то странно сначала навесить на людей "ярлыки", а потом их за эти ярлыки и возненавидеть. все равно что сперва самому насрать в тарелку с клубникой, а потом отказаться ее есть из-за того, что там насрано. ЗЫ: неудачники никогда не признаются в том, что они неудачники:)
Victor
2009-06-26 15:21:41
_____________________________________ ДМ ЖИЛ, ДМ ЖИВ, ДМ БУДЕТ ЖИТЬ :) _____________________________________ 26.06.2009 / 01:09:11 Detective И ты щенок меня ещё будешь учить? У тебя хоть какое образование? 26.06.2009 / 01:08:45 Detective Всех бы вас неформалов давно посадил бы в изолятор чтоб вас менты попинали уродов! ...МРАЗЬ!?
Filby
2009-06-26 11:25:02
может быть, вы тогда объясните, в чём крутость быть эмо или готом? Крутого ничего нет - согласен. Но и ничего такого, чтобы за принадлежность к субкультурам к стенке ставить тоже нет. Возрастная девиация поведения - и ничего более - израстется и пройдет. Вам любой подростковый ( и не только) психолог скажет, что ничего тут страшного нет в целом как явлении. Давайте у Берштейна спросим хором))
Filby
2009-06-26 11:21:03
И ты щенок меня ещё будешь учить? У тебя хоть какое образование? Омг, а причем тут образование?)) Если на то пошло образование и культура отнюдь не тождественные понятия. Особенно в наше время когда дипломы на халяву раздают, только плати вовремя.
Гвоздь
2009-06-26 11:05:56
Detective, а вы кого поддерживаете? Только не надо говорить "нормальных людей" - это теория. Каждый сходит с ума по-своему.
Гвоздь
2009-06-26 11:04:34
hallo, может быть, вы тогда объясните, в чём крутость быть эмо или готом?
Detective
2009-06-26 01:09:11
И ты щенок меня ещё будешь учить? У тебя хоть какое образование?
Detective
2009-06-26 01:08:45
Всех бы вас неформалов давно посадил бы в изолятор чтоб вас менты попинали уродов! Ну согласись, это же ненормально. Или HALLO вы поддерживаете субкультуры? Панков, эмо, готов? МРАЗЬ!?
Detective
2009-06-26 01:06:39
Я неудачнике??? Мдааааа..................
Гость

Аналитика

23.05.2017 16:24
Обществоведение
В Петрозаводск приехала инспекция ОНФ России и проверила, как в карельской столице ремонтируются "гарантийные" дороги, а также те магистрали, которые жители региона включили в "Карту убитых дорог".

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?