За бортом "Кантеле"

Чтиво. Личное мнение
14:06, 11 Января 2010
Загрузка...

Лариса Шицель:


Слышала от еще живых очевидцев, что в российской культуре были удивительные времена, когда лица, облеченные властью – от министра до руководителя клуба – были образованны и интеллигентны. Они не ругались матом, очень уважали своих специалистов и круглосуточно думали не о собственном благосостоянии, а о том, как сохранить и обогатить эту неповторимую культуру, как сделать её ценности доступными во всех отношениях. И главным для них было сберечь тех редкостных людей, которые готовы положить свои силы, время и саму душу на алтарь многообразного явления под названием «культура»…

Сегодня подобные рассказы кажутся легендами, во всяком случае, в Карелии… Сокращение концертного отдела Национального ансамбля «Кантеле» – всего лишь очередной штрих к общей картине…  

Новогодние праздники – своеобразный экватор между двумя событиями, которые, разумеется, нельзя назвать равноценными по масштабу, но между ними существует тесная связь. В июне ушедшего года на страницах «Столицы на Онего» была опубликована статья Натальи Витивой «Дом Кантеле дал трещину» (http://stolica.onego.ru/rubric_folder.php?article=125285), а в июне наступившего года Дом Кантеле откроется после реконструкции. Как и было обещано в некоторых недружелюбных комментариях к статье, «…жить в этом доме прекрасном уж не придется…» многим из тех, кто последние годы активно занимался «кантелестроительством». С 1 декабря 2009 года концертный отдел сокращен в полном составе, даже специалист, находящаяся в декретном отпуске, получила строгое предупреждение об увольнении.

Видимо, концертной организации не нужны ни организаторы выступлений, ни качественная реклама, ни информационная поддержка… А что же позарез необходимо современному ансамблю песни и танца? Организационный отдел числом шесть душ - начальник, юрисконсульт, секретарь, специалист по кадрам, инженер-программист, ведущий специалист по маркетингу. Отгадайте с трёх раз, кто из них будет заниматься концертами? Есть ещё, конечно, машинист по стирке белья, гардеробщик, зав. билетными кассами и билетный кассир, слесарь-сантехник… Они из других отделов, тоже весьма многолюдных. Вы спросите: а что художественный отдел? Но там все главные (кроме артистов)- хормейстер, балетмейстер, дирижер – они должны руководить! Впрочем, можно подрядить аккомпаниатора, библиотекаря и видеооператора – пусть ищут, пишут, согласовывают, размещают, собирают… А вероятнее всего, вспомнив советскую закалку, директор овладеет стахановским методом  или станет многостаночником – одним за всех…

Отдаю должное прозорливости, которую наш директор Л.А.Степанова выработала за долгие годы службы в качестве чиновника: привлечь и «зажечь» нужных людей, сполна воспользоваться плодами их деятельности, а потом (когда люди прозревают и начинают возмущаться происходящим), расстаться с ними без сожаления, бросая камни вслед ушедшим. Ныне уволенных сотрудников концертного отдела без малого пять лет назад директор «Кантеле» уговаривала и убеждала: ей необходимы такие активные-креативные, работоспособные и талантливые люди, сулила достойные разряды и зарплаты… Что же изменилось? Может быть, мы не оправдали надежд и вмиг растеряли свои способности? Или просто перестали работать, став балластом орденоносного коллектива?

На мой далеко не посторонний взгляд, все крупные и абсолютное большинство просто гастрольных проектов ансамбля, а также выступления в Карелии коллективов из Татарстана, Башкортостана, Якутии – инициатива, разработка и реализация концертного отдела под руководством заместителя директора ансамбля Т.И. Темнышевой. Экскурсия на атомную подлодку «Карелия» и приезд венгерского посла специально на юбилейную программу «Уральский маршрут» и солнечная Словакия, вечера дружбы с артистами из Казани и Уфы и участие в фестивале «Воздух» в Петрозаводске, встречи со зрителями военных лет в Заполярье и приезд Владимира Ильича Толстого… Даже у нас дух захватывает от всего того, что было придумано и сделано…                

Вы спросите, а что же директор? Директор ансамбля в 2005 году лично свозила коллектив в Венгрию на фестиваль, позволив себе роскошь потратить на поездку сумму, вполне сопоставимую с той, которая выделялась ансамблю из гранта Главы РК на все гастроли в течение года. Для наглядности: на 19 поездок в 2005-2007 годах было потрачено 2 млн. 273 тысяч рублей из бюджета, из них на венгерский вояж – 650 тысяч. Несложно подсчитать, что на каждую из оставшихся поездок пришлось чуть больше 90 тысяч рублей, а это были Финляндия, Германия, Словакия, Урал, Татарстан, Заполярье, Удмуртия (при этом я даже не учитываю родную Карелию и отдельные выступления за счёт принимающей стороны). Просто концертный отдел планировал поездки за пределами Карелии (и в Карелии, разумеется) на условиях полной или частичной окупаемости: использовалась любая возможность дать платный концерт на протяжении маршрута. Например, поездка в Германию (тоже на фестиваль!) принесла ансамблю около 70 тысяч рублей, а в 2007 году «…доля заработанных на гастролях денежных средств к сумме вложенных в гастрольную деятельность средств составляла 91 %» (из отчета ансамбля за 2007 год). География поездок «Кантеле» за эти годы отлично прослеживается по многочисленным благодарственным письмам «за вклад ансамбля в укрепление межрегиональных связей» Главе Карелии и министру культуры и по связям с общественностью РК.

Выступление в Кремлевском Дворце для участников Госсовета РФ сразу перед двумя президентами – действующим на тот момент и будущим – в декабре 2007 года далось немалой кровью и состоялось вопреки позиции Л.А.Степановой. А чуть позже «Кантеле» не стал участником большого празднования 1000-летия Казани, хотя друзья из ансамбля Татарстана предприняли фантастические усилия и решили все вопросы - проживание, питание и выступление оплачивала принимающая сторона. Л.А.Степанова сказала, что ее ансамбль уезжает в Италию (едет до сих пор)… Как известно, на торжествах в Казани были руководители всех регионов, представители высшей власти страны. Но что нам вообще президент России? Ну, подумаешь, финно-угорский форум под патронажем и при непосредственном участии президента в 2007 году, звонки организаторов из Саранска по пять раз в день, факсы и мольбы приехать! На это денег нет!

Печальный список того, что директор просто не позволила довести до конца, можно продолжать… В частности, для широкой общественности так и осталась тайной судьба президентского гранта, данного на реализацию проекта «Кантеле-мультимедиа». В провале директор обвиняет Алексея Киндяка, написавшего все успешные проекты, по которым ансамбль получал финансирование. Сейчас Алексей блестяще развивает проектную деятельность в Национальном театре Карелии, а из «Кантеле» вынужден был уйти «по собственному желанию», узнав о продлении контракта с директором ансамбля… А сколько раз работникам концертного отдела приходилось буквально принимать «огонь на себя», восстанавливая и выстраивая отношения, разрушенные администрацией ансамбля с туристическими фирмами, отдельными коллективами и людьми!

…В комментариях полугодовой давности к упомянутой статье о «Кантеле» художественный руководитель В.Иванов задал вопрос: «Какие сотрудники в данный момент покидают ансамбль? Ни одного заявления об уходе на данный момент не подано». Не дождавшись пресловутых заявлений, директор решила ускорить процесс и придумала сокращение. И другие увольнения продолжаются: с 1 января не работают прежние вахтеры, поскольку новому Дому Кантеле нужны «технически подкованные» кадры, и эти немолодые женщины (у одной из них, кстати, высшее техническое образование, а другая всю жизнь отдала ансамблю) не будут «соответствовать». Коллективное письмо в их защиту (до открытия нового здания почти полгода!) не возымело действия…  

Девять лет работаю «в культуре Карелии». Была свидетелем и принудительного, и добровольного «исхода из филармонии» огромного числа специалистов; наблюдала, как безвозвратно утрачивались многие наработки Центра народного творчества, закрывались дома культуры… Театр русской драмы – сплошная кровоточащая рана последних лет: столетняя история перечеркнута единым взмахом чиновничьего пера…

То и дело с горечью слышу слова о пугающем снижении исполнительского качества «Кантеле» в последние годы, отсутствии художественной концепции… Я не музыкант и не имею права оценивать и тем более судить, обозначать причину происходящего. Но будучи причастна к судьбе коллектива почти пять лет, не могу не задаваться вопросом: что ждёт национальный ансамбль с почти 75-летней историей при нынешнем руководстве, которое, на мой взгляд, уподобилось Людовику XIV: «Кантеле – это я!»?

…В телепередаче «Обсудим вместе» (РТК «Сампо», 21.09.2009), посвященной празднованию 90-летия Республики Карелия. Г.Т. Брун рассказывала и об открытии Дома Кантеле, куда вернется «бренд республики». Министр поведала, что можно будет посетить этот Дом, посмотреть, как делается карельский костюм, как делается сам инструмент кантеле… О музыке, песнях и танцах в обновленном Доме почему-то речи не было…

И напоследок – две цитаты с разрешения их авторов. «Лилия Алексеевна Степанова – очень грамотный функционер. Но такие люди не должны определять творческую политику коллектива… Не может не творческий человек разобраться в творческих моментах, творческих тонкостях, тем более – не должен их корректировать своим волевым решением. …Мне не раз говорилось: «Вы ничего не понимаете! В «Кантеле» будет так, как я считаю нужным!» Я ушел не по своей воле: пришлось уйти, потому что невозможно работать в условиях постоянных споров, и я устал что-либо доказывать… Чтобы работать с таким директором, нужно обладать жестокой харизмой. Те, у кого ее нет, не выдерживают, уходят, несмотря на талант и работоспособность… Ансамбль много потерял, это уже другой коллектив…» (В.Д.Кучин, бывший художественный руководитель «Кантеле», постановщик программы «Отзвуки Заонежских ярмарок»).   

«…Реакция у нас на происходящее в вашем коллективе не просто отрицательно-омерзительная, а из ряда вон выходящая. Компетентных и проверенных временем профессионалов не выбрасывают за борт, не осознавая, что корабль утонет теперь точно… Почему так случилось? Да потому что такое руководство. Позиция коллектива и худ. руководства тоже понятна – страх, боязнь и бессилие в плане выражения своей позиции – все это закономерно и пресно, как дистиллированная вода, и тем не менее факт. …Желаем вам успехов на ваших новых поприщах». (Юрий Жуков, директор, Айрат Хаметов, художественный руководитель Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан).


P.S. По словам Л.А.Степановой, увольнение по сокращению работников концертного отдела «Кантеле» проводится строго в соответствии с личным распоряжением Главы Республики Карелия. И хотя внимание Главы республики к скромным труженикам небольшого ансамбля делает нам честь, всё же хочется понять, как подобные действия соотносятся с рекомендациями Президента и Председателя правительства РФ о поддержке и развитии национальной культуры и работников сферы культуры.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей