999 руб.
/
1500 руб.
-33%
Экономия 501 руб
1999 руб.
/
2500 руб.
-20%
Экономия 501 руб
4990 руб.
/
5850 руб.
-15%
Экономия 860 руб
499 руб.
/
790 руб.
-37%
Экономия 291 руб
Чтиво. Личное мнение
14:06, 11 Января 2010

За бортом "Кантеле"

Лариса Шицель:


Слышала от еще живых очевидцев, что в российской культуре были удивительные времена, когда лица, облеченные властью – от министра до руководителя клуба – были образованны и интеллигентны. Они не ругались матом, очень уважали своих специалистов и круглосуточно думали не о собственном благосостоянии, а о том, как сохранить и обогатить эту неповторимую культуру, как сделать её ценности доступными во всех отношениях. И главным для них было сберечь тех редкостных людей, которые готовы положить свои силы, время и саму душу на алтарь многообразного явления под названием «культура»…

Сегодня подобные рассказы кажутся легендами, во всяком случае, в Карелии… Сокращение концертного отдела Национального ансамбля «Кантеле» – всего лишь очередной штрих к общей картине…  

Новогодние праздники – своеобразный экватор между двумя событиями, которые, разумеется, нельзя назвать равноценными по масштабу, но между ними существует тесная связь. В июне ушедшего года на страницах «Столицы на Онего» была опубликована статья Натальи Витивой «Дом Кантеле дал трещину» (http://stolica.onego.ru/rubric_folder.php?article=125285), а в июне наступившего года Дом Кантеле откроется после реконструкции. Как и было обещано в некоторых недружелюбных комментариях к статье, «…жить в этом доме прекрасном уж не придется…» многим из тех, кто последние годы активно занимался «кантелестроительством». С 1 декабря 2009 года концертный отдел сокращен в полном составе, даже специалист, находящаяся в декретном отпуске, получила строгое предупреждение об увольнении.

Видимо, концертной организации не нужны ни организаторы выступлений, ни качественная реклама, ни информационная поддержка… А что же позарез необходимо современному ансамблю песни и танца? Организационный отдел числом шесть душ - начальник, юрисконсульт, секретарь, специалист по кадрам, инженер-программист, ведущий специалист по маркетингу. Отгадайте с трёх раз, кто из них будет заниматься концертами? Есть ещё, конечно, машинист по стирке белья, гардеробщик, зав. билетными кассами и билетный кассир, слесарь-сантехник… Они из других отделов, тоже весьма многолюдных. Вы спросите: а что художественный отдел? Но там все главные (кроме артистов)- хормейстер, балетмейстер, дирижер – они должны руководить! Впрочем, можно подрядить аккомпаниатора, библиотекаря и видеооператора – пусть ищут, пишут, согласовывают, размещают, собирают… А вероятнее всего, вспомнив советскую закалку, директор овладеет стахановским методом  или станет многостаночником – одним за всех…

Отдаю должное прозорливости, которую наш директор Л.А.Степанова выработала за долгие годы службы в качестве чиновника: привлечь и «зажечь» нужных людей, сполна воспользоваться плодами их деятельности, а потом (когда люди прозревают и начинают возмущаться происходящим), расстаться с ними без сожаления, бросая камни вслед ушедшим. Ныне уволенных сотрудников концертного отдела без малого пять лет назад директор «Кантеле» уговаривала и убеждала: ей необходимы такие активные-креативные, работоспособные и талантливые люди, сулила достойные разряды и зарплаты… Что же изменилось? Может быть, мы не оправдали надежд и вмиг растеряли свои способности? Или просто перестали работать, став балластом орденоносного коллектива?

На мой далеко не посторонний взгляд, все крупные и абсолютное большинство просто гастрольных проектов ансамбля, а также выступления в Карелии коллективов из Татарстана, Башкортостана, Якутии – инициатива, разработка и реализация концертного отдела под руководством заместителя директора ансамбля Т.И. Темнышевой. Экскурсия на атомную подлодку «Карелия» и приезд венгерского посла специально на юбилейную программу «Уральский маршрут» и солнечная Словакия, вечера дружбы с артистами из Казани и Уфы и участие в фестивале «Воздух» в Петрозаводске, встречи со зрителями военных лет в Заполярье и приезд Владимира Ильича Толстого… Даже у нас дух захватывает от всего того, что было придумано и сделано…                

Вы спросите, а что же директор? Директор ансамбля в 2005 году лично свозила коллектив в Венгрию на фестиваль, позволив себе роскошь потратить на поездку сумму, вполне сопоставимую с той, которая выделялась ансамблю из гранта Главы РК на все гастроли в течение года. Для наглядности: на 19 поездок в 2005-2007 годах было потрачено 2 млн. 273 тысяч рублей из бюджета, из них на венгерский вояж – 650 тысяч. Несложно подсчитать, что на каждую из оставшихся поездок пришлось чуть больше 90 тысяч рублей, а это были Финляндия, Германия, Словакия, Урал, Татарстан, Заполярье, Удмуртия (при этом я даже не учитываю родную Карелию и отдельные выступления за счёт принимающей стороны). Просто концертный отдел планировал поездки за пределами Карелии (и в Карелии, разумеется) на условиях полной или частичной окупаемости: использовалась любая возможность дать платный концерт на протяжении маршрута. Например, поездка в Германию (тоже на фестиваль!) принесла ансамблю около 70 тысяч рублей, а в 2007 году «…доля заработанных на гастролях денежных средств к сумме вложенных в гастрольную деятельность средств составляла 91 %» (из отчета ансамбля за 2007 год). География поездок «Кантеле» за эти годы отлично прослеживается по многочисленным благодарственным письмам «за вклад ансамбля в укрепление межрегиональных связей» Главе Карелии и министру культуры и по связям с общественностью РК.

Выступление в Кремлевском Дворце для участников Госсовета РФ сразу перед двумя президентами – действующим на тот момент и будущим – в декабре 2007 года далось немалой кровью и состоялось вопреки позиции Л.А.Степановой. А чуть позже «Кантеле» не стал участником большого празднования 1000-летия Казани, хотя друзья из ансамбля Татарстана предприняли фантастические усилия и решили все вопросы - проживание, питание и выступление оплачивала принимающая сторона. Л.А.Степанова сказала, что ее ансамбль уезжает в Италию (едет до сих пор)… Как известно, на торжествах в Казани были руководители всех регионов, представители высшей власти страны. Но что нам вообще президент России? Ну, подумаешь, финно-угорский форум под патронажем и при непосредственном участии президента в 2007 году, звонки организаторов из Саранска по пять раз в день, факсы и мольбы приехать! На это денег нет!

Печальный список того, что директор просто не позволила довести до конца, можно продолжать… В частности, для широкой общественности так и осталась тайной судьба президентского гранта, данного на реализацию проекта «Кантеле-мультимедиа». В провале директор обвиняет Алексея Киндяка, написавшего все успешные проекты, по которым ансамбль получал финансирование. Сейчас Алексей блестяще развивает проектную деятельность в Национальном театре Карелии, а из «Кантеле» вынужден был уйти «по собственному желанию», узнав о продлении контракта с директором ансамбля… А сколько раз работникам концертного отдела приходилось буквально принимать «огонь на себя», восстанавливая и выстраивая отношения, разрушенные администрацией ансамбля с туристическими фирмами, отдельными коллективами и людьми!

…В комментариях полугодовой давности к упомянутой статье о «Кантеле» художественный руководитель В.Иванов задал вопрос: «Какие сотрудники в данный момент покидают ансамбль? Ни одного заявления об уходе на данный момент не подано». Не дождавшись пресловутых заявлений, директор решила ускорить процесс и придумала сокращение. И другие увольнения продолжаются: с 1 января не работают прежние вахтеры, поскольку новому Дому Кантеле нужны «технически подкованные» кадры, и эти немолодые женщины (у одной из них, кстати, высшее техническое образование, а другая всю жизнь отдала ансамблю) не будут «соответствовать». Коллективное письмо в их защиту (до открытия нового здания почти полгода!) не возымело действия…  

Девять лет работаю «в культуре Карелии». Была свидетелем и принудительного, и добровольного «исхода из филармонии» огромного числа специалистов; наблюдала, как безвозвратно утрачивались многие наработки Центра народного творчества, закрывались дома культуры… Театр русской драмы – сплошная кровоточащая рана последних лет: столетняя история перечеркнута единым взмахом чиновничьего пера…

То и дело с горечью слышу слова о пугающем снижении исполнительского качества «Кантеле» в последние годы, отсутствии художественной концепции… Я не музыкант и не имею права оценивать и тем более судить, обозначать причину происходящего. Но будучи причастна к судьбе коллектива почти пять лет, не могу не задаваться вопросом: что ждёт национальный ансамбль с почти 75-летней историей при нынешнем руководстве, которое, на мой взгляд, уподобилось Людовику XIV: «Кантеле – это я!»?

…В телепередаче «Обсудим вместе» (РТК «Сампо», 21.09.2009), посвященной празднованию 90-летия Республики Карелия. Г.Т. Брун рассказывала и об открытии Дома Кантеле, куда вернется «бренд республики». Министр поведала, что можно будет посетить этот Дом, посмотреть, как делается карельский костюм, как делается сам инструмент кантеле… О музыке, песнях и танцах в обновленном Доме почему-то речи не было…

И напоследок – две цитаты с разрешения их авторов. «Лилия Алексеевна Степанова – очень грамотный функционер. Но такие люди не должны определять творческую политику коллектива… Не может не творческий человек разобраться в творческих моментах, творческих тонкостях, тем более – не должен их корректировать своим волевым решением. …Мне не раз говорилось: «Вы ничего не понимаете! В «Кантеле» будет так, как я считаю нужным!» Я ушел не по своей воле: пришлось уйти, потому что невозможно работать в условиях постоянных споров, и я устал что-либо доказывать… Чтобы работать с таким директором, нужно обладать жестокой харизмой. Те, у кого ее нет, не выдерживают, уходят, несмотря на талант и работоспособность… Ансамбль много потерял, это уже другой коллектив…» (В.Д.Кучин, бывший художественный руководитель «Кантеле», постановщик программы «Отзвуки Заонежских ярмарок»).   

«…Реакция у нас на происходящее в вашем коллективе не просто отрицательно-омерзительная, а из ряда вон выходящая. Компетентных и проверенных временем профессионалов не выбрасывают за борт, не осознавая, что корабль утонет теперь точно… Почему так случилось? Да потому что такое руководство. Позиция коллектива и худ. руководства тоже понятна – страх, боязнь и бессилие в плане выражения своей позиции – все это закономерно и пресно, как дистиллированная вода, и тем не менее факт. …Желаем вам успехов на ваших новых поприщах». (Юрий Жуков, директор, Айрат Хаметов, художественный руководитель Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан).


P.S. По словам Л.А.Степановой, увольнение по сокращению работников концертного отдела «Кантеле» проводится строго в соответствии с личным распоряжением Главы Республики Карелия. И хотя внимание Главы республики к скромным труженикам небольшого ансамбля делает нам честь, всё же хочется понять, как подобные действия соотносятся с рекомендациями Президента и Председателя правительства РФ о поддержке и развитии национальной культуры и работников сферы культуры.

Комментарии

sokol
2010-01-23 10:48:56
Всего несколько дней назад мною было высказано опасение о том, что, возможно, вскоре артистам придется выступать перед стадом "свиней"... Под такой метафорической характеристикой подразумевалась вконец дебилизованная, отупевшая публика, способная воспринимать только примитивную "развлекуху"... А вчера на сайте "Столицы" появилась информационная сводка, в которой содержится рекомендация композитора Г.Вавилова в адрес артистов ликвидируемого драмтеатра - не гнушаться выступлений в коровниках... "Музыка Вавилова повышает удои", - так называется материал, в котором композитор поделился "ценными" сведениями об утилитарной функции искусства - способности оказывать воздействие на поголовье "крупного рогатого"... (http://stolica.onego.ru/news/134900.html). Глядя на всем хорошо известную "отъевшуюся" физиономию "самого публикуемого" карельского автора бесчисленных музыкальных опусов, учитывая толщину директорского кошелька директора музея ИЗО (супруги "маэстро") и в целом нехилый семейный бюджет (детей и внуков у этой четы, как известно, нет, поэтому и расходов "лишних" тоже нет), в голову приходит лишь мысль о том, что все это, однако, довольно цинично... "Утешил" маэстро артистов, у которых и так были нищенские зарплаты, и которые теперь и вовсе на улице оказались... Самое ужасное - то, что наша власть, чего доброго, "внимет" рекомендациям "маэстро Вавильди", узреет неплохую перспективу развития сельского хозяйства... И впрямь: давайте направим филармонию, театры, ансамбли и т.д. в коровники - там им самое место! Глядишь, увеличится приплод, в сельском хозяйстве произойдет рост... Может, даже в дефицитном бюджете республики удастся "залатать дыры"!.. Так что и "свиньи" в перспективе могут ожидать артистов не в метафорическом смысле, а в самом буквальном... Вот вам и "яркие и творческие личности"... (Возможно, "маэстро Вавильди" в коровники тянет не случайно - чувствует истинную художественную ценность своих творений...) Кстати о "талантливых и незаурядных": думаю, что человека, о котором все открыто говорят, что он сволочь, вряд ли можно оправдать тем, что он талантливый и поэтому ему все можно... По поводу "кресел" - однозначно стоит озаботиться перспективой возможного очередного "слияния" двух творческих коллективов карельской столицы. Догадываетесь, на кого я намекаю? Оба называются "национальными", один представляет собой театр, а другой - ансамбль (в прошлом "песни и танца", теперь, как я понимаю, "оригинального жанра", с неудачным "прихвостнем" - словом "ДОМ", многим приевшимся из-за пресловутой телепередачи ТНТ). Наши чиновники, того и гляди, через пару-тройку лет вполне могут не долго думая заявить о необходимости очередной экономии, целесообразности "модернизации" (это словечко сейчас очень модное, поэтому употребляется кстати и некстати). Продолжать не буду: с какой-то завидной регулярностью в последнее время многие мои слова почему-то становятся чуть ли пророчествами (не думайте, мания величия здесь ни при чем). Все же напоследок замечу, что несколько лет относительно "сытой" жизни при Степановой спустя совсем немного времени могут показаться "золотым веком" людям, чья жизнь будет связана с этим коллективом...
Лариса
2010-01-22 15:36:50
sokoly Ну вот, уважаемый sokol, как быстро (не в пример власть имущим) мы с Вами практически достигли консенсуса: не прошло и года... Если по порядку, то ничего не придумывала: мы с В.Д.Кучиным лично даже незнакомы (пришли через несколько лет после его ухода), добавлю – к сожалению. Сужу о нём по программе и по отзывам артистов и тех, кто с ним работал. Все говорт об очень сложной, но яркой и творческой личности. Впрочем, простыми (однозначными) бывают только... но это опять отступление. Думаю, никто не станет отрицать, что Ярмарки были прорывом и заставили посмотреть на "Кантеле" по-новому и гворить об ансамбле иным тоном. Если Кучин (приглашённый директором!) и был виноват в уходе ТАЛАНТЛИВЫХ И ТРУДОЛЮБИВЫХ АРТИСТОВ, то и сам расплаптился своим уходом... Но не берусь судить о причинах – не была свидетелем. Его слова привела, поскольку он знает коллектив на протяжении многих лет и способен сравнивать... Так что Ваш камешек про перемену мнений улетел в другой огород... Я могла бы привести нелицеприятные отзывы зрителей-специалистов из Москвы (особенно после юбилейной программы), Магнитогорска и др.городов, где побывала с ансамблем. Да, были и такие мнения, и о них говорилось творческим руководителям... Но Вы верно заметили: "в силу своей самовлюбленности, самопревозношения, отсутствия самокритики ансамбль "Кантеле" упорно не хочет замечать..." Только не ансамбль, а отдельные его "лидеры". Видимо, вняв Вашему посылу, коллектив сейчас пытатеся "дотянуться" до ... востребованности при условии труда "до седьмого пота" и 200% самоотдачи со стороны каждого..." Сужу по затишью: очевидно, репетируют люди, созидают... Не знаю, правда, как при этом будет выполнено госзадание по количеству концертов и по числу зрителей, за которое с концертного отдела драли по три шкуры... Но, возможно, директор получила карт-бланш и теперь "отбивается" и "фильтрует"... Видимо, поэтому заполнением залов нынче занимаются все: артисты, администрация, родные, знакомые дружными рядами тянутся за билетами, получа за это проценты с продажи. Нам такое счастье и не снилось: обязаны были сами... Но, простите, опять о своём, девичьем... О повышении исполнительского уровня говорилось и говорится, но артисты ДОЛЖНЫ выступать, такова специфика профессии. И учитьс должны, в том числе и в процессе... Это же не бассейн в дурдоме: наУчитесь прыгать – воды нальём... И гастроли потому необходимы.... Но не буду, об этом уже столько написано! А кресла... В свете последних событий при нынешней власти по борьбе с культурой эти самые кресла обязательно пересчитают, и не раз!!! Такое впечатление, что учреждения культуры приводятся в порядок не для прямого их назначения, а совсем для другого... А представители этой самой культуры как будто надели чёрные очки и вставили беруши... Ну и последнее: мы сделалали не всё, что могли, но многое... И пусть "воистину "блестящие" и "мегаталантливые" сделают больше и лучше. Я только порадуюсь НАСТОЯЩИМ успехам "Кантеле".
sokol
2010-01-22 01:01:54
Ларисе Шицель: Не мне судить, но, кажется, Ваши ссылки на мнение г-на Кучина - это не самое лучшее, что Вы могли придумать. Вряд ли кто-то когда-нибудь забудет, что это за человек и что за след оставил в судьбе "Кантеле"... Все помнят, что было при нем, какая "творческая" атмосфера царила, сколько людей этот "деятель культуры" вынудил плюнуть и уволиться... Вот уж когда действительно нужно было хвататься за перо и писать статью "Дом 'Кантеле' дал трещину"!.. Неужели слава о п(р)оступках таких людей так быстро "замыливается"? Или это опять пример того, как "в мгновенье ока" мы меняем свое мнение о человеке на противоположное? На самом деле, все это не столь важно... Самая большая беда для творческого коллектива - это не самодур-временщик, не "серый" партийный функционер, сидящий в кресле директора, не наглый худрук, возмущающий всех своим поведением. И даже не катастрофический упадок культурного уровня аудитории (все ведь в "свиней" все равно не обратятся...) Самая большая и, более того, непоправимая беда - это безвыходный ТВОРЧЕСКИЙ ТУПИК, нахождения в котором в силу своей самовлюбленности, самопревозношения, отсутствия самокритики ансамбль "Кантеле" упорно не хочет замечать... Увы и ах... здесь не помогут импрессарио и пиар-менеджеры, даже воистину "блестящие" и "мегаталантливые" (а не только те, кого в силу учтивости и без видимых заслуг так склонны называть окружающие). Задача талантливого импрессарио - "отбиваться" от сыплющихся предложений участвовать в концертах, "фильтровать", отбирать лучшие возможности, наиболее многообещающие перспективы... Нынешняя страница истории "Кантеле" - это совсем иной случай, хотя скрытый потенциал вполне мог бы позволить "дотянуться" до такой востребованности при условии труда "до седьмого пота" и 200% самоотдачи со стороны каждого... Жаль... И, самое страшное, может ведь дойти и до того, что через несколько лет еще раз "пересчитают кресла", на этот раз - пустые кресла в "Доме Кантеле", и, сделав неутешительные выводы, опять на прощание с напускным сожалением произнесут пресловутое "такова жизнь..."
Лариса
2010-01-19 00:46:14
sokolу Вынуждена согласиться... Что уж спорить... Порция культуры (в частности, театральной) на душу жителя Карелии высчитана с точностью до... кресла. При этом количество (рука не пишет – число) чиновников на бедную душу уже не просто зашкаливает, а низводит эту самую душу до того уровня, о котором Вы пишете... И для кошмарности ситуации даже не нужна общероссийская статистика: в нашей родной Карелии примеров более чем... Если убрать антураж... Правда, губернатору надо обязательно вовремя рассказывать, что происходит на его необъятной территории, а то он ни о чём не подозревает и уверен, что "в Багдаде всё спокойно" и народ счастлив... Но что-то нас с Вами заносит: от общего к частному, от частного к общему... На фоне уничтожения драматического театра и много другого – конечно, надо удивлться и радоваться... Однако я уже писала и позволю себе повториться: то, что "Кантеле" выжил во все времена, – заслуга тех, кто был до нас и до нынешнего директора, люди за ансамбль в прямом смысле слова отдали жизни. А нынешнее состояние коллектива... Возможно, последние концерты послужат ответом на Ваши слова о том, что артисты должны чувствовать... Они чувствуют... Кроме того, многое объсняет реплика Вадима Кучина: в отличие от меня, он специалист.... И ещё – ответ на Ваше замечание: сегодня без "концертных отделов", пиар-менеджеров, импрессарио и т.д." как раз и не обходятся коллективы, даже "поистине "уникальные" и "востребованные", даже "Берёзка" и моисеевцы! Сама Мира Кольцова организацией концертов и продажей билетов не занимается, это точно. Просто прежде эти люди назывались администраторами. Впрочем, Вы и так это знаете...
Лариса
2010-01-18 23:54:55
Финику По новому штатному расписанию – 93 единицы: на художественного руководителя Молодёжной студии меньше (с ним было 94). В том числе артистов – 43 единицы, Молодёжная студия – 7 единиц, директор – 1 единица. Остальные единицы – в составе различных отделов (см. статью).
Финик
2010-01-18 19:27:10
А теперь что вы хотите, чтоб стало ясно, что ансамбль останется, а концертов не будет, т.к. сократили концертный отдел,или как он там назывался. Думаю, что нет - концерты, само собой будут. Организовывать кто-то другой будет. Вот интересно, а сколько народу числится в штате "небольшого ансамбля"?
Пнемпень
2010-01-18 18:15:52
Ага! У нас ведь своего мнения иметь нельзя, а то сразу запишут куда-нибудь.
Недоумевающая
2010-01-15 16:20:55
Читаю и недоумеваю. "Красиво уходить" "достоинство"! Это как другие, кого лично я могу назвать много? Это значит написать заявление по собственному желанию директора и проглотить гадость? Правильно что хоть кто-то имеет это самое достоинство и говорит о том что твориться. Юристы-машинисты-программисты-гардеробщики-помощники. Ау, это что за контора? Раньше были администраторы, ответственные за концерты и др. Было ясно: ансамбль для концертов. А теперь для чего? Лично я в статье склоку не вижу а в некоторых коментариях она так и прёт. Наверно это помощники директора за российскую культуру беспокоются?
Финик
2010-01-15 15:45:49
Состояние человека, уволенного по сокращению, понятно. Ничего приятного. Но все же, уходить, действительно нужно уметь красиво, с достоинством. А здесь здорово отдает склочкой, выставленной напоказ. И так много самовосхвалений! Некорректно так оценивать собственную работу, если вы так хороши, это обязательно сделают окружающие. Извините, но складывается впечатление, что беспокоит вас больше собственная судьба, чем российская культура и будущее "Кантеле", закрывать который вроде бы пока никто не собирается?
sokol
2010-01-15 09:00:21
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. "Согласно данным исследователей Института социологии РАН, 40 процентов наших соотечественников вообще не читают книг. Число российских семей, имеющих домашнюю библиотеку снизилось до минимальных значений. В последнее время люди предпочитают читать легкие досуговые издания. За два последних десятилетия выросло два поколения нечитающих граждан. Сущность общественно-политических публикаций прессы и телепередач понимают не более 14 процентов жителей нашей страны. Столь неутешительные выводы ученых были подтверждены исследованиями, проводимыми в рамках Международной программы оценки качества образования 15-летних подростков. У школьников выявлялись навыки чтения и применения полученной информации. Самые трудные задания оказались под силу лишь 1,7 процента юных россиян. Этот показатель примерно в шесть раз меньше, чем в 39 странах, где проводился аналогичный эксперимент, сообщает Newsland.ru". А МЫ С ВАМИ СПОРИМ О "КУЛЬТУРЕ"... НАВЕРНОЕ, САМОМУ ФАКТУ, ЧТО АНСАМБЛИ ВРОДЕ "КАНТЕЛЕ" ЕЩЕ ДО СИХ ПОР СУЩЕСТВУЮТ, НУЖНО УДИВЛЯТЬСЯ И НЕИМОВЕРНО РАДОВАТЬСЯ... КАК БЫ НЕ ПРИШЛОСЬ В СКОРОМ БУДУЩЕМ И ВООБЩЕ ДАВАТЬ КОНЦЕРТЫ ДЛЯ СТАДА "СВИНЕЙ".
Гость

Аналитика

18.10.2017 14:32
Обществоведение
В Соломенном неизвестные обокрали церковь Сретения Господня. Пропали золотые украшения, которые люди принесли к чудодейственной иконе Казанской Божией матери в благодарность за исцеление.
16.10.2017 09:18

Чтиво

16.10.2017 11:12
Личное мнение
Почему будущая президентская кампания вгоняет петрозаводскую интеллигенцию в депрессию и отчаяние.
12.10.2017 16:27

Опрос

Вы пойдете в кино на "Матильду"?