Чтиво. Личное мнение
19:54, 19 Января 2010

"Восприятие памятника рождается не в кабинетах"

Ирина Гришина, член Научно-экспертного совета по историко-культурному наследию при министерстве культуры РК, зам. директора НИИ историко-теоретических проблем народного зодчества ПетрГУ, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук:


Объединенное заседание архитектурно-градостроительного совета и научно-экспертного совета по культурному наследию Республики Карелия оставило у меня двойственное впечатление. С одной стороны не принято окончательного решения о судьбе обсуждаемых деревянных зданий. С другой стороны – каждая из двух противоборствующих сторон, которые несмотря на достаточно мирное течение заседания все-таки выявились, – ратующие за сохранение исторических зданий и сторонники более радикальных мер – остались с тем, с чем и пришли. «Охранители» (жаль, что от решительного принятия их стороны уклонились присутствующие на заседании представители Министерства культуры) будут бороться за присвоение зданиям статуса охраняемых объектов культурного наследия. А радикалы, как бы ни смягчали они свою точку зрения, будут продолжать проектирование, естественно, не учитывая охранный статус зданий, который вполне может у них появиться в самом ближайшем будущем. Ситуация неопределенности и выжидания затягивается, но все возрастающие со временем финансовые затраты инвестора будут усиливать весомость аргументов в пользу решительной расправы со зданиями 24 и 24а по пр. Ленина.

На заседании звучали высказывания, что обсуждаемые здания не имеют ценности и не имеют охранного статуса. Здесь не все правда. Не должно и не может быть так, чтобы принятый в 2002 году новый закон РФ об объектах культурного наследия разом отменял историческую ценность той или иной постройки. Обсуждаемые здания имели до 2002 года историко-культурную ценность, но немного ниже, чем тогдашние полноценные памятники, что предполагало сохранность только их внешнего облика. Просто надо было своевременно привести статус исторической застройки разного ранга в соответствие с требованиями нового закона, что например, было сделано в Петербурге. Сейчас эти и другие исторические постройки города были бы памятниками, говоря словами закона – с разным предметом охраны, то есть с разной степенью возможности их изменения и модернизации. И то, что эта работа не проведена – прямое упущение органов охраны памятников Республики Карелия, будем надеяться, что не умышленное.

Следует обратить внимание и на многократные высказывания, звучавшие на заседании, что проектные решения 1980-х гг. предполагали снос зданий 24 и 24а, что «охранители» взялись за дело только тогда, когда пришел инвестор с деньгами, чтобы ему непременно помешать. Надо обязательно учитывать, что в культуроохранном деле нет и не должно быть некогда раз и навсегда решенной, застывшей в своей неизменности ситуации. До XIX века вообще не было понятия памятника и культуроохранной деятельности, во второй половине XX века появилось понятие историко-архитектурная среда города как объект охраны. Сегодня каждая возведенная в Петрозаводске остросовременная постройка и каждая утрата исторического здания создают новые подвижки в соотношении между памятниками и непамятниками, которое стремится к некоему балансу, позволяющему Петрозаводску не потерять самоощущение исторического города. Это живой и неостановимый процесс, и надо понимать, что восприятие постройки как памятника, достойного сохранения, рождается не в кабинете специалистов, а в первую очередь в сознании горожан, что и показали события вокруг исторических зданий на проспекте Ленина.

Комментарии

Пнемпень
2010-02-02 16:08:48
Ну вы, блин, даете! Дело минстроя - сносить и строить, что он радостно и делает! Чем больше снесет, тем больше построит. Вот пусть культурные люди и скажут нам, чего мы не замечаем, какой великий памятник рядом стоит. Так ведь договориться ж не могут! А между прочим, автомобилисты в это самое время ездят по тауну и коптят людям в окна и разрушают ту самую ценную древесину своими выхлопами. Даешь пешеходную зону в центре города! Долой четырехколесных буржуев!
partner
2010-02-01 09:15:57
А тема сноса зданий на Ленина не закрыта! Восточная мудрость как всегда права: "Собака лает, а караван идет!" Официальный прессрелиз о планах по этому поводу http://stroitel.karelia.ru/news_folder.php?docId=3348&itemId=6102 Подтверждается отношение чиновников к общественному мнению как к мнению народа, которого никто не спрашивает!
Гоша
2010-01-23 18:37:51
Точно! Даешь петрозаводское метро! А павильон станции "Проспект Ленина" сделать из здания Правительства на Ленина, 19. Согласитесь, по архитектуре весьма и весьма))) Ну а огромную букву "М" на этом здании уже сейчас можно смело установить
corr
2010-01-23 15:32:19
Может, заодно и метро проложим?
partner
2010-01-23 13:25:28
То: проходимец Цитировать чужие мысли приятное занятие, если своих нет. В свое время проекты (project) Леонардо да Винчи и Жюля Верна назывались фантастикой. А сейчас многое реализовано - и подводные лодки бороздят просторы океана, и аквалангисты любуются подводными красотами, и даже пушку для полета в космос практически создали (http://www.membrana.ru/articles/technic/2010/01/20/185700.html). Проще снести все здания на проспекте Ленина от улицы Красной до улицы Горького, чтобы беспрепятственно двигался поток бензиновых и дизельных монстров, загрязняя все вокруг? Какую историю и будущую экологию вы собираетесь после себя оставить? Заасфальтированное поле? Я не предлагаю копать тоннель как под Ла-Маншем, а предлагаю убрать движение автотранспорта в подземный уровень (что легко сделать открытым способом - вспомните ремонт улицы Красноармейской несколько лет назад), предоставив наземную часть пешеходам и велосипедистам. Ничего нереального я не предлагаю. для Гоши А по стоимости - если не воровать при проектировании и строительстве, то даже наш скудный городской бюджет такое осилит.
Майский дождь
2010-01-23 02:18:18
Я тоже за подземные ходы под городом...Пусть чиновники скинуться, купят такую штуку http://addfun.ru/2009/08/10/mashina-dlja-rytja-podzemnykh-tunnelejj-4-foto.html и уйдут под землю вместе со своими джипами.
Проходимец
2010-01-21 09:58:22
To: partner. «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение». Нет нужды говорить, откуда цитата.
Проходимец
2010-01-21 09:54:59
Восприятие памятника, восприятие памятника. Вот и живём в деревне - в центре города унылые покосившиеся сараи, которые разным архитектурным фанатикам (особенно иногородним) кажутся шедеврами мировой архитектуры. Но ничего, весёлые застройщики без нас с вами решат с ними вопрос - дерево, оно ведь хорошо горит.
Гоша
2010-01-20 23:49:38
partner, мой комментарий касается только одной части Вашего, вот этой: "предлагаю обсудить альтернативный вариант реконструкции центральных улиц города в виде перемещения автомобильного движения в подземные тоннели, предоставив для пешеходов и велосипедистов всю центральную часть города. Тогда и ДТП с участием пешеходов будет значительно меньше!" Знаете, на реконструкцию жизненно важной для города транспортной артерии - Гоголевского путепровода - требуется порядка 1,5 миллиарда рублей. Есть проекты - нет денег, когда найдутся - неизвестно. Посчитайте, плиз, во что обойдется реализация Вашего предложения. Ребята, я понимаю, что классно быть романтиком и теоретиком - это помогает выжить самому. Но давайте иногда будем еще реалистами и прагматиками. Хоть ненадолго, на время обдумывания и написания комментария, если уж на то пошло...
partner
2010-01-20 22:13:20
Исторические здания сносить в угоду строительства офисов не вижу необходимости. Если собственник земельного участка хочет строить, то сначала должен получить согласие всех жителей города на такие действия, кардинально меняющие исторический облик центра города. Только после этого он может строить, а не наоборот (понятно что здания могут "случайно" сгореть - как уже было с детской поликлиникой и старым зданием филармонии). По теме рекомендую почитать еще этот материал: http://www.kauppatie.com/01-2010/11.pdf По поводу расширения проспекта Ленина - расширять дороги бесполезно. Изучите опыт Европы - в кварталах исторической застройки создаются пешеходные зоны. Поэтому предлагаю обсудить альтернативный вариант реконструкции центральных улиц города в виде перемещения автомобильного движения в подземные тоннели, предоставив для пешеходов и велосипедистов всю центральную часть города. Тогда и ДТП с участием пешеходов будет значительно меньше! Оставьте в покое исторические здания!
Гость
Выбор читателей

Чтиво

Сегодня 15:12
Без политики
В мэрии Петрозаводска поспорили о языческих символах на камнях, которыми хотят украсить парк "Ямка", и обсудили, чем пахнет в карельской столице.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?