Без боли быть не может

Чтиво. Личное мнение
13:36, 25 Января 2010
Загрузка...

Сергей Терентьев:


О скандале вокруг ликвидации труппы драматического театра и перспективах создания в Петрозаводске одного драматического театра.

Сергей Терентьев, медиа-художник, живописец, театральный художник. Член Союза художников России, член Международной Федерации художников при ЮНЕСКО. С 1986 по 1988 – главный художник Петрозаводского театра кукол, с 1994 по 2001 – главный художник Государственного молодёжного театра «Творческая мастерская». Художник-постановщик более 30 спектаклей. С 2002 года – арт-директор Центра культурных инициатив Республики Карелия.

– На днях ко мне подошли на улице и спросили «Ты за русскую драму? – ставь подпись». Я полемизировал с людьми и говорил, что я вообще-то за русскую драму, но то, как вы формулируете вопрос – это некорректно. Ведь получается, что определенное мнение в городе формируется вовсе не любовью к театральному искусству, и не пристрастием к конкретной театральной труппе. А просто так, на всякий случай из-за нелюбви к власти. У интеллигенции всегда есть недоверие к чиновникам. Что бы власть ни сказала – ей уже не верят, так – на всякий случай.

Меня трудно заподозрить, что я люблю власть, но есть ситуации, когда за этой всеобщей нелюбовью мы теряем рациональное зерно сути события. Сверху спустили – значит это уж точно плохо. Помните, как на Руси картошку сажали? С войсками. Народ не понимал, что это за дрянь такую привезли, – наверное, потравить тут всех хотят. А мы ели горох и будем есть до конца! Так вот ситуация, когда все – даже кто и в театре-то не был годами – вдруг раскричались, очень типична и, к сожалению, абсолютно непродуктивна с точки зрения здравых идей.

На самом деле с тем, что в республике назрело создание настоящего драматического театра, я думаю, согласятся все – в первую очередь люди, сами работающие в драматическом искусстве. И решение, которое принимается сегодня, опаздывает лет на двадцать. Именно поэтому сегодня всем так сложно. Но нужно же понимать, что в таком остро-нервном вопросе без боли быть не может.

Что у нас есть сейчас? Национальный театр… С его названием произошло, видимо, что-то странное, в моем понимании "национальный" – это не театр для финнов, молдаван, русских или карелов, Национальный – это государственный, с высоким уровнем, что–то типа главного «хранилища» достояния нации (а не отдельного этноса). Соответствует ли сегодня вывеска реальному положению дел? Да и нужно ли? Большой вопрос.. .

А что осталось от Театра русской драмы, который назывался так все эти годы? Давайте будем честными: могут ли эти актеры адекватно оценить свое нынешнее состояние? Не задаваясь целью ответить на вечное «кто виноват», давайте же, наконец, попытаемся понять реальное положение дел! Ведь нет ситуации, когда вот – вот задушат некую уникальную творческую инновацию! Есть то, с чем «театр 21 века», ну никак не построить.

С «Творческими мастерскими» меня связывает пятнадцать лет работы. В каких условиях театр существует? Спросите актеров – удобно ли им в «пенале»? Да и творчески – старый «ТМ» это, собственно, уже миф. Двадцать лет назад в него пришли хорошие актеры и хорошо играли. Вот и все. Кстати, эти актеры и сегодня выходят в спектаклях, и не им ли в сложившейся ситуации больше к лицу говорить о «традициях русской драмы»? Был ведь когда-то один театр, а потом состоялась некая «творческая драка» и люди разошлись в разные стороны. И нет смысла размахивать старыми флагами, с ними – только назад, в обратную сторону. Нужно уже, наверное, эту историю закрыть и создать ОДИН нормальный драматический театр.

А вот вопрос труппы не решится сразу. Нужно время и оно будет непростым, как процесс любого рождения. Сейчас у одних ощущение, что, вот, "нас" закрывают, а "эти" – цветут. И у других страдание: мы вот тут на чердаке работаем, и никогда уже ничего другого у нас не будет. Ну не получится, чтобы всем было хорошо. Невозможно так просто: всем ровным слоем раздали, размазали – и все счастливы. Так мы создадим не театр, а богадельню.

Весь город Петрозаводск можно поместить на Васильевском острове. А у нас – 5 театров! Да вы с ума сошли! Меня спрашивают: «У вас пять государственных театров? У вас город такой оказывается! А как у вас это все существует?» Ну, ясное дело – иностранцы, не понять им. Они говорят: «У вас и оркестр, и хор? В таком городе?! А у нас – только в Осло». Горжусь. Не говорить же им, что зарплата там три копейки. Такой малобюджетный хор и малобюджетный оркестр. Но ведь так и до малобюджетной игры недалеко...

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей