Чтиво. Личное мнение
14:47, 26 Февраля 2010
4
1
2

«Обвиняется свадьба»

Максим Берштейн, редактор газеты "Новости Костомукши":


Это название нашумевшего в 80-х художественного фильма может стать реальностью в Карелии.

- Все началось с того, что в Костомукше продали старейший в городе ресторан «Медведь» (в девичестве - кафе «Айно»). Владельцем приметного здания стала крупная сеть супермаркетов, и на святых для каждого костомукшанина полах, где мы истово отплясывали «Есаула» и «Хава нагила», теперь торгуют мясными полуфабрикатами. Поначалу народ не обратил на это внимания, но потом наступила пятница – браки в Костомукше заключаются только в это день, - и выяснилось, что ни в одном из оставшихся в городе кафе нельзя усадить за общий стол более 55 человек. Можно, конечно, утрамбовать народ, но в этом случае всем придется сидеть за разными столиками, а то и в разных комнатах. Таким образом, даже вполне среднюю свадьбу человек на 70 праздновать больше негде.

Голь на выдумку хитра, и народ по старой памяти потянулся в школьные столовые. Казалось бы, в выигрыше оказались все. Брачующиеся бесстрашно приглашали всех без разбора родных и близких, включая дядю Лёху из Апатит. Школы получили дополнительные средства на ремонт самих себя. Культурный уровень костомукшан взметнулся, как стяг, благодаря союзу «Ямахи» и гармошки. Да что там!.. Говорят, в местном профессиональном училище, в виду особой востребованности, даже собирались открыть отделение тамадовства (организация свадеб, юбилеев, поминок, плюс коммерческая группа служебного корпоратива)… Не судьба.

Как выяснилось, не всем пришлось по душе такое положение вещей. Некий бдительный горожанин написал возмущенное письмо в соответствующие органы с вопросом следующего содержания: мол, скажите, доколе бухать будут в школе?! Городское управление образования, присмотревшись к ситуации, со вздохом констатировало: бухают, подлецы… В результате директора школ получили официальные предупреждения о недопустимости нарушения действующего законодательства. В частности - Закона N 11-ФЗ от 7 марта 2005 года "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Согласно ст.3 этого документа, распития запрещены, в первую очередь, в детских, образовательных и медицинских организациях.

Многие начинания – и, к сожалению, не только благие, - распространились по республике из Костомукши. Изгнание свадеб из школьных столовых также может пополнить этот список. Если для Петрозаводска проблемы в этом нет никакой – там точек общепита с избытком, - то в районах это может стать серьезной проблемой.

Но закон есть закон. Он непроницаем и бездушен. Его не проймешь. И пусть в условиях кризиса школе дорог каждый лишний рубль, а зарабатывать школе особо нечем. Пусть собрать всех друзей и родных теперь можно разве что на улице, а значит, жениться можно только летом, и то, если милиция позволит. Пусть лучшие люди Костомукши - его тамады, - от нищеты уходят в КВН… Проиграли все – кроме, разве что, бдительного гражданина, при детальном рассмотрении оказавшегося владельцем одного из городских кафе (где, впрочем, тоже больше полусотни человек не усадишь). Да еще дяде Лёхе не придется тащиться за тридевять земель, чтобы хлопнуть тот же стакан, что и у себя в Апатитах.

Но постойте! Кто видел, чтобы на свадьбе пили пиво??? Тем более – «напитки, изготавливаемые на его основе»?.. В свое время мне пару раз приходилось употреблять самодеятельный коктейль «Сердце Бонивура», подробности которого я предусмотрительно унесу с собой в могилу. В его рецептуру таки входит пиво, но ни на одной свадьбе – а у меня только свидетелем пять ходок, - я ничего подобного не видел. Между тем в Законе список исчерпывается только двумя этими определениями.

Разбираться с этим казусом оставим законодателям и вернемся на грешную землю, на которой костомукшские школы остались без мощнейшего источника приработка. Мы тут кое с кем посоветовались, и вот к чему пришли.

Окончательное решение о том, пускать в школьную столовую свадебное сообщество или не пускать, принимает директор школы, никто ему указывать не может. Поскольку предоставление помещения – это оплачиваемая и облагаемая налогом услуга, между школой в лице директора и свадьбой в чьем-нибудь лице (обычно папа жениха или невесты) заключается официальный договор аренды. В нем имеет смысл отдельным пунктом пометить, что папа-арендатор предупрежден об ответственности за нарушение 11-го Закона. Даже прописать дословно: мол, знаю, что в школе запрещено потреблять пиво и напитки из него. Дело в том, что по закону ответственность за все, что будет твориться в арендуемом помещении, лежит не на его собственнике (школе), а на арендаторе. То есть если кто-то из гостей вдруг решит всех подставить и употребить, то протокол будет составлен на лицо, подписавшее договор со стороны молодых. (Сумму штрафа лучше уточнить у юристов, но, как мне кажется, она просто растворится в общих свадебных затратах). Так что виновата свадьба, а директор школы абсолютно не при чем.

Обращаю внимание читателей: я ни в коем случае не призываю нарушать закон. Я призываю его знать, и использовать так, чтобы всем было хорошо - за исключением, разве что хозяина одного из костомукшских кафе. Ну, как писал великий Чехов – «Не унывай, жандарм!».

Комментарии

Андрей Тюков
2010-03-04 20:53:29
Что есть свадьба, взятая как ритуал? Свадьба есть пережиток древних оргиастических культов богинь и богов плодородия. Свадьба - тонкий механизм, исторически сложившийся и отражающий, в форме ступки и пестика, народную мудрость. Свадебные ритуалы исполнены глубокого смысла. Свадебные персонажи рождены из самой сути сакрального знания, как Афродита-Киприда - из сакрального субстрата папы Зевса, и в качестве таковых могут рассматриваться как обязательные и священные. О ритуалах. На русской свадьбе бьют посуду. На еврейской - тоже, но - не бьют, а - давят ногой... рюмку, предварительно завернув в полотенце. И то, и другое суть разновидности ритуала, о содержании которого мы скажем чуть позже. О персонажах. Наряду с фигурами, скажем так, официальными, как-то: жених, невеста, свидетели, гости, тамада-боянист, - на cвадьбе в обязательном порядке присутствуют и фигуры, назовём их так, хтонические. С одной стороны, это жуир и бонвиван "дядя Лёха", с другой - его вечный антипод и сатана, "представитель педсовета" (ПП). Дядя Лёха и ПП образуют диалектическое единство. Их присутствие делает реальными все начинания молодых в плане семейного счастья и поездки в район Мёртвого моря. Об чём думает себе дядя Лёха? Как верно подметил себе классик, он думает об выпить хорошую рюмку водки, об дать кому-нибудь по морде, об показать свою небольшую коллекцию гравюр симпатичной даме в отдельном помещении. Об чём думает ПП? Прийти на вашу свадьбу и превратить её в поминки. Вода и камень. Лёд и пламень. На каком-то уровне постижения ПП и дядя Лёха временно теряют свои формообразующие различия, даже выступают как выразители вполне сходных идеологий. Дядя Лёха: "Раньше был романтизьм, была закуска". ПП: "Что плохого в том, что двое нашли друг друга в огромном мире, решили создать семью, а их друзья и родственники веселятся по этому поводу за обильным столом?". Но, по мере дальнейшего погружения в бытие, они снова расходятся и становятся теми, кем и были всегда: непримиримыми и бескомпромиссными идейными противниками. Ритуал свадебной драки, по-видимому, пришёл к нам из глубины веков. Сама живучесть обряда мордобития с кровопусканием наводит на мысль о заложенном в нём эзотерическом и глубоко законспирированном содержании. Не являясь специалистом в области эзотерики, рискну всё же предположить, что пролитая при этом кровь как бы ритуально замещает кровь дефлорации, ровно в той же степени, в какой упомянутое выше битьё посуды символизирует собственно дефлорацию. Какая там, к лешему, дефлорация в 21 веке по Р. Х. ! Когда современная невеста раздвигает свои горизонты познания ещё задолго до того, как соединит себя узами брака, и в ста случаях из 99 - раздвигает вовсе не для подателя сих уз. Когда оракул начисто перевирает непонятные ему тексты учёной пифии. А вниз по Дунаю идут корабли с мёртвыми представителями педсовета. Amen.
Продвинутый пенс
2010-03-02 20:45:25
Ну вот, мой экзальтированный друг Тюков, опять ты разошелся не по делу. Всё, что так волнует тебя, было раньше. Сейчас, уверен, никто не привяжет простыню к указке и не побежит с этим флагом по школьным этажам. Так почему, голубчик Тюков (хочу вернуть тебя к теме заданной автором дискуссии), не позволяется справлять свадьбу в школьном здании? Почему у школьников воспитывается отторжение к свадьбе?
Андрей Тюков
2010-03-02 20:05:17
ПП, если вы возьмёте труд прогуляться хотя бы по этой ссылке: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=96, то узнаете, что эротические элементы, обряды и обычаи - принадлежность не "собачьей свадьбы", а самой что ни на есть человеческой. Причём, "непристойные", на сегодняшний взгляд, ритуалы были присущи самым разным культурам. Многие из них бытуют и по сей день, в несколько видоизменённом виде, как меняются с течением времени и сами свадебные традиции. Наверное, в наши дни уже никто после первой брачной ночи не привязывает простыню, на которой спали молодые, к дуге и не ездит с этим "флагом" утраченной непорочности по селу. А лет сто назад бытовала такая традиция в сибирских деревнях, к примеру.
Продвинутый пенс
2010-03-02 19:23:18
То, что вы написали только что, Тюков, это про собачью свадьбу - там дворовые друзья собираются почтить вновь сформировавшуюся пару перед непотребством. А я - о свадьбе человеческой, о хорошем обычае, о привитии молодежи семейных ценностей. А когда руководство школы гонит свадьбу вон, да еще родительский комитет восстает против свадеб в школе, тем самым молодежи преподается урок: Свадьба это плохо. Не женитесь. Живите так. Случились - и разбежались. Свадьбам не место в приличном обществе.
Андрей Тюков
2010-03-02 13:40:04
>Тюков ничего против свадьбы в школьной столовке как раз-таки и не имеет< Не имею. Хоть на дереве играйте. Как у Кустурицы. :) Nik, >наш национальный девиз и кредо - "грех не беда, молва не хороша" У нас осуждаются не пороки, а то, что о них стало известно< - очень верно подмечено. Поэтому у нас выгоднее казаться, а не быть. Впрочем, как и везде, наверное. >Свадьба - это что? Непотребство какое, что его нельзя показывать? Ну если жених с невестой пойдут после празднества на диван в учительскую да дверь открытую оставят...< ПП, будет неплохо, если они и свидетеля со свидетельницей туда прихватят. Свадьба, это оно и есть: легализованное, ритуальное непотребство. Вы вспомните стародавние русские обычаи, вы просто краской зальётесь. Такие обряды, такие обычаи, что даже стыдно говорить. А песни, а прибаутки!!! Одним словом, культ плодородия. Дядя Лёха, не пей много, а то не сможешь. :)
Проходимец
2010-03-02 12:21:55
btw, да как у всех, те же. Всяко не проблема, как же получше потратить кучу денег, и куда толпу гостей рассадить.
Nik
2010-03-02 11:38:16
Продвинутый пенс, так ведь Тюков ничего против свадьбы в школьной столовке как раз-таки и не имеет?
Продвинутый пенс
2010-03-02 11:29:47
Свадьба - это здорово! И хороший пример молодежи. А то молодежь нынче жениться не хочет, в загс не идет, все "так" живут.
Продвинутый пенс
2010-03-02 11:13:40
Старый мой приятель Тюков ! Позвольте и мне присединиться к вашей застольной беседе. Свадьба - это что? Непотребство какое, что его нельзя показывать? Ну если жених с невестой пойдут после празденства на диван в учительскую да дверь открытую оставят... Что плохого в том, что двое нашли друг друга в огромном мире, решили создать семью, а их друзья и родственники веселятся по этому поводу за обильным столом? Небось если поминки в школьной столовой устраивать, так никто б ничего против не имел...
Nik
2010-03-02 09:33:00
Мне кажется, это от того, что наш национальный девиз и кредо - "грех не беда, молва не хороша" У нас осуждаются не пороки, а то, что о них стало известно. Отсюда двойные стандарты, махровое ханжество и лицемерие. Если наш народ разрешил себе чуть больше, гвалту было бы меньше. А то у нас стоит лишь заикнуться о какой-нибудь из свобод - и сразу базар. Гомосексуалисты ли нос высунут, о легких наркотиках ли речь зайдет, да что уж там, у нас вообще секса до сих пор нет. А есть у нас только праведное негодование по любому поводу. Андрей Иванович, наливайте!
Гость

Аналитика

23.01.2017 16:38
Капитал
Официальное подведение итогов акции "17 путевок" и вручение сертификатов победителям, открывшим вклад "Карельская жемчужина", состоялось 20 января в Филиале ПАО "ОФК Банк" в Петрозаводске.

Чтиво

19.01.2017 16:05
Личное мнение
Карельский журналист и блогер Николай Габалов о том, что общего у "Шерлока" со "Смертельным оружием". 

Опрос

Как вы поведете себя, если введут налог на сбор ягод и грибов?