Чтиво. Личное мнение
10:03, 09 Марта 2010

Не указать ли князю путь?

Вадим Штепа


Итак, в 90-летнюю годовщину Карельской трудовой коммуны (которая ныне именуется Республикой Карелия) ожидается установление памятника Александру Невскому возле собора Александра Невского на проспекте Александра Невского.

«Культ личности» возникает впечатляющий! Сродни классическому: «Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина». Но если от этого нагромождения питерцы уже вроде отвыкли, то петрозаводчанам, напротив, придется теперь привыкать к столь же концентрированному насаждению иного «великого имени». Поэтому имеет смысл провести его исторический «аудит» – по возможности, свободный от стереотипов официальной мифологии.

Первым делом можно заметить, что князь Александр Невский и первый питерский чекист Моисей Урицкий (в честь которого до 1999 года назывался этот проспект) имеют к Петрозаводску совершенно одинаковое отношение – ни тот, ни другой здесь никогда не был. А одним из главных принципов регионального брендинга, с помощью которого современные европейские регионы выстраивают свою культурную политику, является как раз обратное – там стараются называть улицы и ставить памятники преимущественно в честь местных уникальностей и знаменитостей. Именно так регионы и города обретают свое неповторимое лицо, действительно свое для местных жителей и привлекательное для туристов. Но увы, у нас, похоже, «особый путь» иного рода – что такое «свое», до сих пор решают не граждане тех или иных регионов, но то, что им назначит центральная власть…

Александр Невский, по существу, является одним из создателей российской государственной «матрицы» – враждебной к Европе и дружественной к азиатскому деспотизму. Неслучайно, что именно он победил в нашумевшем конкурсе «Имя России». Это имя оказалось вполне приемлемо и для царской власти, и для советской, и для нынешнего режима. Старшее поколение до сих пор воспринимает его сквозь призму пропагандистского фильма сталинской эпохи – а для «патриотического воспитания молодежи» снят новый экшн «Александр: Невская битва» (2008). Этот персонаж заведомо превращен в «икону». И ладно бы только церковью – здесь вопросов нет, верующие имеют полное право почитать его как своего «святого». Но дело в том, что этот сугубо мифологический образ ставится и в основание исторической науки!

А о реальной его истории нам известно немного – в основном ее приходится реконструировать по сторонним источникам. «Повесть о житии Александра Невского», которую относят к XIII веку, никто и никогда не видел в оригинале. До нас дошли лишь так называемые «летописные своды», написанные через сотни лет. Как сообщает словарь-справочник «Литература и культура Древней Руси», «Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII—XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным… На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась».

Скорее, здесь речь идет не о «переработке» – а именно о выработке краеугольного российского мифа. Для которого реальные исторические подробности зачастую даже неуместны. Как, например, то, что вольные граждане Новгородской республики на вече трижды изгоняли Александра (на летописном языке: «указывали путь чист») за пресмыкательство перед Ордой и попытки узурпации власти. Эти примеры новгородской демократии хорошо известны историкам – но вы их вряд ли найдете в школьных учебниках, всячески героизирующих «святого князя»…

Александра там принято называть «великим полководцем» – за победы над шведами в «Невской битве» и над Ливонским Орденом в «Ледовом побоище». Хотя реальный масштаб этих «великих сражений» никак не выходит за рамки локальных междоусобных конфликтов, которых в средневековую эпоху повсюду было неисчислимое множество. Достаточно указать, что якобы «разбитый» у Невы ярл Биргер затем стал правителем Швеции, основал Стокгольм и расширял торговый Ганзейский союз, куда, кстати, входил и Новгород.  

Кстати, любопытный вопрос связан и с происхождением самого прозвища «Невский». Официальная версия утверждает, что Александр получил его именно после этой битвы. Однако битва была в XIII веке, а это прозвище встречается в источниках лишь с XV-го. Поскольку часть потомков Александра также назывались «Невскими», некоторые историки делают вывод, что этому роду просто были отведены владения и угодья в этой местности. Иными словами и в иные времена это стало называться термином «смотрящие» – российская традиция глубока…

Другая битва Александра, которая особенно раскручена официальными историками, – это, конечно, «Ледовое побоище» на Чудском озере. Однако, как ни странно, в Ипатьевской летописи – одном из важнейших документальных источников по древнерусской истории – она даже не упоминается: «в лето сие не бысть ничтоже». Разве что в ливонской «Рифмованной хронике» сказано, что была какая-то стычка, где Орден потерял 20 «братьев». Но кого же играла гигантская рогатая массовка в фильме Эйзенштейна?..

Пропагандистски-мифологический характер этого фильма очевиден – как, впрочем, и всей этой антиевропейской версии истории. Они просто призваны «перевести стрелки» с главной войны, которая разворачивалась в ту эпоху, и участие в которой Александра нельзя назвать иначе, как предательством. Именно в те годы батыева Орда разорила Рязань и Киев, а двинувшись далее в Европу, дошла до Вены и Адриатики. Александр же, в отличие от других русских князей, предпочел не сопротивляться этому нашествию, но напротив – совершил нечто вообще неслыханное для европейских правителей. Он привез Батыю щедрую дань, чем заслужил от него статус приемного сына и получил ярлык на великое княжение. А также, по преданию, Батый подарил ему кнут – как символ власти над всеми землями Руси и приказ привести их в вассальную зависимость от Золотой Орды.

И «полицаем» Александр оказался успешным. Он натравил татаро-монгольскую рать на своего проевропейски настроенного брата Андрея, не преминул также донести ордынским хозяевам на «строптивого» князя Даниила Галицкого. Дружины Александра постоянно принимали участие в военных действиях ордынцев против непокорного населения древнерусских земель. Это фактически были карательные отряды, применявшие жесточайшие пытки, подвергавшие города тотальному разорению…

Понятно, что с точки зрения такой ордынской геополитики все западные соседи Руси, желавшие сохранить свою свободу, – Литва, шведы, ливонцы – рассматривались как враги. А обычные для той эпохи приграничные трения с ними раздувались пропагандистами до уровня чуть ли не мировых войн. Именно с тех пор русские, наследуя ордынцам, считают себя с Европой «разными цивилизациями» – и это главный итог правления Александра.

А за что же канонизировала его православная церковь? А все за то же – за покорность Орде. И это вовсе не парадокс: там церковь давно уже чувствовала себя вольготно, обладая придворным статусом и не платя никаких налогов. Только в обмен она должна была внушать населению, что, мол, всякая власть от бога…

Как полагают многие независимые историки (Игорь Данилевский, Юрий Афанасьев, Михаил Сокольский и др.), Александр Невский сыграл роковую роль в истории России, предопределив здесь на долгие века формирование деспотической централизованной власти, отсутствие региональной культурной самобытности и гражданского самоуправления. Что вполне проявляется и сегодня – и даже в Карелии. Вот, казалось бы, мелочь – но символическая: вместо уникального зимнего фестиваля «Гиперборея» в Петрозаводске теперь принято отмечать Масленицу – такую же, как и в сотнях других городов. Вместо исторических деревянных домов в центре власть собирается возвести стандартные стеклобетонные коробки – как и повсюду. Поэтому и появление памятника Александру Невскому (столь же стандартного) вполне закономерно…

Вместо обретения собственного лица мы все еще продолжаем жить чужой, имперской историей – достаточно взглянуть на большинство петрозаводских памятников и названий улиц. Как говорят, одной из стратегических отраслей для Карелии ныне объявлен туризм.

Но вот только будет ли туристам интересен регион, неотличимый от других «провинций»?

Комментарии

btw
2010-03-30 16:14:57
Князь-то очень даже причем. Думаю, Вадим Штепа легко мог бы это показать. Да из его статьи и так ясно. Усилиями Невского, а затем московских князей и императоров, как раз сформировалось такое государство, где религиозная нетерпимость на гос. уровне аж в 19 веке привела к разорению целой местности.
Андрей Тюков
2010-03-22 15:20:15
btw, Приведённый Вами список действительно впечатляет. Стыдно сознаться, но, исключая обязательного, по-видимому, Аввакума, ничего из перечисленного не читал. ((( Я только вот о чём подумал. Эти культурные успехи лежат, ведь, целиком и полностью в русле современной русской культуры, или я ошибаюсь? Аналогичные списки можно привести и для Киевско-Печерской лавры - крупного культурного центра Руси, однако, не имеющего ни малейшего отношения к расколу. И достижения монахов Лавры будут вполне сопоставимы с культурными успехами насельников Выгореции, к примеру. А главное, достигнуто-то всё - как в экономике, так и в культуре - не радикалами, а конформистами, вроде братьев Денисовых. Кто излишне увлекался эсхатологической стороной раскола, тот и "приял смерть огненную". А не писал (пахал, торговал, и пр.). Данилово поднялось на основе компромисса с "царством антихриста". Радикалы-"филипповцы", возможность такого компромисса отрицавшие, отделились и ушли на Умбу (где Филипп и ещё 70 человек сожглись в 1743 году). А лет через сто было разорено и цветущее Данилово: соглашательская политика не помогла, в русле борьбы государства и церкви с расколом все здешние скиты и пустыни были закрыты. После этого и стала выгорецкая округа "краем непуганых птиц", по выражению М. Пришвина. Впрочем, наш князь тут уж и вовсе ни при чём. :) Спасибо за реплику.
btw
2010-03-22 11:29:20
btw is acronym for By the way.
btw
2010-03-22 11:16:51
Андрей, в смысле не уверены в культурных успехах? А как же иконопись, медное литье, библиотечное дело, переписывание книг, литература наконец? Житие Аввакума, Поморские ответы, Виноград Российский, История об отцех и страдальцех Соловецких, Повесть Симеона Денисовича о сибирских страдальцех, История Выговской пустыни и др.
Скосморох
2010-03-19 19:41:01
Ну как можно присвоить? Запросто! Объявить этих людей исключительно достоянием своей церкви. Одновременно объявить схизматиками "хуже язычников" тех, кто продолжил соблюдать апостолький "чин" без нововведений. Ну и географический принцип тоже на руку. Патрик римлянином был. А уж крестил там Патрик кого или нет - это не заслуга одного человека, христиане в Ирландии еще в первом веке упоминаются в римских хрониках. Популярность праздника Патрика объяснима близостью весеннего равноденствия (я уж не знаю как у кельтов этот праздник назывался), но корни искать надо здесь. Сами судите, причем тут пиво и крещение? Попса, словом. Но брэнд раскрутили - не отнять))
Андрей Тюков
2010-03-19 17:23:02
btw, Я просто уточнил, что беспоповщина - одна из разновидностей старообрядчества, и выделять её в отдельное течение нецелесообразно. Только и всего. Вообще, эта тема лежит несколько в стороне от обсуждаемой здесь, и, наверное, не стоило мне упоминать "гари". Как и Вам, btw, - успехи, скажем, "даниловцев" в хозяйственной области (культурной - не уверен, всё-таки...). А кстати, извините за любопытство, и не поймите превратно: btw, это - black-to-white? :)
btw
2010-03-19 17:06:47
Скосморох, как можно святых присвоить? :) И что, есть какие-то сомнения в главном, что Патрик крестил ирландцев? Почему они не могут его почитать больше чем другие народы? :) Андрей Тюков, а больше вам ничего не вспоминается при упоминании старообрядчества, кроме самосожжений? Плохо таки :) У них были довольно продвинутое хозяйство и культура, они торговлей занимались, заодно распространялась их вера по России.
Скосморох
2010-03-19 01:06:44
Народ должен помнить и чтить СВОИХ героев,а не заморских. К слову, Патрик - православный святой, так как на момент его жизни (тоже кстати, легендарной, все сведения о нем основаны либо на патерике-житии либо на фольклоре)христианская Церковь была неделимой и до католического раскола оставалось несколько веков. Запад попросту присвоил себе целые сонмы святых, воссиявших до разделения церквей. И они теперь, конечно же не вызывают сомнений в прямом отношении к Петрозаводску.
Андрей Тюков
2010-03-18 18:23:30
>К слову, в Карелии был крупнейший центр старообрядческого православия и беспоповщины< Беспоповщина - это одна из двух основных разновидностей старообрядчества, наиболее радикальная как по своим взглядам, так и по формам протеста. Широко известны массовые самосожжения раскольников, так называемые "гари". Только во второй половине 17-го века на территории тогдашней Олонецкой губернии "огнём сожглись" около 20 тысяч человек! Кстати, последняя известная "гарь" произошла в 1860 году: 15 человек сожглись в Каргопольском уезде. Совсем недавно, по историческим меркам.
btw
2010-03-18 17:38:25
Скосморох, этот бренд - международный :) но каждый может обыграть его по-своему. Тут нет противоречия. К слову, в Карелии был крупнейший центр старообрядческого православия и беспоповщины! А накануне вот был день Святого Патрика. Ну и что с того, что Патрик проповедовал христианство, за что его пытались убить ирландские друиды? Патрик стал национальным святым, а праздник даже стал из ирландского международным.
Гость

Аналитика

Сегодня 11:31
Политкухня
Политолог Олег Реут о том, почему наблюдатели за выборами объединяются на непартийной основе.

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?