Чтиво. Частная жизнь
15:20, 14 Апреля 2010
4
1
2

Колонны падать не хотели

Музыкальный театр Карелии столкнулся с массой трудностей, представляя свой спектакль "Ромео и Джульетта" на фестивале национальной театральной премии "Золотая маска" в Москве.

Спектакль "Ромео и Джульетта"
Спектакль "Ромео и Джульетта"


16 апреля в Белокаменной состоится церемония вручения премии "Золотая маска-2010". Этот день, когда станет известно, кого из номинантов жюри национальной театральной премии сочтет достойным престижной награды, с нетерпением ждет коллектив Музыкального театра. На прошлой неделе карельский театр показал балет Кирилла Симонова "Ромео и Джульетта", выдвинутый на "Золотую маску" сразу в четырех номинациях, на сцене Центрального Академического Театра Российской Армии. Новая сцена, ее оборудование, особенности зрительного зала – все это заставляло карельских артистов вносить творческие коррективы в постановку уже на месте. "Я не могу сказать, что Москва увидела другой спектакль, – сказала директор Музыкального театра Елена Ларионова. – Но то, что эта постановка в новом сценическом пространстве приобрела какой-то новый, особый воздух, – вне сомнения. И трудностей с этим конкурсным показом у нас хватало".

Для Елены Ларионовой это уже третий поход за "Золотой маской". Как директор Театра кукол, она участвовала в фестивале главной театральной премии страны со спектаклями "Золоченые лбы" и "Собачья сказка". Это большая редкость в мире искусства: далеко не каждому театральному руководителю удается представить свой коллектив в конкурсной программе престижного фестиваля, отбор «Золотой маски» очень строг и профессионален . Нынешний выезд в Москву оказался самым трудным и непредсказуемым. Только для того, чтобы "доставить" балет "Ромео и Джульетта", одну из самых масштабных постановок театра со 150 артистами, музыкантами, монтировщиками сцены, гримерами и костюмерами, в столицу нашей родины, понадобились три вагона. Их выделило театру руководство ОАО "Российские железные дороги»: дополнительные вагоны присоединили к поезду "Петрозаводск – Москва". Само же участие коллектива в фестивале, требующее немалых финансовых затрат, стало возможным благодаря поддержке меценатов и друзей театра. "За то короткое время, которое работает наш театр после ремонта, мы уже завоевали своего зрителя, – сказала Елена Ларионова. – Собираясь на "Золотую маску", мы почувствовали его поддержку и участие. И благодаря помощи меценатов театру практически не пришлось тратить на поездку бюджетных средств".

Найти площадку в Москве для конкурсного показа "Ромео и Джульетты" организаторам "Золотой маски" было непросто. Для постановки с масштабной сценографией (движущиеся колонны, лестницы, емкости для воды) нужна была большая сцена. Но основное здание Большого театра на ремонте, а новая сцена этого театра не может использоваться дирекцией фестиваля так, как хотелось бы. В Музыкальный театр Станиславского наш балет не попал по техническим и временным причинам. В результате "Золотая маска" смогла предложить номинанту из Карелии площадку Театра Российской Армии.


"Кто смотрит по Первому каналу КВН, тот представляет, каков из себя зал этого театра, – рассказала Елена Ларионова. – Он огромный! Там сцена минимум в два раза больше нашей. При этом это сценическое пространство очень давно не переживало никаких ремонтов".

За трое бессонных суток создателям балета, артистам и постановочной части пришлось сначала перестраивать сцену, решая сложные технические проблемы, а затем "обживать" эту площадку. Например, тот свет, который существует в Театре Российской Армии, не позволял сделать и десятой доли того, что требовалось для спектакля. Колонны, которые по задумке режиссера, должны были падать, этого делать не хотели. Пришлось управлять каждой из них лебедкой, рассчитав траекторию падения. Освещение площадки было переведено на цифровое оборудование – его специально привезла для показа «Ромео и Джульетты» компания «Арт-Медиа», которая готовит самые крупные театрализованные шоу, например "Евровидение" в Москве. Художнику спектакля Эмилю Капелюшу пришлось вносить существенные изменения в сценографию, а художнику по свету Александру Мустонену придумывать практически новую световую партитуру. Работы хватило всем.

"Мы были приятно удивлены тем, с каким теплом коллектив Театра Российской Армии к нам отнесся, – поделилась Елена Ларионова. – Все работники, начиная от руководства театра и заканчивая рядовыми осветителями и монтировщиками, всегда откликались на наши просьбы и старались помочь. Если нужно было находиться на площадке сутки без сна, значит, они были вместе с нами. Корпоративная культура, театральное братство в полной мере было проявлено. За что отдельное спасибо этому театру и его руководителю, который и не предполагал, что на его сцене можно показать такой масштабный современный спектакль".

По словам директора Музыкального театра, артисты балета, которым пришлось перестроиться под новую большую сцену, справились со своим волнением и выступили перед московской публикой, продемонстрировав высочайший профессионализм. Оркестр же столкнулся с серьезнейшими и как поначалу казалось неразрешимыми сложностями площадки Театра Российской Армии. Оркестровая яма в театре есть, но она не использовалась по назначению в течение десятилетий. Видимо, даже когда она проектировалась, не предполагалось, что на этой сцене будут идти музыкальные спектакли. В данной оркестровой яме было сложно рассадить музыкантов так, как положено: некоторые оркестранты просто не видели дирижера. Но исполнять сложную музыку Прокофьева на спектакле пришлось. Оркестр обеспечил качественное звучание настолько, насколько это было возможным в этой ситуации.

"Несмотря на все трудности, наш спектакль стал событием, – сказала директор Музыкального театра. – Большая часть зрителей приняла балет безоговорочно, долго не отпуская ребят со сцены. Ну, а то, что в прессе появились весьма неоднозначные отклики о спектакле Кирилла Симонова, так это нормально. Спектакль задел за живое, а это уже говорит о чем-то. Хуже, когда все молчат. А Симонов – яркая, творческая индивидуальность, постановки которого "живут" в репертуарах Большого и Мариинского театров. Коллеги по цеху относятся к нему, самому молодому хореографу, по-разному. Наверно, когда ему будет лет 70, как Эйфману, и никому в голову не придет оспаривать ту хореографию, которую он использует, тот рисунок танца, которым он мыслит".

В то время, когда в Москве назовут победителей "Золотой маски-2010", "Ромео и Джульетту" будут давать на петрозаводской сцене. Станет ли спектакль победителем хоть в одной из четырех номинаций, в театре не загадывают. Главное, что балет попал в афишу "Золотой маски" – в обойму. И будущее у этой постановки есть.

Наталья Витива

Комментарии

Андрей Тюков
2010-04-20 17:55:38
А парень-то - милый какой... Кроме шуток: http://petrozavodsk.rfn.ru/rnews.html?id=1476859
Гоша
2010-04-20 15:13:36
Не могу не прокомментировать вот этот пассаж: "Лучше талантливого хореографа бы для театра поискали, раз уж решили у нас высокое искусство балета развивать." Неужто непонятно, что само попадание сразу в 4 номинации "Золотой маски" - уже супердостижение? Неужели комментаторы, пытаясь что-то анализировать и оценивать талант Симонова, не удосужились узнать, как, каким образом он появился в нашем Музтеатре, где ставил спектакли до этого? Столичные критики... Да они ничуть не хуже и не лучше провинциальных. Везде вкусовщина господствует.
Андрей Тюков
2010-04-19 17:50:01
Valentine, а по-Вашему, это не снобизм разве? Как тогда это называется? И потом, что же получается: вся рота идёт, чёрт бы её побрал, не в ногу, и только поручик Варнава идёт в ногу? Разве Варнава танцует не симоновскую хореографию? Симонов, кстати, получил "Золотую маску" за спектакль "Золушка", который поставил в Новосибирске в 2007 году. Как прокомментировали тогда этот факт столичные критики?
Valentine
2010-04-19 17:34:42
Интересно, почему ж столичные критики так именно на Симонова накинулись и решили поупражнятся в "снобизме", как вы пишете, именно на нем, тогда как ко многим другим спектаклям провинциальных театров были вполне благосклонны? И почему столь единодушное неприятие? Я, например, в целом о спектакле не нашла ни одного положительного отклика... Что, прям все столичные рецензенты поверхностные снобы, которым невдомек разгадать гениальный замысел постановщика из глубинки? Смешно, право слово... И это при том, что критики опять же единодушно отметили бесспорное мастерство и талант Варнавы - почему-то по отношению к нему никто ерничать не стал... Хватит уже оскобленных провинциалов из себя строить. Лучше талантливого хореографа бы для театра поискали, раз уж решили у нас высокое искусство балета развивать.
Андрей Тюков
2010-04-19 13:38:41
"Сгорать со стыда"? Вода, дерево, земля в спектакле вроде бы присутствуют. Но есть ли там огонь? "Столичные критики" (я читал рецензии в "Коммерсанте" и в "Новых Известиях") смело уподобились одной из трёх перечисленных мною стихий. Такой поверхностный разбор и в "провинции" нечасто можно встретить. Никто даже не задался целью: понять замысел К. Симонова, разгадать загадку всех этих шарад, как-то: стирка белья на берегу - вместо сцены на площади, ведро с песком - вместо яда... или убиение о древо... м-да, со вкусом тут, конечно... своя своих не познаша, господа столичные критики? Но ведь должен быть какой-то смысл в этом круговороте элементов! Не зря же он круговоротится целых три часа. Нет, мы лучше блеснём привычным остроумием. Одни заголовки "критических" статей говорят сами за себя: "Перестирывая Шекспира", "Шекспира зарыли и замочили"... В последнем случае критик так веселился, наверное, что даже не заметил нелогичность собственного bon mot: уж, наверное, вначале "замочили", а "зарыли" потом... Не хочу останавливаться и на пресловутом "масковскам" снобизме: "Для Музтеатра Республики Карелия это, наверное, подвиг: оригинальный трехактный спектакль" ("КоммерсантЪ") - каково?! Так что, "сгорать со стыда" должен не Кирилл Симонов. Для справки: не театрал, Симонову не родня, в Музтеатре не трудоустроен. Это - во избежание неверных трактовок моего выступления pro. Да, и ещё: к экспериментам по "модернизации" классики относился и отношусь с большим недоверием. Шекспир!!! У-у!!! :)
Graf
2010-04-19 12:30:18
Valentine: zhalko, chtov statje pro eto ni slova esli eto tak.
Valentine
2010-04-19 10:50:34
Варнава, конечно, молодец, но в целом столичные критики разнесли спектакль в пух и прах, живого места не оставили... Я бы на месте Симонова и директора театра после таких рецензий сгорела со стыда. Самое главное, что московская пресса полностью права.
Андрей Тюков
2010-04-18 15:30:15
Присоединяюсь к поздравлениям! Парню - 21 годик всего-то, и уже - лучший Меркуцио России. :) Что же дальше будет? :))) Думаю, добрую жменю лавровых листьев из венка следовало бы по справедливости передать и хореографу, Кириллу Симонову. Да и весь коллектив заслужил и "ура", и лифчики в воздух. Не так она печальна оказалась на поверку, эта повесть... :) ГТРК уже показала интервью с Вл. Варнавой. Cюжет Татьяны Чаплыгиной: http://petrozavodsk.rfn.ru/rnews.html?id=1476761
Скосморох
2010-04-16 23:23:33
Мои поздравления Владимиру Варнаве - "Золотая маска" за лучшую мужскую роль в балете! Заслужил, чего там
Graf
2010-04-15 13:44:32
Bla-bla-bla. Budem ocenivat' rezul'tat
Гость
Выбор читателей

Аналитика

16.01.2017 11:35
Обществоведение
Адвокаты, представляющие интересы родителей утонувших на Сямозере детей, намерены выяснить, почему дала сбой система "112".

Чтиво

12.01.2017 11:02
Частная жизнь
Реакция соцсетей на сюжет федерального телеканала "Россия-24", в котором были показаны фотографии дочери, ставшие причиной ареста правозащитника Юрия Дмитриева за "детское порно".

Опрос

Что делать с санкционными продуктами?