Колонны падать не хотели

Чтиво. Частная жизнь
15:20, 14 Апреля 2010
Загрузка...

Музыкальный театр Карелии столкнулся с массой трудностей, представляя свой спектакль "Ромео и Джульетта" на фестивале национальной театральной премии "Золотая маска" в Москве.

Спектакль "Ромео и Джульетта"
Спектакль "Ромео и Джульетта"


16 апреля в Белокаменной состоится церемония вручения премии "Золотая маска-2010". Этот день, когда станет известно, кого из номинантов жюри национальной театральной премии сочтет достойным престижной награды, с нетерпением ждет коллектив Музыкального театра. На прошлой неделе карельский театр показал балет Кирилла Симонова "Ромео и Джульетта", выдвинутый на "Золотую маску" сразу в четырех номинациях, на сцене Центрального Академического Театра Российской Армии. Новая сцена, ее оборудование, особенности зрительного зала – все это заставляло карельских артистов вносить творческие коррективы в постановку уже на месте. "Я не могу сказать, что Москва увидела другой спектакль, – сказала директор Музыкального театра Елена Ларионова. – Но то, что эта постановка в новом сценическом пространстве приобрела какой-то новый, особый воздух, – вне сомнения. И трудностей с этим конкурсным показом у нас хватало".

Для Елены Ларионовой это уже третий поход за "Золотой маской". Как директор Театра кукол, она участвовала в фестивале главной театральной премии страны со спектаклями "Золоченые лбы" и "Собачья сказка". Это большая редкость в мире искусства: далеко не каждому театральному руководителю удается представить свой коллектив в конкурсной программе престижного фестиваля, отбор «Золотой маски» очень строг и профессионален . Нынешний выезд в Москву оказался самым трудным и непредсказуемым. Только для того, чтобы "доставить" балет "Ромео и Джульетта", одну из самых масштабных постановок театра со 150 артистами, музыкантами, монтировщиками сцены, гримерами и костюмерами, в столицу нашей родины, понадобились три вагона. Их выделило театру руководство ОАО "Российские железные дороги»: дополнительные вагоны присоединили к поезду "Петрозаводск – Москва". Само же участие коллектива в фестивале, требующее немалых финансовых затрат, стало возможным благодаря поддержке меценатов и друзей театра. "За то короткое время, которое работает наш театр после ремонта, мы уже завоевали своего зрителя, – сказала Елена Ларионова. – Собираясь на "Золотую маску", мы почувствовали его поддержку и участие. И благодаря помощи меценатов театру практически не пришлось тратить на поездку бюджетных средств".

Найти площадку в Москве для конкурсного показа "Ромео и Джульетты" организаторам "Золотой маски" было непросто. Для постановки с масштабной сценографией (движущиеся колонны, лестницы, емкости для воды) нужна была большая сцена. Но основное здание Большого театра на ремонте, а новая сцена этого театра не может использоваться дирекцией фестиваля так, как хотелось бы. В Музыкальный театр Станиславского наш балет не попал по техническим и временным причинам. В результате "Золотая маска" смогла предложить номинанту из Карелии площадку Театра Российской Армии.


"Кто смотрит по Первому каналу КВН, тот представляет, каков из себя зал этого театра, – рассказала Елена Ларионова. – Он огромный! Там сцена минимум в два раза больше нашей. При этом это сценическое пространство очень давно не переживало никаких ремонтов".

За трое бессонных суток создателям балета, артистам и постановочной части пришлось сначала перестраивать сцену, решая сложные технические проблемы, а затем "обживать" эту площадку. Например, тот свет, который существует в Театре Российской Армии, не позволял сделать и десятой доли того, что требовалось для спектакля. Колонны, которые по задумке режиссера, должны были падать, этого делать не хотели. Пришлось управлять каждой из них лебедкой, рассчитав траекторию падения. Освещение площадки было переведено на цифровое оборудование – его специально привезла для показа «Ромео и Джульетты» компания «Арт-Медиа», которая готовит самые крупные театрализованные шоу, например "Евровидение" в Москве. Художнику спектакля Эмилю Капелюшу пришлось вносить существенные изменения в сценографию, а художнику по свету Александру Мустонену придумывать практически новую световую партитуру. Работы хватило всем.

"Мы были приятно удивлены тем, с каким теплом коллектив Театра Российской Армии к нам отнесся, – поделилась Елена Ларионова. – Все работники, начиная от руководства театра и заканчивая рядовыми осветителями и монтировщиками, всегда откликались на наши просьбы и старались помочь. Если нужно было находиться на площадке сутки без сна, значит, они были вместе с нами. Корпоративная культура, театральное братство в полной мере было проявлено. За что отдельное спасибо этому театру и его руководителю, который и не предполагал, что на его сцене можно показать такой масштабный современный спектакль".

По словам директора Музыкального театра, артисты балета, которым пришлось перестроиться под новую большую сцену, справились со своим волнением и выступили перед московской публикой, продемонстрировав высочайший профессионализм. Оркестр же столкнулся с серьезнейшими и как поначалу казалось неразрешимыми сложностями площадки Театра Российской Армии. Оркестровая яма в театре есть, но она не использовалась по назначению в течение десятилетий. Видимо, даже когда она проектировалась, не предполагалось, что на этой сцене будут идти музыкальные спектакли. В данной оркестровой яме было сложно рассадить музыкантов так, как положено: некоторые оркестранты просто не видели дирижера. Но исполнять сложную музыку Прокофьева на спектакле пришлось. Оркестр обеспечил качественное звучание настолько, насколько это было возможным в этой ситуации.

"Несмотря на все трудности, наш спектакль стал событием, – сказала директор Музыкального театра. – Большая часть зрителей приняла балет безоговорочно, долго не отпуская ребят со сцены. Ну, а то, что в прессе появились весьма неоднозначные отклики о спектакле Кирилла Симонова, так это нормально. Спектакль задел за живое, а это уже говорит о чем-то. Хуже, когда все молчат. А Симонов – яркая, творческая индивидуальность, постановки которого "живут" в репертуарах Большого и Мариинского театров. Коллеги по цеху относятся к нему, самому молодому хореографу, по-разному. Наверно, когда ему будет лет 70, как Эйфману, и никому в голову не придет оспаривать ту хореографию, которую он использует, тот рисунок танца, которым он мыслит".

В то время, когда в Москве назовут победителей "Золотой маски-2010", "Ромео и Джульетту" будут давать на петрозаводской сцене. Станет ли спектакль победителем хоть в одной из четырех номинаций, в театре не загадывают. Главное, что балет попал в афишу "Золотой маски" – в обойму. И будущее у этой постановки есть.

Наталья Витива

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей