Чтиво. Личное мнение
12:17, 09 Июня 2010
4
1
2

Что празднуем?

Григорий Салтуп, прозаик, скульптор, искусствовед

 

Губернаторские «идеологи» из отставных комсомольских функционеров придумали «90-летний юбилей Республики Карелия». Выхватили из тысячелетней истории нашего края один факт, причем, факт весьма сомнительный с точки зрения нормального развития общества, - когда полторы тысячи разбитых в Финляндии политических авантюристов были вынуждены бежать в СССР и на время осесть в Петрозаводске, в ожидании «Мировой Революции». 

«90 лет Карелии», на мой взгляд, - дутыш, фальшивка и дешевая демагогическая трепотня. И потому я прошу вас, земляки, задуматься над несколькими вопросами:

1. Является ли нынешнее госустройство в Карелии настоящей «Республикой»?

2. Была ли когда-нибудь «Республиканская форма правления» на территории, ныне обзываемой «Республика Карелия»? И когда она появилась?

3. Что дала коренному населению Карелии «Карельская Трудовая Коммуна» в 20-е годы и советская власть за 80 лет?

4. Зачем Катанандову и его команде нужна политика государственной русофобии?

До большевистского переворота в Петрограде и в Москве карельское, вепсское и русское население Олонецкой губернии жили мирно, западные районы занимали карелы (16,3 %) и вепсы (4,4%), Заонежский полуостров и Петрозаводск - русские (78,2%). Это данные на 1 января 1913 года. Плотность населения была небольшая, и потому земельных споров между крестьянами не было. Однако, после поражения большевистской революции в Финляндии, почти две тысячи финских социал-демократов, участников восстания, было перемещено московскими коммунистическими властями в Олонецкую губернию. Они рассчитывали, что финский пролетариат снова выступит против своей законной власти, и тогда ему понадобятся руководители.

Расчет был на Мировую Революцию, Отто Куусинен мыслил себя «прокуратором» всей Скандинавии. «Опытные бойцы Революции» засиделись в Петрозаводске «в девках», без власти, и потребовали себе часть Олонецкой губернии с карельским и вепсским населением. Традиция древняя: «Разделяй и Властвуй!»

Олонецкую губернию большевики разделили: карелы, вепсы и вновь прибывшие финны образовали «Карельскую Трудовую Коммуну», а русские остались в Олонецкой губернии. Но не надолго, через два года, в 1922, Олонецкую губернию окончательно уничтожили, как административную единицу, а русское население передали под власть неудачливых финских революционеров. И что здесь можно праздновать?

Олонецкая губерния существовала с 1801 года, до неё эта территория была приписана к губернии «Санкт-Петербургской и Ингерманландской», а до Императора Петра Первого, наш край по старинке считался «Заонежьем», «Обонежской пятиной земель Великого Новгорода» и известен по летописям свыше 1000 лет.

Крестьянский мир жил несколько веков в допетровскую и до коммунистическую эпоху по древним обычаям новгородской «Республики», - «общего дела». Олонецкий староста, назначаемый Москвой, сидел в Олонце, в деревянной крепости с небольшим отрядом стрельцов, и исполнял, в основном, таможенную и пограничную службу. На местах, в уездах, власть была в руках выборных от крестьянского мира. Здесь никогда не было крепостного права, крестьяне были черносошными (государственными) платили налоги и были лично свободными. Вот о них В.И.Ленин и говорил: «Мы никогда не добьемся целей Мировой Революции, пока не уничтожим казачество и северное крестьянство, которое исторически были свободными и крепостного права не знали!»

Знаменитый многоглавый Кижский погост был построен «общим радением», на средства и совместным трудом простых крестьян Кижской волости. Епархиальные власти и столичное начальство никак не участвовало в его сооружении. Только лично свободные люди могли так величественно представлять Божественную гармонию мироздания…
В тридцатые годы США и Канаду поразил экономический кризис, и наслушавшись коминтерновских агитаторов, к нам переехало еще несколько тысяч финских эмигрантов. Создалось химерическое государственное образование (химера - чудище с головой льва, туловищем козла и хвостом дракона), когда основное местное население (русские и карельские крестьяне) были отстранены от власти и самоуправления, а руководить ими стали эмигранты-революционеры. Государственными языками были приняты финский и русский языки. В учебных заведениях для русских ввели обязательное изучение финского языка, а карельский язык был признан «неправильным», самих карел назвали «народностью не имеющей своей письменности», и их тоже заставляли переучивать язык родителей и общаться на финском языке. Впоследствии, в дискриминации карельского языка стали обвинять русских.

Большевистская коллективизация в 30-е годы по сути уничтожила свободное крестьянство на Русском Севере. Во всем СССР прошла «рефеодализация», вторичное закрепощение крестьян к земле в виде колхозов. Только собственником, хозяином, который имеет все права на волю и свободы новых крепостных, стало выступать Государство. Колхоз - это форма государственного крепостничества. Паспорта (а значит право выбирать место жительства) стали выдавать колхозникам только в начале 60-х годов, и тогда северные деревни почти обезлюдили. Сравните, как самодостаточно и сыто жили люди в русском Заонежье в 18-19веках, (музей «Кижи»), какие двухэтажные дома себе вольные крестьяне могли строить, и что получилось при большевиках.

Процесс «рефеодализации» не исключительный для российской истории.

Любая попытка революционным путем изменить или ускорить развитие общества, ведет к тому, что в своем развитии общество откатывается назад, на полторы-две сотни лет в прошлое. Процессы рефеодализации происходили и в Европе после буржуазно-демократических революций 17-18 вв. Однако в России (СССР) рефеодализация была замаскирована и усугублена коммунистической идеологией. Часть населения России была уничтожена политикой «расказачивания и раскулачивания» и выслано на Север, часть загнали по лагерям на «стройки коммунизма», часть закрепостили к земле в колхозах и совхозах, а свободу выбирать место жизни и работы для остального населения была ограничена коммунистическим Государством. С помощью системы «прописки в паспорте».

Тяжелые зимы и скудные почвы не давали населению Олонецкой губернии возможности снабжать себя хлебом. Но личная свобода воспитала из северного крестьянства людей предпреимчивых, мастеровитых, добычливых. В 15-17 веках соляные варницы на Белом море, добыча пушнины, морского зверя, сканного жемчуга, слюдяные ломки («мусковит» который в тот период заменял стекло), работы в строительных артелях на «отхожем промысле» приносили жителям Олонецкой губернии достаток. В 19 веке была пословица: «В Заонежье нищим подают не хлеб, а пироги».

Кстати, российская традиция к старости «ходить по монастырям», замаливать былые грехи, была чем-то сродни нынешнему «культурному туризму». Хождение по монастырям приносило жителям Карелии дополнительный доход. Соловки, Валаам, десятки более мелких монастырей привлекали к себе ежегодно тысячи верующих. Олонецкие крестьяне на лодках перевозили паломников через Онежское и Ладожское озера, предоставляли им места для ночлега, снабжали их продуктами питания. Чем не заработок на туризме? Санкт-Петербург в 18-19 веке возводился трудом «новгородских рубленников», в том числе и артельщиками из Заонежья.

Межэтнических конфликтов в Олонецкой губернии не было отмечено на протяжении многих столетий. Русское, карельское и вепсское население жило в своих компактных зонах, часты были межэтнические браки, для царской администрации все были одинаково равны, одни этносы не получали привилегий и власти (по сравнению с коренным населением) за то, что они «более европейские народы». Финнов, а потом ингерманландцев, попавших к нам в 50-е годы, Власти рассматривали, как руководящий этнос в ходе будущей Мировой революции, и потому снабжали их значительно лучше, чем коренные народы.

Несколько фактов: тиражи финских журналов «Karelia» и «Kipina» почти целиком идут в мусорную корзину, читателей для них не осталось, но их авторы получают гонорары, и полиграфическая база выше. Во всех бывших автономных республиках СССР, в 80-е годы создавались детские журналы, причем везде (кроме КАССР) журналы выходили на двух языках - русском и местном, национальном. В Татарстане, Бурятии, Якутии, Мордовии - везде журналы двуязычные, два параллельных тиража, только в Карелии он печатается на финском языке, а карельские и русские дети лишены своего журнала. На ГТРК «Карелия» уничтожены все литературно-художественные редакции на русском языке, кроме отдела новостей. Финские программы смотрят сами редакторы и студенты финно-угорского факультета ПетрГУ, других зрителей единицы. При мэре Катанандове молодым финским актерам, студийцам Финского театра разом выделили 8 квартир, они в них прописались, продали и уехали на историческую родину. Русским писателям не давали жилья лет 20. Прекрасный сказочник Василий Фирсов мыкается по съемным углам и мастерским приятелей-художников. Нашим потомкам будет стыдно за нынешнюю власть за такое отношение к талантливым писателям. Конфликт между театрами у всех на памяти…

Итак, подведем короткий итог короткому историческому обзору:

1. Является ли нынешнее госустройство в Карелии настоящей «Республикой»? - Нет! Не является, мы свою власть не выбираем, нам её назначают чиновники из Москвы или из Петрозаводска, и потому это не Республика.

2. Была ли когда-нибудь «Республиканская форма правления» на территории, ныне обзываемой «Республика Карелия»? И когда она появилась? - Да! Была, хотя и не называлась «Республикой» и считалась «Обонежской пятиной Земель Великого Новгорода».

3. Что дала коренному населению Карелии «Карельская Трудовая Коммуна» в 20-е годы и советская власть за 80 лет? - Государственное крепостничество и уничтожение свободного северного крестьянства.

4. Зачем Катанандову и его команде нужна политика государственной русофобии? - «Разделяй и Властвуй!» Для любой неправедной власти важно иметь население послушное, покорное и не знающее своей истории. Поэтому из нашей исторической памяти губернаторские идеологи стараются стереть восемьсот лет истории.

Праздник для нашей карельской власти – повод пустить пыль в глаза московскому начальству, и потому только им нужен фальшивый юбилей фальшивого государственного образования.

Комментарии

paramparam
2010-06-17 14:39:11
Stul, дада )) сын бывшей подписчицы, конечно же. И вам не хворать!
Stul
2010-06-17 12:43:28
paramparam, ну, сын то, слава богу, не бывший)) Долгие лета!))
Artem
2010-06-17 10:01:37
Никогда русские не жили так хорошо, как в СССР. Это не есть злая воля. Просто мы - вот так живем. А по-другому - не живем. Ну а так, да, действительно. Сокращение населения на полтора миллиона в год - вот что действительно хорошо. Наше будущее точно описано в интереснейшей книге под названием Mein Kampf: сырьевой придаток Запада, население 30 миллионов человек.
btw
2010-06-16 22:03:58
Александр Степанов: "Вот совсем недалеко от Кореи есть такая немаленькая страна Филиппины, где живет без малого 100 млн. человек, и где вроде бы тоже капитализм. Но что-то мы не видим ни филиппинских автомобилей у себя в городах, ни мобильников, ни ЖК-телевизоров. И качество жизни на Филиппинах как-то не того, не соблазняет нас никто по телевизору филиппинским качеством жизни. Помалкивают про это. И Единая Россия помалкивает, и Чубайс, и Немцов, и Новодворская. " Барабанная дробь! Каха Бендукидзе: "Частично удалось, но еще многое предстоит. Я считал и считаю, что Грузия может быть нормальным богатым государством, просто для этого нужно время. Надо избежать ошибок разных: политических, экономических. Ничего особенного нет в странах, которые проводят нормальную политику, реформы, развиваются демократически, для них все пути открыты. А если совершать ошибки, то это путь в никуда. В начале прошлого века из Гонконга молодые девушки ездили на Филиппины работать нянями. А к концу столетия с Филиппин ехали в Гонконг работать нянями. Вот это цена ошибок. "
saltup
2010-06-16 21:40:04
парампарам-у гляньте частично: http://www.proza.ru/cgi-bin/authors.pl?author=mishura52 кой-какие фото со скульптур есть в ЖЖ, там я по кличной korennik...... оей фантастики много в интернете.
paramparam
2010-06-16 19:06:05
saltup, я бывший читатель/сын подписчицы журнала Kipinä. Буду в ПТЗ, зайду, мобуть, и в указанный магазин. В живописях профан, посмотрю, чё вы там предлагаете. Зацифруйте, пожалуйста, если несложно, эскизы, выложите, ссылку дайте, и давайте лучше за ваши проекты позвездим. Я вот вам, например: а что хотел сказать автор? А вы, как автор, такой: а я, paramparam, этим хочу сказать вот это.
Artem
2010-06-16 15:51:22
Всего хорошего )))
Stul
2010-06-16 15:39:11
Слив засчитан! Свободен! (с)
Artem
2010-06-16 15:20:51
Извини, вопросов более не имею, говорить дальше ни о чем желания нет. Предмета ты не знаешь. Свои "рассуждения" строишь на ровном месте. Писать лично для тебя "Историю СССР" - не способен.
Artem
2010-06-16 15:17:09
Stul Ты ситуацию-то тогдашнюю хоть раз представить пробовал? Что это было и что надо делать? Речь не о том, что "хороший" или "плохой", "положил людей" или еще что. Если доведется руководить большим количеством людей, заметь, что без этого - нельзя. Рассуждения о Сталине без понимания того, что это было за время - бессмысленны.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 13:50
Обществоведение
Как живут люди в самом дальнем микрорайоне Петрозаводска.
19.01.2017 12:20

Чтиво

19.01.2017 16:05
Личное мнение
Карельский журналист и блогер Николай Габалов о том, что общего у "Шерлока" со "Смертельным оружием". 

Опрос

Как вы поведете себя, если введут налог на сбор ягод и грибов?