999 руб.
/
1500 руб.
-33%
Экономия 501 руб
1999 руб.
/
2500 руб.
-20%
Экономия 501 руб
4990 руб.
/
5850 руб.
-15%
Экономия 860 руб
499 руб.
/
790 руб.
-37%
Экономия 291 руб
Чтиво. Личное мнение
10:37, 30 Августа 2010

Dura lex, совсем dura…

Сергей Хорошавин, главный редактор еженедельника "АиФ в Карелии"


Любой экономический проект в нашей стране обречен на обильное бумагомарание. На каждую инициативу находится своя инстанция, на каждую идею своя лицензия, и на каждое начинание свой контролирующий орган. При этом наши бюрократы не забывают кивать на соседние страны – мол, что вы хотите, в Европе-то формальностей и ограничений еще больше. И вообще, все эти документы нужны не просто так, а чтобы защитить нас с вами. Но на практике выясняется – чем больше бумаг, тем хуже рядовому человеку.
Взять, к примеру, автомобилистов. Казалось бы, уж к кому-кому, а к ним удача в последние годы повернулась лицом. Выделены десятки миллионов на ремонт дорог в карельской столице, все лето не прекращаются работы на трассе Кола – латают дыры, строят новые развязки и так далее. Однако – как идет эта работа?
В рамках сегодняшнего закона подряд на ремонт участков автотрасс распределяется по конкурсу. К конкурсу допускаются любые фирмы, способные предъявить определенные документы (требуется наличие техники, кадров, опыта и так далее), а выигрывает конкурс то предприятие, которое предлагает меньшую цену. Вроде бы – всё правильно, экономия бюджетных средств налицо. На практике же получается следующее: на конкурс выдвигается, к примеру, местное предприятие, районное ДРСУ, которое всегда занималось ремонтом этих дорог и знает каждую колдобинку, как родную, а также фирма-«варяг» с московской или санкт-петербургской пропиской. ДРСУ называет одну цену, рассчитывая её фактически по себестоимости, «варяг» предлагает другую, более низкую, и, конечно же, выигрывает конкурс. Еще бы он не выиграл – в местную администрацию тут бы и нагрянули люди в синих мундирах и поволокли бы ответственных лиц на административно-судебный «правёж». А далее происходит следующее: через некоторое время к руководству того самого ДРСУ заглядывают представители фирмы-победительницы и предлагают заключить договор подряда на ремонт именно этого участка дороги. Естественно, за сумму меньшую, чем они сами получат из бюджета. Местному предприятию деваться, собственно, некуда – никакой иной работы для дорожников в районе просто нет. Поэтому приходится соглашаться. Но ведь мы помним, что изначально ДРСУ предлагало выполнить все работы по себестоимости. А теперь – им надо ремонтировать дорогу за сумму ниже реальной. Как думаете, что сделают в данном случае мастера дорожных работ? Мне вот кажется, что они – минимизируют расходы. Где-то положат чуть меньше щебня, где-то сделают более тонкий асфальт, и так далее, технология экономии средств в свою пользу давно отработана.
В сухом остатке мы получаем следующее – фирма-«варяг», всё имущество которой, возможно, заключается в одном письменном столе и кипе красивых бумаг, неплохо наварилась. Местное ДРСУ не осталось без работы. Красивый закон о конкурсах – выполнен. А то, что дорожное полотно развалится через несколько лет, и в его ремонт, в конечном итоге, будет вложена совсем сумма иного порядка, чем была сэкономлена на конкурсе – это не волнует никого: ни законодателей, ни дорожников. Разве что автомобилистов, но они права голоса в данном случае не имеют.
Другой пример правовой заботы государственных органов о благе потребителя. Пару лет назад в одном из северных районов Карелии было, фактически, прикончено животноводство. Одно из местных предприятий содержало обширную свиноферму. Поскольку разведение свиней не было для предприятия приоритетным занятием, то ферма была – убыточной. Но её не закрывали. Фактически выращивали свинину для себя и своих работников, худо-бедно пополняя прилавки районных магазинчиков местной продукцией. И – надо же такому случиться: при пересечении границы Карелии с Ленобластью было обнаружено несколько свиных туш, в крови которых оказался найден вирус какой-то экзотической свиной болезни. В ту пору еще несколько подобных случаев зафиксировали в южных регионах страны, и по всей России полетела начальственная бумага: обеспечить и улучшить. Пришли с этой бумагой и в наше карельское хозяйство. Аргументы о том, что территория – северная, вируса нет, передаться свиньям он не может, услышаны не были. Зато была названа сумма, в которую обошлось бы переоборудование свинофермы в соответствии с профилактическими указаниями: 2 миллиона рублей. На дворе стоял кризис, свиноферма и так была убыточной, в общем, свиней пустили на убой, всех. Так оказалось проще. Тем самым, история животноводства в районе оказалась законченной, зато контролирующие органы смогли отчитаться о выполнении мудрого указания из центра.
И, к сожалению, такие истории можно рассказывать и рассказывать. Готов ли я предложить какой-то выход? Увы. Совсем без контроля также нельзя, хотя бы потому, что в таком случае в неизбежном выигрыше окажутся разнообразные мошенники. Однако, как мне кажется, есть вариант сведения негативного эффекта обильного бумаготворчества к минимуму. Одна из проблем России – то, что обязательные для всей страны решения принимают в едином центре. Но какое отношение имеют свиньи, выращиваемые на приполярной ферме, к болезни животных, характерной для кавказских субтропиков? Почему к таким разным регионам должен применяться единый подход? Между тем, повышение законотворческой, а, следовательно, и финансовой самостоятельности регионов могло бы сгладить негативные эффекты. В конце концов, на месте, чаще всего, виднее, что и как нужно делать, чего избегать, а что, наоборот, развивать.

Комментарии

ulitka20
2010-09-14 17:13:04
Имею абсолютно противоположное мнение по поводу 94-ФЗ. До момента, как государство взялось за регуляцию госзакупок - полное отсутствие конкуренции, рынок вообще не развивался. Все тендеры по сговорам заказчика с поставщиком. или только между поставщиками. Приведу вопиющий пример из недавней практики госзакупок в Петрозаводске. Необходимо было сделать пожарную сигнализацию в 7 школах. Дак на тендер вышло 7 компаний, которые предварительно договорившись, распределили между собой все школы и взяли госконтракты по максимальной цене. Ориентировочно по 500тыс при себестоимости 250-300. Вот и считайте, 7*200 тыс.=1млн.400тыс. В связи с 94-ФЗ сейчас таких случаев все меньше и меньше. На рынке началось движение: фирмы сокращают расходы, повышают эффективность. Вы только представьте, в России производительность 100 рабочих сопоставима с производительностью 24 рабочих в Америке. Я думаю, при дальнейшей доработке 94-ФЗ его можно будет считать мощнейшим стимулом для развития конкурентной среды в России.
Egor
2010-08-31 08:53:28
Привет собравшимся. По тексту - всё правильно, но не хватило конкретики: названий этих самых ДРСУ и прочих упомянутыъ предприятий. Видимо, чтобы под иски е подставляться? ))) Так что, с Гошиной добавкой всё и вовсе неплохо звучит.
Гоша
2010-08-30 13:32:57
Сергей, я полностью согласен с тобой в той части, что 94-й ФЗ - палка о двух концах. С одной стороны, он вроде бы призван уменьшить государственные и муниципальные расходы и минимизировать коррупционную составляющую госзакупок и контрактов. На деле получается, что муниципалитеты и иные бюджетные заказчики вынуждены порой покупать ненужное г..но или получать некачественные работы только потому, что они дешевле. Примеров таких - множество. Что же касается дорог, то приведенный тобою пример для Петрозаводска актуален в части ремонта улиц Профсоюзов и Боровой. Подрядчиком был Трансстрой, но на деле работы проводило Кондопожское ДРСУ. Сделано в итоге плохо. В этом году, к счастью, Трансстрой все свои подряды выполнял сам. У них и техники нужной больше, и более современная она, техника эта. Да и заказчики научились правильно оформлять конкурсную документацию, включают в нее требования, которые не под силу более дешевым "конкурентам". В общем, при желании можно и с 94-м ФЗ справиться, минимизировать негативные его последствия
Гость

Аналитика

20.10.2017 11:09
Тема недели
Сторона защиты попросила полностью оправдать Девлета Алиханова, так как в его деле нет ни состава, ни события преступления.
18.10.2017 14:32
16.10.2017 09:18

Чтиво

20.10.2017 15:43
Без политики
Недавно мне предложили написать о колонии строгого режима №9, что находится в микрорайоне Птицефабрика. Недолго подумав, согласилась.
12.10.2017 16:27

Опрос

Вы пойдете в кино на "Матильду"?