Чтиво. Частная жизнь
12:26, 03 Сентября 2010

Cвой среди чужих, чужой среди своих

Известный карельский художник Владимир Фомин о своих добро– и недоброжелателях, о настоящем искусстве и вынужденной контрабанде картинами.


"Когда я выходила замуж за Фомина, я знала, что он – гений, – поделилась супруга художника Светлана Громова. – Хотя тогда его картины лежали под диваном, и их никто не видел. На сегодняшний день более 700 его работ находятся в Национальных Музеях России, Финляндии, Норвегии, США, в коллекциях художественных галерей, музеев, частных собраниях мира, где они висят рядом с полотнами Дали, Пикассо, Мане".
Но в Карелии увидеть картины авангардиста Владимира Фомина практически невозможно: в республике, где художник из Томска проживает последние 20 лет, он не выставляется, его произведения из именитых серий "Калевала", "Пер Гюнт", "Сказки севера", "Лубок", "Девы, Дамы. Мадонны", "Мандалы" и других смогли оценить только иностранные зрители. Выставки художника открывают первые лица государств, известные деятели политики и культуры. В рейтинге Международного банка данных современного искусства Владимир Фомин значится в десятке лучших современных художников нашей страны и среди 100 гениев мира XX-XXI в.в. Его творчество изучают в образовательных учреждениях США, Венгрии, Финляндии, Норвегии и России.
Почему Фомин, чье имя внесено в лондонскую энциклопедию, остается чужаком в мире искусства Карелии? Почему он кого-то раздражает, а некоторые его даже ненавидят? Недавно Владимир Фомин вернулся из Финляндии, где у него прошла 12-я по счету выставка из 34 персональных зарубежных вернисажей. Он рассказал "Столице на Онего" о сложностях взаимоотношений с коллегами и поделился с нами секретами своего успеха.


Вы – не художник

– Владимир, говорят, что когда вы приехали в Карелию, вы буквально сразу выставили свои работы в галереях Германии и Финляндии. Коллеги по цеху вас невзлюбили, поскольку на вопрос: "Вы что гений?", получали от вас ответ: "Конечно, а какое в этом может быть сомнение!" Это было действительно так?

– Именно такие слова я не произносил, но то, что бог – творец и я – творец, не скрывал. Меня действительно здесь не приняли. Как только в Петрозаводске открылась первая галерея, уже почившая в бозе, мне сказали: "Здесь выставляются только художники, а вы – не художник". Не рады мне и в Музее ИЗО. Его директор однажды побывала на моей выставке в Музее искусств в Рийхимяки и, выступая там на открытии вернисажа в течение получаса, ни слова не сказала обо мне. Финны ничего не поняли. Зато нам со Светланой было все понятно. Примечательно, что среди книг по карело-финскому эпосу на выставке к 90-летию Карелии в музее ИЗО не представлена ни одна из 7 книг, оформленных мной по "Калевале". А их выпускали лондонские, американские, финские и российские издательства с 2006 по 2010 годы. Среди них есть даже "Лучшая книга года-2006 Карелии"и "Лучшее подарочное издание России-2006".

– Вы – одиночка, который сам пробивается в мире искусства и делает это довольно успешно. Но неужели за все это время Фомин ни разу не заглядывал в наше министерство культуры?

– Министерство культуры не имеет ко мне никакого отношения. Я здороваюсь с министром Галиной Тойвовной Брун, но не понимаю, чем она может помочь. Купит картину? Зачем ей и ее министерству мои работы? Я художник: пишу картины, зарабатываю деньги, делаю выставки. Судьба так складывается, что местным художникам помогает местная власть, в том числе от искусства, а мне помогают люди из разных стран. Но при этом я сам оформляю картины, сам перевожу, оплачиваю транспортные расходы, страховку, проживание. Например, чтобы в августе мы смогли вывезти картины на выставку в Финляндию, нужно было четыре раза съездить в Питер за разрешением на их вывоз. Это "удовольствие" стоило почти 40 тысяч рублей. 250 евро отдал за машину, на которой перевозили картины. А если едешь на выставку-продажу, ты должен платить за каждое полотно финской таможне 8 процентов от стоимости картины, которую еще не продал. Неудивительно, что при таких жестких правилах, бьющих по карману, художник волей неволей вынужден рисковать. Так пришлось доставлять без документов свои полотна из Франции, из Германии, поскольку они были отправлены в эти галереи не из России, и соответственно у меня не было разрешения на их ввоз на родину. Их в принципе могла отобрать таможня в аэропортах. Когда я везу работы на выставку или с выставки, всегда чувствую себя как на вулкане.


Жить красотой не умеем

– Около десяти лет назад в одном из интервью вы сказали: "На Западе какую-нибудь ерунду не купят. Если не сможешь удивить эту публику, никто на тебя никогда не обратит внимания". Сегодня работая над картиной, вы придерживаетесь этого же принципа?
– Конечно. В принципе это работает и в Москве, и в Питере. Художнику нужно создать что-то интересное, чтобы его картины захотели приобрести. С тем, что мои работы – это настоящее искусство, согласны искусствоведы во многих странах. Бывает, что мои картины экспонируются в музеях и галереях за рубежом по 2-3 раза в год.
– В Москве выставиться не хотите?
– Постоянно приглашают и Питер, и в Москву, и выставляться, и быть членом жюри разных конкурсов. Но мне больше предлагают выставиться за границей, чем я могу себе это позволить. Возможно, через четыре года я сделаю выставку в Москве. А пока некогда. Мои вернисажи расписаны до 2014 года. Я даже в Карелии не могу выставиться.

– А предлагают?
– Нет. А главное, что мне это не очень интересно. В Петрозаводске нет рынка. На выставки ходят в основном художники и их родственники. Но это обычная картина для нашей страны, для Питера и Москвы тоже. Постоянной популярностью пользуется, пожалуй, только московский Арт-манеж, где раз в году проходит большая выставка художников, которым, чтобы здесь выставиться, нужно платить долларов двести за метр картины. Туда приходят коллекционеры, богатые люди со всего мира. Там экспонироваться целесообразно – ты себя покажешь, попадешь в международный каталог и, возможно, познакомишься с покупателем, который заинтересуется твоим искусством и начнет тебя собирать. Хотя у меня в Москве есть коллекционеры и без того. А в Ювяскюля в августе этого года первую картину с вернисажа приобрел мэр, который его открывал, а последнюю – Музей искусств города. Так что только в Финляндии мои работы есть уже в 5 собраниях музеев.
– Почему, на ваш взгляд, у нас не ходят на выставки? Москва (да и вся Россия в целом) – по-прежнему большая деревня, как говорил в интервью одному солидному журналу известный актер Лев Дуров?
– Нас нельзя сравнивать с Францией, жители которой живут красотой и поглощают ее. Французы в массе своей живут хорошо, не думают о том, что они завтра будут кушать. А русские озабочены: у них нет денег, но они хотят достойно прожить свой кусок жизни. Они строят дачи, копят на поездку в Египет. И не надо нам, как французам, жить красотой. Но думаю, что это пройдет через лет 50-100. Наши разбогатеют и тогда… Кроме того, мое искусство необычное. А люди у нас привыкли покупать пейзажики: солнышко, деревце, речушка, лодочка. Даже те, кто сегодня умеют зарабатывать деньги в России, как правило, ничего не понимают в искусстве. А в Германии, Франции, США, Норвегии люди совсем по-другому смотрят на картины. Там заходишь в офис крупной фирмы – на этажах висят полотна разных художников. Попадаешь к кому-нибудь домой – там развешены, например, 15 работ мастеров разных направлений. Везде тебя сопровождает искусство. А у нас пройдешь пол-Петрозаводска, ни у кого не будет висеть на стене настоящей картины. Возможно, попадется на глаза лишь какой-нибудь постер или дешевая малюсенькая картинка. Людям это не нужно. Наши магазины, торгующие живописью, занимаются ширпотребом. Человек приходит туда и думает, что там продается искусство. На самом деле там нет ничего подобного, одна ерунда, дешевка.


Галерея без соседей в "Онего-Паласе"

– А вы свои картины в Петрозаводске не продаете?
– Пытались продать небольшую работу в альтернативном салоне "Лавке чудес", куда ее взяли с удовольствием. Но когда пришли туда через месяц, обнаружили, что она стоит за стойкой. Задали резонный вопрос: "А зачем вы брали картину, если ее прячете от покупателей?" И получили объяснение, что, мол, Поморцев хочет висеть с Поморцевым, Чекмасов с Чекмасовым, а картина Фомина забивает все пейзажи: она слишком яркая. Мол, другие художники оказались недовольны соседством с Фоминым. Интересно, что за реализацию в этом салоне берут 30 процентов от стоимости картины. В 2008 году выставлялся в галерее в центре Парижа, так там с продажи картины брали 15 процентов.
– Не думаете уехать из Карелии туда, где другие художники не будут против соседства с вами?
– Уезжать из Карелии не собираюсь. Я просто здесь работаю. Меня поддерживает моя муза, которая всегда при мне. Мы много путешествуем по миру, где обязательно посещаем все музеи.
– А сейчас над чем работаете?
– Через два месяца по приглашению представительства Финской Православной Церкви состоится выставка в Культурно-Православном Центре в Йоэнсуу, затем в Савонлинна. Летом 2012 года – выставка на Новом Валааме в Финляндии. Нужно не покладая рук работать над "Духовной серией" и ни на что больше не отвлекаться. На одну картину у меня уходит от месяца до трех. Да и так постоянно кто-то звонит, пишет. То какие-то художники хотят сделать совместные выставки. То появляются какие-то писатели, которые задумали устроить творческие вечера с вернисажем Фомина. То московский ликероводочный завод попросил сделать "фоминскую" бутылку. Сейчас "Винный бутик" хочет выпускать карельскую настойку в бутылке с яркой этикеткой от Фомина.
– То хозяева строящегося в Петрозаводске гостиничного комплекса "Онего-Палас" задумали выложить в холле гостиницы панно из изображений ваших картин из серии "Калевала". Каждая из шести мозаик – высотой более одного этажа. Там-то мы и сможем увидеть ваши работы?
– Я познакомился с хозяином Ралифом Сафиным. Мне предложено в "Онего-Палас" сделать постоянную выставку. Буду писать картины и экспонировать их в гостинице. Так что рано или поздно в Петрозаводске появится галерея Фомина. Нравится это кому-то или нет.
Беседовала Наталья Витива

Комментарии

нюшка
2010-09-13 13:51:34
Интересно - почему это нюшка стала синонимом серости и убогости? оттого ли, что свое мнение- личное и обоснованное, основанное на знакомстве и с картинами. и с человеком -автором, высказала? или женщине лучше молчать, когда великие рассуждают о примитивизме и лубочности? Искусствоведы.. эва как))))
Observer
2010-09-07 18:14:07
Stul, Вы ничем меня лично не обидели. Все отлично ! Рад снова встретиться с Вами в блоге после длительного летнего перерыва :)
Stul
2010-09-07 11:19:56
Observer, извините, если чем-то Вас задел. Вы меня неправильно поняли. Поверьте, у меня бы язык не повернулся ругать великую русскую классику живописи и её поклонников. Если честно, то лубочный авангард Фомина мне тоже не сильно близок.
sekret
2010-09-06 19:42:41
"...универсальный знаменатель работы ..." любого творческого человека - мера таланта. То, что от Бога и папы с мамой дано. Фомин - (однозначно) большой талант. Чего про квелую карельскую живопись и ее творцов никак не сказать. Впечатление такое, что карельские художники в краски пепел добавляют. Тускловато. Видно это свойство земли карельской и ее сынов.
Финик
2010-09-06 19:40:41
Каждому свое, кому-то нравятся картины Фомина до умопомрачения, кого-то раздражают. К мнению "профессионалов от искусствоведения", тоже не шибко прислушиваюсь. Что называется, вроемя рассудит. Ну уж то, что Володя - очень гармоничный, добрый и открытый человек, а вовсе не обиженный на весь свет страдалец, могу засвидетельствовать лично. Единственное что меня, лично, всегда несколько коробило, то что подход к тому что писать действительно несколько ориентирован на покупаемость. Что есть, то есть. У великих, все же было иначе.
Observer
2010-09-06 18:54:16
to Stul: я россиянин, но к "нюшкам" никак не отношусь. Ценю классику, особенно русских пейзажистов-передвижиков. И не считаю, что мой вкус ущербный. Так что не стоит обобщать, используя в качестве универсального знаменателя работы авангардиста.
Stul
2010-09-06 11:53:21
Что-то у меня с падежами плохо)) "ВеселА пара картин", я хотел написать))
Stul
2010-09-06 11:52:05
Картины Фомина вживую можно посмотреть в "Дворцах", что в Марциальных Водах, если кому интересно. Весели там, помнится, пара картин. А обид у художника нет, поверьте. Ему наплевать на нашу деревню, и среди всяки нюшек продвигать своё искусство резону нет. Г-н Фомин просто честно ответил на вопросы журналиста.
sekret
2010-09-06 10:14:16
С героем статьи знаком шапочно. Пестроту его картин не понимаю и деньги за них не отдал бы. Но в том ,что личность самостоятельная в искусстве - сомнений нет. Не местной культуры. Нет в Карелии ничего подобного. Попутно - на фиг он минкульту нужен? Не местный, не бедный - значит клянчить не будет-,в "концепсии" минкульта никак не вписывается - да хлопоты от него только. Но не мешают - и то хорошо. Эх, бояре...
Sheldon
2010-09-05 22:02:49
Приятно узнавать, о том, что в Карелии живут и работают таки вот личности. Странно, что мало кто о них пишет и рассказывает. Вот настоящие интересные информационные поводы. Мнение художника полностью разделяю. Удачи во всем, творческого и коммерческого успеха!!! А ПТЗ точно колхоз...
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 12:09
Капитал
Специалисты  из Карелии ждут объявления результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. Только вряд ли наша республика займет  в нем хорошие позиции.
24.05.2017 11:31

Чтиво

Сегодня 14:17
Личное мнение
Главные события минувшей недели. Авторский взгляд журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Куда этим летом отправите своих детей на отдых?